Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа
1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.
-национально-государственные
религии, составляющие основу
-мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
14. Искусство
Искусство:
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
15. Мораль
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Моральные требования и представления:
-нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
-моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
- нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
-морально-психологические механизмы (долг, совесть);
-высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
16. Понятие общественного прогресса
Прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс - движение, возвращение назад, противоположное прогрессу.
Общественный прогресс - это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.
Критерии общественного прогресса:
- рост науки и разума;
- замена деспотизма природы диктатом разума (И. Кант);
- нравственность в тех или иных формах;
- свобода
человека, самым важным показателем
которой выступает уровень
- качество жизни.
17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
Схемы общественного развития:
Циклическая – исторические этапы развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга
Линейно-восходящая – общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга.
Цивилизация - стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.
Цивилизационный подход – отрицает единство всемирно-исторического процесса; заявляет о циклическом развитии цивилизаций; основу развития представляет духовная культура.
Формационный подход - методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства.
18. Глобализация. Глобальные проблемы человечества.
Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы:
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения космоса
Социальные отношения.
3.1 Социальная стратификация и мобильность
Социальная стратификация- деление общества на большие и соц. группы, занимающие определенное положение, и имеющие определенные права и обязанности, в соответствии со своим полом, возрастом и национальностью.
Шкалы социальной стратификации: доход, образование, отношение к власти, престиж.
Исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия, классы .
Функции социальной стратификации: метод выявления социальных слоев данного общества; представление социального портрета данного общества.
Страта – (лат., слой настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, престижем и др.)
Социальная дифференциация – деление общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение. (экономическая, политическая, профессиональная)
Социальная структура – внутреннее строение общества или группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей.
Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Мобилизация - приведение в действие, сосредоточение сил или средств для достижения определенной цели.
Виды социальной мобильности: вертикальная (восходящая, нисходящая), горизонтальная.
Каналы социальной мобильности (социальные «лифты») - социальный статус семьи, получение образования, воспитания, армия, вступление в брак и др.
На групповую социальную мобильность влияют такие факторы, как революции, войны, интервенция, военные перевороты, смена политических режимов.
Показатели социальной мобильности: скорость, интенсивность.
Маргиналы – люди или группы людей, находящихся на границе различных соц. групп, систем, культур( не деревенские, но еще не городской).
Люмпены – люди, находящиеся на «дне» жизни.
Пауперы- бедные люди.
3.2 Социальные группы
Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)
Социальные группы: социально-классовые (классы, сословия), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь), социально-этнографические (род, племя, народность, нация), социально-территориальные (город, деревня, село).
Виды социальных групп: по численности – большие, малые; по характеру взаимодействия – первичные, вторичные; по факту существования – номинальные, реальные; по способу организации и регулирования взаимодействия – формальные, неформальные.
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм (аудитория, фан-группа, толпа).
Основные свойства квазигрупп – анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность.
3.3 Молодежь как социальная группа
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25-30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Особенности социального положения молодежи: переходность положения, высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей, активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане, объединение в неформальные группы.
Социально-психологические качества молодежи: неустойчивость психики, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, инфантильность, существование специфической молодежной культуры.
3.4 Этнические общности
Этнические общности – исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей (племя, народность, нация, народ), обладающие общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, единства, отличия от других подобных образований.
Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.
Этногенез – происхождение, развитие этноса.
Предпосылки складывания этноса – общность территории, языка, культуры, религии и др.
Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Национальные интересы: 1) необходимость сохранять свою особенность, неповторимость, уникальность своей культуры, языка, стремление к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития; 2) необходимость психологически не отгораживаться от других наций и народов, обогащение своей культуры заимствованиями из других культур.
Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.
Межэтническая, гражданская нация – совокупность (сообщество) граждан того или иного государства.
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные отношения – 1) отношения между разными национальностями внутри одного государства; 2) отношения между разными нациями-государствами.
Формы отношений: мирное сотрудничество, этнический конфликт.
Способы мирного сотрудничества: этническое смешивание, этническое поглощение (ассимиляция).
Основные тенденции развития наций:
1) межнациональная дифференциация (разъединение, разделение, противостояние) – самоизоляция в целом, протекционизм в экономике, национализм, религиозный фанатизм.
2) Межнациональная интеграция (объединение различных этносов через сферы общественной жизни) – экономические и политические союзы, ТНК, международные культурные и народные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей (диалог культур).
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений.
Причины межнациональных конфликтов: этноцентризм, социально-экономические причины (неравенство), этнодемографические (изменение соотношения численности контактирующих народов), экстерриториальные (несовпадение границ государства с границами расселения народов), конфессиональные, культурно-языковые, экологические, исторические (прошлые отношения, войны), культурные (от бытового поведения до политической культуры).
Типы межнациональных конфликтов: государственно-правовой, этнотерриториальный, этнодемографический, социально-психологический.