Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа
1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.
Функции общества:
-Производство материальных благ и услуг
Распределение продуктов труда (деятельности)
-Регламентация и управление деятельностью и поведением
-Воспроизводство и социализация человека
-Духовное производство и регулирование активности людей
Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
9. Основные институты общества
Институты общества – совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Институт семьи и брака - потребность в воспроизводстве населения.
Экономические институты - потребность в добывании средств для существования.
Политические институты - потребность в безопасности и социальном порядке.
Духовные институты - решение духовных проблем, разработке новых знаний, социализации подрастающего поколения.
10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
-технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
-ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
-материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
-духовная
– совокупность духовных
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Элементами
духовной жизни общества
- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
-проявления
межличностного духовного
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Виды культур:
Массовая культура – ориентируется на вкусы и запросы массового потребителя.
Элитарная культура - рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по содержанию произведений.
Народная культура – культура какого-либо народа, основанная на национальных традициях и ценностях. Отражает особенности общественной жизни народа в конкретный исторический период.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
11. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные
и социально-гуманитарные
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Функции науки:
-культурно-мировоззренческая,
-познавательно-объяснительная,
- прогностическая,
- социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности:
-объективность;
-развитость понятийного аппарата (категориальность);
-рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
-проверяемость;
-высокий уровень обобщения;
-универсальность
(исследует любой феномен со
стороны закономерностей и
-использование
специальных способов и
Основные методы научного познания:
Эмпирические (чувственные) - выражает объективные факты, установленные в результате экспериментов и наблюдений. ( Примеры методов: эксперимент, сравнение, наблюдение).
Теоретические - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень состоит из идеи, концепции, идеальных объектов. ( Примеры методов: анализ, синтез, обобщение, формализация).
Формы научного познания:
Вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.
Универсальные методы научного познания:
· анализ - разложение целого на части;
· синтез - воссоединение целого из частей;
· дедукция - выведение общего положения из фактов;
· дедукция - логическое выведение нового положения из предшествующих;
· аналогия - сходство нетождественных объектов;
· моделирование - воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
· абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
· идеализация - мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
12. Образование, его значение для личности и общества.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования:
-экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
-социальная
(осуществление социализации
-культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Общие тенденции в образовании:
-демократизация образования;
-рост продолжительности образования;
-непрерывность образования;
-гуманизация образования;
-гуманитаризация образования;
-интернационализация образования;
-компьютеризация образования.
Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
13. Религия
Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки
религии: вера в сверхъестественное;
организованное поклонение
Элементы религии:
-вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
-культ –
вид религиозной деятельности, религиозное
почитание каких-либо
-переживания;
-образ жизни
(нравственные ценности и
- символы.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Функции религии:
-мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
-регулятивная
(Упорядочивает определенным
-терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
-культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
-коммуникативная
(Обеспечивает два плана
-интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
-легитимизирующая.
Религии современного мира:
-родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;