Человек и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.

Файлы: 1 файл

Кодификатор.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

Функции общества:

-Производство  материальных благ и услуг

Распределение продуктов труда (деятельности)

-Регламентация  и управление деятельностью и  поведением

-Воспроизводство  и социализация человека

-Духовное  производство и регулирование  активности людей

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

9. Основные институты  общества

Институты общества – совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальные институты:

 

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

 • включают  систему санкций — от правовых до морально-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Институт семьи и брака - потребность в воспроизводстве населения.

Экономические институты - потребность в добывании средств для существования.

Политические институты - потребность в безопасности и социальном порядке.

Духовные институты - решение духовных проблем, разработке новых знаний, социализации подрастающего поколения.

10. Понятие культуры. Формы  и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

-технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

-ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

-материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

-духовная  – совокупность духовных ценностей  и творческой деятельности по  их производству, освоению и применению.

Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

 

 

Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

 

Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

 Элементами  духовной жизни общества принято  считать также:

- духовные  потребности;

- духовную  деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство  общественного сознания);

- духовные  ценности (идеи, теории, образы, ценности);

- духовное  потребление (всеобщий характер  потребления, т.к. духовные блага  – всеобщее достояние);

- духовные  отношения (духовные общественные  связи индивидов);

-проявления  межличностного духовного общения.

 

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Виды культур:

Массовая культура – ориентируется на вкусы и запросы массового потребителя.

Элитарная культура - рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по содержанию произведений.

Народная культура – культура какого-либо народа, основанная на национальных традициях и ценностях. Отражает особенности общественной жизни народа в конкретный исторический период.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

11. Наука. Основные особенности  научного мышления. Естественные  и социально-гуманитарные науки.

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Функции науки:

-культурно-мировоззренческая,

-познавательно-объяснительная,

- прогностическая,

- социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности:

-объективность;

-развитость  понятийного аппарата (категориальность);

-рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

-проверяемость;

-высокий  уровень обобщения;

-универсальность (исследует любой феномен со  стороны закономерностей и причин);

-использование  специальных способов и методов  познавательной деятельности.

Основные методы научного познания:

Эмпирические (чувственные) - выражает объективные факты, установленные в результате экспериментов и наблюдений. ( Примеры методов: эксперимент, сравнение, наблюдение).

Теоретические - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень состоит из идеи, концепции, идеальных объектов. ( Примеры методов: анализ, синтез, обобщение, формализация).

Формы научного познания:

Вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

 

Универсальные методы научного познания:

 · анализ - разложение целого на части;

 ·  синтез - воссоединение целого из частей;

 ·  дедукция - выведение общего положения из фактов;

 ·  дедукция - логическое выведение нового положения из предшествующих;

 ·  аналогия - сходство нетождественных объектов;

 ·  моделирование - воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

 ·  абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

 ·  идеализация - мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

12. Образование, его значение  для личности и общества.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования:

-экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

-социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

-культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Общие тенденции в образовании:

-демократизация  образования;

-рост продолжительности  образования;

-непрерывность  образования;

-гуманизация образования;

-гуманитаризация образования;

-интернационализация  образования;

 

-компьютеризация  образования.

Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

13. Религия

Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

форма удовлетворения духовных потребностей.

2. Признаки  религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим  силам; стремление согласовать жизнь  с требованиями безусловного  начала (Бога, Абсолюта)

Элементы религии:

-вера –  принятие истинности чего-либо  без доказательств;

-культ –  вид религиозной деятельности, религиозное  почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

-переживания;

-образ жизни (нравственные ценности и религиозные  нормы);

- символы.

Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Функции религии:

-мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);

-регулятивная (Упорядочивает определенным образом  помыслы, стремления людей, их деятельность);

-терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);

-культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);

-коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих  — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);

 

 -интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);

-легитимизирующая.

Религии современного мира:

-родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

Информация о работе Человек и общество