Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, контрольная работа
Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо.
Введение.
Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
Роль социальных ценностей в социализации личности.
Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Литература.
Персоналий.
Словарь терминов.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) —русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций метафизического материализма Радищев все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на котором спекулировали представители нем. идеализма.
РАЙЛ Гилберт (1900-76) — английский философ, один из лидеров лингвистической философии, профессор философии в Оксфорде. Для Райла задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания наших познавательных средств. Райл считает, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к т. наз. категориальным ошибкам. В своей главной работе “Понятие духа” (1949) Райл выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму.
РАССЕЛ Бертран (1872—1970)— английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад в развитие современной математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики. В начале столетия Рассел, открыв логический парадокс (получивший его имя) и разрабатывая теорию дескрипций, совместно с Уайтхедом предпринял вслед за Фреге попытку логического обоснования математики (Логицизм). Его перу принадлежит ряд работ по философским проблемам естествознания и много эссе на различные социологические темы.
РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891—1953) — немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности. В 20-х гг. Р.— один из организаторов Общества научной философии в Берлине, которое вместе с венским кружком составило основу движения логического позитивизма. Рейхенбах занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т. д.
РУССО Жан Жак (1712—1778) — представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался хотя и признавал врожденность нравственных идеи.
СОКРАТ (ок. 469—399 до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Центральной в учении Соловьёва является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное “всеединство” (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьёву, лишь “цельным” знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.
СПИНОЗА Барух (Бенедикт)
(1632— 77) — нидерландский философ-
ТОРО Генри Дэвид (1817—62)— американский философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Философские взгляды Торо — пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, которой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т.е. природой.
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) — немецкий философ-материалист. Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Фейербаха. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характер гегелевской диалектики.
ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762— 1814) — немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Подчеркнул значение “практической” философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел “практику” к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил кантову концепцию “вещи в себе” и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного — субъективно-идеалистического начала.
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976)—
один из основоположников и главный
представитель немецкого
Словарь терминов
АКСИОМА (греч. axioma — принятое положение) — исходное утверждение (предложение) какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или совокупности которых) выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.1.Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное). 3. В современной философской и психологической литературе термин бессознательное часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы. стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
БОГ — в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.).
ВЕЧНАЯ ИСТИНА — термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (греч. ge — земля и grapho — пишу) — совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого общества.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и “природы” человека.
ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3ло именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрицанием.
ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. Она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).
ИМЯ — выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект.
КОСМОС (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики.
ЛОЖЬ — искаженное
отражение действительности, такое
познавательное содержание, которое
не соответствует объективной
ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и “непредсказуемое” выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.
МАГИЯ (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д.
НАУКА — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
ПОЛИТИКА (греч. politike — искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти.
РАЗВИТИЕ — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.
РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.
СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания.
СЧАСТЬЕ — аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом.
ТВОРЧЕСТВО — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamen-tum — надлежащее соотношение частей) — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.
УМОЗРЕНИЕ — способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента.