Человек и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.

Файлы: 1 файл

Кодификатор.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

-национально-государственные  религии, составляющие основу религиозной  жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и  др.);

-мировые  религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в  Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

 

14. Искусство

Искусство:

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

 высокая  степень мастерства.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.

15. Мораль

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.

Моральные требования и представления:

-нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

 

-моральные  качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

 

- нравственные  принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

 

-морально-психологические  механизмы (долг, совесть);

 

-высшие  моральные ценности (добро, смысл  жизни; свобода; счастье).

Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.

Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

16. Понятие общественного  прогресса

Прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс - движение, возвращение назад, противоположное прогрессу.

Общественный прогресс - это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Критерии общественного прогресса:

- рост науки  и разума;

- замена  деспотизма природы диктатом  разума (И. Кант);

- нравственность  в тех или иных формах;

- свобода  человека, самым важным показателем  которой выступает уровень развития  производительных сил (К. Маркс);

- качество  жизни.

17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).

Схемы общественного развития:

Циклическая – исторические этапы развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга

Линейно-восходящая – общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга.

Цивилизация - стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

Цивилизационный подход – отрицает единство всемирно-исторического процесса; заявляет о циклическом развитии цивилизаций; основу развития представляет духовная культура.

Формационный подход - методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду

Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства.

18. Глобализация. Глобальные  проблемы человечества.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

 Проблема  мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

 Демографическая

 Преодоление  отсталости развивающихся стран

Продовольственная

Сырьевая

Энергетическая

Экологическая

 Использования  Мирового океана

 Мирового  освоения космоса

 

Социальные отношения.

3.1 Социальная стратификация  и мобильность

Социальная стратификация- деление общества на большие и соц. группы, занимающие определенное положение, и имеющие определенные права и обязанности, в соответствии со своим полом, возрастом и национальностью.

Шкалы социальной стратификации: доход, образование, отношение к власти, престиж.

Исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия, классы .

Функции социальной стратификации:  метод выявления социальных слоев данного общества; представление социального портрета данного общества.

Страта – (лат., слой настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, престижем и др.)

Социальная дифференциация – деление общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение. (экономическая, политическая, профессиональная)

Социальная структура – внутреннее строение общества или группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей.

Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Мобилизация - приведение в действие, сосредоточение сил или средств для достижения определенной цели.

Виды социальной мобильности: вертикальная (восходящая, нисходящая), горизонтальная.

Каналы социальной мобильности (социальные «лифты»)  - социальный статус семьи, получение образования, воспитания, армия, вступление в брак и др.

На групповую социальную мобильность влияют такие факторы, как революции, войны, интервенция, военные перевороты,  смена политических режимов.

Показатели социальной мобильности: скорость, интенсивность.

Маргиналы – люди или группы людей, находящихся на границе различных соц. групп, систем, культур( не деревенские, но еще не городской).

Люмпены – люди, находящиеся на «дне» жизни.

Пауперы- бедные люди.

3.2 Социальные группы

Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

Социальные группы: социально-классовые (классы, сословия), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь), социально-этнографические (род, племя, народность, нация), социально-территориальные (город, деревня, село).

Виды социальных групп: по численности – большие, малые; по характеру взаимодействия – первичные, вторичные; по факту существования – номинальные, реальные; по способу организации и регулирования взаимодействия – формальные, неформальные.

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм (аудитория, фан-группа, толпа).

Основные свойства квазигрупп – анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность.

3.3 Молодежь как социальная  группа

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25-30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения, высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей, активный поиск своего места в  жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане, объединение в неформальные группы.

Социально-психологические качества молодежи: неустойчивость психики, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, инфантильность, существование специфической молодежной культуры.

3.4 Этнические общности

Этнические общности – исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей (племя, народность, нация, народ), обладающие общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, единства, отличия от других подобных образований.

Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.

Этногенез – происхождение, развитие этноса.

Предпосылки складывания этноса – общность территории, языка, культуры, религии и др.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Национальные интересы: 1) необходимость сохранять свою особенность, неповторимость, уникальность своей культуры, языка, стремление к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития; 2) необходимость психологически не отгораживаться от других наций и народов, обогащение своей культуры заимствованиями из других культур.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межэтническая, гражданская нация – совокупность (сообщество) граждан того или иного государства.

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межнациональные отношения – 1) отношения между разными национальностями внутри одного государства; 2) отношения между разными нациями-государствами.

Формы отношений: мирное сотрудничество, этнический конфликт.

Способы мирного сотрудничества: этническое смешивание, этническое поглощение (ассимиляция).

Основные тенденции развития наций:

1)       межнациональная дифференциация (разъединение, разделение, противостояние) – самоизоляция  в целом, протекционизм в экономике, национализм, религиозный фанатизм.

2)       Межнациональная интеграция (объединение  различных этносов через сферы  общественной жизни) – экономические  и политические союзы, ТНК, международные  культурные и народные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей (диалог культур).

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений.

Причины межнациональных конфликтов: этноцентризм, социально-экономические причины (неравенство), этнодемографические (изменение соотношения численности контактирующих народов), экстерриториальные (несовпадение границ государства с границами расселения народов),  конфессиональные, культурно-языковые, экологические, исторические (прошлые отношения, войны), культурные (от бытового поведения до политической культуры).

Типы межнациональных конфликтов: государственно-правовой, этнотерриториальный, этнодемографический, социально-психологический.

Информация о работе Человек и общество