Ценности и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо.

Содержание работы

Введение.
Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
Роль социальных ценностей в социализации личности.
Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Литература.
Персоналий.
Словарь терминов.

Файлы: 1 файл

контр философия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) —русский писатель, родоначальник  революционной мысли в России, материалист. Он показывал, что в  земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности  существования души после его смерти. Однако с позиций метафизического материализма Радищев все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на котором спекулировали представители нем. идеализма.

РАЙЛ Гилберт (1900-76) —  английский философ, один из лидеров  лингвистической философии, профессор философии в Оксфорде. Для Райла задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания наших познавательных средств. Райл считает, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к т. наз. категориальным ошибкам. В своей главной работе “Понятие духа” (1949) Райл выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму.

РАССЕЛ Бертран (1872—1970)—  английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад в развитие современной математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики. В начале столетия Рассел, открыв логический парадокс (получивший его имя) и разрабатывая теорию дескрипций, совместно с Уайтхедом предпринял вслед за Фреге попытку логического обоснования математики (Логицизм). Его перу принадлежит ряд работ по философским проблемам естествознания и много эссе на различные социологические темы.

РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891—1953) — немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности. В 20-х гг. Р.— один из организаторов Общества научной философии в Берлине, которое вместе с венским кружком составило основу движения логического позитивизма. Рейхенбах занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т. д.

РУССО Жан Жак (1712—1778) — представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался хотя и признавал врожденность нравственных идеи.

СОКРАТ (ок. 469—399 до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Центральной в учении Соловьёва  является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное “всеединство” (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьёву, лишь “цельным” знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.

СПИНОЗА Барух (Бенедикт) (1632— 77) — нидерландский философ-материалист. С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. Как “природа творящая”, она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции— бытия необусловленного Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) — как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах.

ТОРО Генри Дэвид (1817—62)—  американский философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Философские  взгляды Торо — пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, которой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т.е. природой.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) — немецкий философ-материалист. Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Фейербаха. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характер гегелевской диалектики.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762— 1814) — немецкий философ, второй по времени  после Канта деятель немецкого  классического идеализма. Подчеркнул значение “практической” философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел “практику” к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил кантову концепцию “вещи в себе” и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного — субъективно-идеалистического начала.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976)—  один из основоположников и главный  представитель немецкого экзистенциализма. Основной категорией идеалистической философии Xайдеггера является “временность”, понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным X. считает “настроение”, т. е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности, по Xайдеггеру, являются забота, тревога, страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, которое Xайдеггер называет “бытием-в-мире”. Учение об априорных формах разрабатывалось Xайдеггером как учение о бытии (“фундаментальная онтология”). Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, “бренность”.

 

 

                             Словарь терминов

 

АКСИОМА (греч. axioma — принятое положение) — исходное утверждение (предложение) какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или совокупности которых) выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.1.Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное). 3. В современной философской и психологической литературе термин бессознательное часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы. стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

БОГ — в религиозных  учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.).

ВЕЧНАЯ ИСТИНА — термин, означающий неопровержимость истин  в процессе развития познания. В  этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (греч. ge — земля и grapho — пишу) — совокупность предметов и явлений  живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и  животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого общества.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ —  то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО  — учение об идеальном, независимом  от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и “природы” человека.

ЗЛО — наиболее общее  оценочное понятие, обозначающее отрицательный  аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3ло именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрицанием.

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский  термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. Она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).

ИМЯ — выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как  все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект.

КОСМОС (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики.

ЛОЖЬ — искаженное отражение действительности, такое  познавательное содержание, которое  не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Ложи следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и “непредсказуемое” выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.

МАГИЯ (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в  совокупности обрядов, имеющих целью  воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д.

НАУКА — сфера исследовательской  деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого  производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

ПОЛИТИКА (греч. politike —  искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти.

РАЗВИТИЕ — закономерное, направленное качественное изменение  материальных и идеальных объектов.

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма  общественного сознания, отличительным  признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними внешних сил, при котором  земные силы принимают вид неземных.

СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между  мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

СМЕРТЬ — необратимое  прекращение жизнедеятельности  организма, неизбежный естественный конец  существования живого существа.

СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) —  регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СОВЕСТЬ — этическая  категория, выражающая высшую форму  способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания.

СЧАСТЬЕ — аксиологическое  понятие, обозначающее оптимальное  для конкретного индивида сочетание  различных благ, выражающееся в чувстве  внутреннего удовлетворения тем, как  складывается его жизнь в целом.

ТВОРЧЕСТВО — процесс  человеческой деятельности, создающий  качественно новые материальные и духовные ценности.

ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — система  обобщенного достоверного знания о  том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamen-tum — надлежащее соотношение частей) — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.

УМОЗРЕНИЕ — способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных  логических построениях, не связанных  зачастую с научно установленными фактами  наблюдения и эксперимента.

Информация о работе Ценности и личность