Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:40, доклад
Трудно найти сегодня более популярный, а потому и более затасканный лозунг, чем «Свобода и справедливость». Мягко говоря, мало кто отдаёт себе отчёт, о чём, собственно, идёт речь. Прежде чем ответить на вопрос «что есть справедливость», как мы понимаем это понятие, неплохо было бы разобраться, что мы имеем в виду, когда говорим о справедливости. Потому что более растяжимо трактуемого понятия, наверное, вообще найти трудно.
Эмпирическое определение
моральной справедливости было дано
с опорой на следующий тезис: «Природа
отдала человека под власть двух знатных
господ, боли и удовольствия. Только
им одним указывать, что мы должны
делать, и решать, что мы будем
делать». Кант не согласился бы ни с
этой дефиницией моральной природы
человека, ни с принципом пользы
как критерием нравственности. Однако
в вопросе о сути юридической
справедливости эти два философа
были согласны: в обществе должен существовать
принцип порядка, создающий условия
для равенства людей и
Джон Ролз.
В современной мысли наиболее серьезные возражения против утилитаризма были высказаны Джоном Ролзом. В своей книге Теория справедливости (A Theory of Justice, 1971) он воскрешает кантовское понятие общественного договора, согласно которому справедливость является априорным правом каждого индивидуума независимо от того, каковы его желания и интересы. Согласно утилитаризму, последние всегда должны играть решающую роль (при условии определенной математической выверенности). Согласно Ролзу, они должны быть выверены по абстрактному идеалу справедливости. Любое желание или любой интерес, которые ему противоречат, должны получить оценку не с точки зрения выгод или невыгод, получаемых сторонами, а с той рациональной точки зрения, согласно которой, например, рабство ввиду его несправедливости не может оцениваться по степени пользы, которую оно приносит рабовладельцу. Суждения о справедливом и несправедливом, основанные на сформулированных Ролзом принципах, остаются в значительной степени интуитивными, поэтому предполагается, что их будут делать люди разумные, образованные и беспристрастные. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество11.
Источники использованной литературы:
(в том числе периодические издания и Интернет-ресурсы)
1. Википедияru.wikipedia.org/
2. Ролз Дж. Теория справедливости. — С. 66. Новосибирск, 1995, с. 66.
3. Афанасьев В. С. Социальный менеджмент, издание второе, ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», Москва, 2000.
4. А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева. Экономическая теория: Учебник — М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. — Раздел: Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов.
5. Ф. А. Хайек «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма», 1992.
6. «Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке», по данным журнала Science.
7. «Чувство справедливости генетически заложено в человеке» по данным журнала Новый мир.
8. «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей» торжественная речь митрополита Иллариона в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами).
9. www.1tv.ru/sprojects/si=5833 «ОДНАКО».
10. «Собачье сердце» М. А. Булгаков, 2001, Библиотека «Вехи» - www.vehi.net/.
11. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. www.krugosvet.ru/.
1 Википедияru.wikipedia.org/
2 Ролз Дж.Теория справедливости. — С. 66. Новосибирск, 1995, с. 66.
3 Афанасьев В. С. Социальный менеджмент
4 А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева. Экономическая теория: Учебник — М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. — Раздел: Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов.
5 Ф. А. Хайек "Пагубная самонадеянность", Глава седьмая
6 «Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке», по данным журнала Science
7 «Чувство справедливости генетически заложено в человеке» по данным журнала Новый мир.
8 «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей» торжественная речь митрополита Иллариона в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами)
9 www.1tv.ru/sprojects/si=5833 «ОДНАКО»
10 «Собачье сердце» М. А. Булгаков
11 Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.