Что есть справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:40, доклад

Описание работы

Трудно найти сегодня более популярный, а потому и более затасканный лозунг, чем «Свобода и справедливость». Мягко говоря, мало кто отдаёт себе отчёт, о чём, собственно, идёт речь. Прежде чем ответить на вопрос «что есть справедливость», как мы понимаем это понятие, неплохо было бы разобраться, что мы имеем в виду, когда говорим о справедливости. Потому что более растяжимо трактуемого понятия, наверное, вообще найти трудно.

Файлы: 1 файл

Справедливость.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Студент первого курса очного отделения

магистратуры направления «Гражданское право,

семейное право, международное частное право»

Удальцова Е. А.

 

«Что есть справедливость»?

(Размышления «на бумаге»)

Трудно найти сегодня более  популярный, а потому и более затасканный  лозунг, чем «Свобода и справедливость». Мягко говоря, мало кто отдаёт себе отчёт, о чём, собственно, идёт речь. Прежде чем ответить на вопрос «что есть справедливость», как мы понимаем это понятие, неплохо было бы разобраться, что мы имеем в виду, когда говорим о справедливости. Потому что более растяжимо трактуемого понятия, наверное, вообще найти трудно.

Поэтому для начала мы «заглянем» в само определение «справедливость»:

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость1.

Справедливость является важнейшей  категорией социально-философской  мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Начиная с Аристотеля принято  выделять два вида справедливости:

  1. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
  2. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной  и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями. Известный американский политический философ Джон Ролз в своей основополагающей работе «Теория справедливости» формулирует два основных принципа справедливости:

1) каждый человек должен  иметь равные права в отношении  наиболее широкого спектра основных  свобод, совместимого с подобными  свободами для других. 
         2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:

(а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями (just savings principle) и принципом справедливого неравенства (the difference principle)

(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей2.

Кроме вышесказанного, во многих источниках мы сталкиваемся с понятием «Социальная справедливость»: «Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов». Его конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает3:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • обеспечение гарантий жизнедеятельности человека;
  • высокий уровень социальной защищённости.

В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:

  • обеспечение работой каждого трудоспособного;
  • достойную зарплату;
  • социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот;
  • свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.4

По мнению теоретика новых правых, нобелевского лауреата по экономике (1974) Ф. А. Хайека: «определение „социальный“ представляется приложимым ко всему, что связано с уменьшением или устранением различий в доходах»5. Выражение «социальный» Хайек считает противоречивым:

«Прилагательное «социальное» <…> вероятно, стало самым бестолковым выражением во всей нашей моральной и политической лексике. … оно все чаще выступает в роли слова «благое» при обозначении всего высоконравственного».

«Всякий призыв быть «социальными» <…> есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону «социальной справедливости» социализма. В итоге употребление термина «социальный» становится практически тем же самым, что и призыв к «распределительной справедливости». А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть «социальным» («общественным») то, что является главной помехой для самого поддержания жизни «общества». В сущности, «социальное» следовало бы именовать «антисоциальным»».

Также, Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий:

«Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг»5.

Полемизируя с Роулзом, Хайек указывает  на несовместимость прогресса и справедливости. По мнению Хайека «эволюция не может быть справедливой». Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требование справедливости равнозначно прекращению развития.

Также интересно упомянуть и о биологических аспектах «справедливости»:

По данным нейробиологов, за чувство  справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной  сферой человека6.

Более того, ученые утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании7.

 

Как мы видим из вышесказанного, понятие справедливости очень разнообразно трактуется — и не только с точки зрения разных идеологий. Оно связано с архетипами народного мышления, которые воспроизводятся раз за разом, даже когда эти идеологии сменяют друг друга. В современном западном понимании, собственно, как и традиционном западном, — справедливость есть закон. Что законно, то и справедливо. Но если вспомнить, например, самый ранний дошедший до нас памятник русской церковной литературы (конец XI века) «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, главная идея его в том, что благодать выше закона: «Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной». В законе оправдание, а в благодати спасение»8, пишет Илларион. То есть надо понимать так, что здесь «благодать» — это и есть высшая справедливость, божественная. И она выше любого закона.

И призывая к «верховенству закона»: «мы должны понимать, что закон этот должен быть основан на нашем историческом понимании справедливости. Иначе этот закон работать, уважаться и соблюдаться не будет, и мы будем по-прежнему повторять банальности о «правовом нигилизме» нашего народа. Дело здесь не в наследии коммунистической эпохи, а в более глубинных архетипах, с которыми невозможно и опасно не считаться. Русскому человеку кроме материальных благ и утех нужна благодать. А те, кому она не нужна, — они по определению не русские»9 (www.1tv.ru/sprojects/si=5833 статья в «ОДНАКО»).

Полностью соглашаюсь с данной статьей, которая как нельзя лучше описывает сегодняшнее отношение к понятию справедливости и свободы: «Исторически лозунг свободы — лозунг буржуазных революций. Пассивная свобода, «свобода от…» — от принуждения, от лжи, от проклятого начальства — это свобода подчинённых «Свобода для…» — это свобода господина, право на власть. Собственно, именно так и выглядели буржуазные революции, когда имущее сословие привлекало к своим задачам — задачам овладения властью — неимущее сословие. Проще говоря, «верхам» и «низам» предлагались (и предлагаются по сей день) совершенно разные «свободы» - пишет автор и попадает «в точку». Абсолютную аналогию можно провести и для «нашей справедливости».

И раз мы уже понимаем «что есть справедливость» и «с чем ее едят»  целесообразно порассуждать на тему «еще некоторые «виды» справедливости» (актуальные для нашей жизни):

Экономическая справедливость.

Что касается политики и даже в  большей степени экономики, это  противоречие между справедливостью  как равенством перед законом (либеральное  «равенство возможностей») и нашим  традиционным «по справедливости», который иногда понимается как «поровну» (Шариков, — «отнять и поделить»10), — это сущностное противоречие и, с другой стороны, сущностная возможность компромисса. Это противоречие, как и возможность его разрешения, находится в первую очередь в материальной плоскости — в экономике.

Экономическая свобода — это  либеральная ценность. Это рынок. Без экономической свободы рынка  не может быть, он лишён смысла. А  без рынка не может быть эффективной  экономики.

Рынок — единственный эффективный  и вообще достойный внимания способ организации хозяйствования в тех  сферах, где возможна жёсткая конкуренция. При этом, во-первых, видно, что рынок  не обеспечивает глобального саморегулирования: глобальное саморегулирование —  это такой же миф, как глобальное планирование. Во-вторых, сам по себе рынок не может эффективно функционировать  в отсутствие развитых внерыночных  институтов.

Но даже внутри рынка существует понятие «рыночной справедливости», которое тоже связано с эффективностью: это равные возможности для игроков. Без этого понятия рынок тоже жить не может. И обеспечение этих равных возможностей — работа государства.

Социальная справедливость.

Выше мы уже говорили на тему Социальной справедливости, но с точки зрения определения понятий. «Важно понимать, что понятие «социальная справедливость» лежит вне рыночных отношений. Это отражается в классической альтернативе: либеральная экономическая свобода, когда неуспешные не должны паразитировать за счёт успешных, и идея перераспределения, когда «богатые должны делиться». В нашем архетипе — безусловно, должны»9.

Безусловная ценность для русского общества и государства — неприятие  социального дарвинизма, когда «выживает  сильнейший». В первую очередь речь идёт о равном доступе к образованию  и здравоохранению, причём не только в контексте «равных возможностей», а с точки зрения наших цивилизационных  требований и целей государства  в отношении своих граждан.

То есть, говоря об участии государства  в перераспределении, мы имеем в  виду не только социальные, пенсионные гарантии, обеспечение малозащищённых слоёв и т.д., — идёт речь также  и о решении проблемы бедности. Показатель болезни — так называемый децильный коэффициент, разрыв в  доходах между богатыми и бедными, достигший у нас африканских  значений.

Сверхвысокая концентрация капитала и, соответственно, доходов — это  историческая российская проблема. На сегодня можно назвать два основных фактора, которые эту проблему воспроизводят и, таким образом, усугубляют социальное неравенство. Во-первых, размывание «среднего класса». Во-вторых, торможение развития рынка труда, обесценивание рабочей силы. И то и другое — естественный результат «дикого капитализма», который у нас формировался в 90-е и который, что совершенно очевидно, не преодолён.

Вернёмся к нашим факторам: «высокая степень концентрации капитала, усугубляемая коррупционным и бюрократическим обременением бизнеса, и порча рынка труда. Этот рынок у нас уродливый: это рынок работодателей. Собственно продавцы рабочей силы не выступают на этом рынке в равноправной роли»9.

Справедливость  неравенства и проблема собственности.

Идея полного равенства, не только неэффективна, что доказано практикой, — она также и несправедлива.

Коммунисты теоретически этот вопрос решали, но решали они его в форме  утопической, то есть в равенстве  в условиях полного будущего коммунистического  изобилия. Не будучи ни утопистами, ни футурологами, отложим это светлое  будущее в область гуманитарных мечтаний.

Информация о работе Что есть справедливость