Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:05, реферат
Сегодня человечество переживает особый этап в развитии культуры, связан с коренными преобразованиями ее глубинных основ. Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, информатизации, сопровождающиеся радикальной перестройкой основ человеческой жизнедеятельности, ломкой существующих традиций и общей переоценкой ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль, будучи «самосознанием культуры», что позволяет культуре познавать себя, получая информацию о самом себе, что рассматривается как бы со стороны, в законах своего строения, функционирования и развития. Философия выступает способом самоописания культуры в целом, обоснованием образа мира и человека, который создается в той или иной культуре, а также способом самооценки и оценки своего положения среди других культурных миров.
Введение 3
1. Специфика философского знания 5
2. Предмет философского знания 11
3. Основные функции философии. 13
4. Понимание главных проблем философии разных философских школ 15
5. Мое понимание философии 22
Список использованной литературы. 26
РЕФЕРАТ
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Оглавление
Введение 3
1. Специфика философского знания 5
2. Предмет философского знания 11
3. Основные функции философии. 13
4. Понимание главных проблем философии разных философских школ 15
5. Мое понимание философии 22
Список использованной литературы. 26
Философия - форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.
Принятое в классической
традиции рассмотрение философии как
социально значимого
Сегодня человечество переживает особый этап в развитии культуры, связан с коренными преобразованиями ее глубинных основ. Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, информатизации, сопровождающиеся радикальной перестройкой основ человеческой жизнедеятельности, ломкой существующих традиций и общей переоценкой ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль, будучи «самосознанием культуры», что позволяет культуре познавать себя, получая информацию о самом себе, что рассматривается как бы со стороны, в законах своего строения, функционирования и развития. Философия выступает способом самоописания культуры в целом, обоснованием образа мира и человека, который создается в той или иной культуре, а также способом самооценки и оценки своего положения среди других культурных миров.
Философия не только сохраняет свое место в системе культуры, ее значимость возрастает на современном этапе культурного развития в условиях духовного кризиса, поразившего все сферы культуры и является во многом следствием научно-технического прогресса, дискредитировал себя воплощением собственных достижений. Он не только показал несостоятельность научного разума раскрыть все тайны мироздания, но и породил ряд проблем, стоящих перед человечеством, - расколотое мировоззрение, преобладание сциентизма и техницизма, дегуманизация, бездуховность, дискредитация человеческих ценностей, - которые нельзя решить только средствами одной науки. Кризисные явления в современной культуре связанные с практическим использованием научных достижений, с распространением антинаучных интересов. Понятие кризиса современной науки означает понимание, что наука не может заменить собой всю культуру и другие социальные структуры. Поэтому особое значение в познавательном континууме культуры приобретает философское знание как способ познания общего, необходимый для преодоления разрыва между различными формами культуры.
Философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она:
– рассматривает мир как целое с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;
– познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
– изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
– исследует пути и средства познания мира и его преобразования.
В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа, выдающийся философ Античности Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т. е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Античные философы и толкователи текстов Аристотеля использовали понятие «метафизика» как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. 1
В Средние века философия выступала служанкой богословия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно–научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ–диалектик Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. 2Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
В XX веке проявилось большое
разнообразие трактовок предмета философского
исследования. Так, неокантианцы рассматривают
философию как науку о
• Что я могу знать?
• Что я должен делать?
• На что я смею надеяться?
Эти три вопроса объединяются в четвертом:
• Что такое человек?
В этих вопросах И. Кант формулирует предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте долженствования, веры, взаимоотношения мира и человека.
В таком понимании предмета
философии фиксируются две
Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно
— несет в себе отпечаток личности
и мировоззрения отдельных
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.3
Чтобы ярче выделить специфику философского знания, сравним философию также с искусством, религией и богословием.
Общие черты философии и искусства:
1. И философия, и искусство носят личностный характер и выражают ценностную сторону жизни человека, его мироощущение, отношение к жизни и к самому себе
2. К философии и искусству
неприменимо понятие прогресса,
Отличие философии от искусства:
Философия предполагает рациональное понятийное осмысление действительности, искусство предполагает эмоционально-образное восприятие действительности. Философия использует язык понятий, искусство – язык художественных образов. Философия направлена на понимание сущности предмета, искусство – на ее эстетическое выражение.
Вполне возможно, что произведение искусства (роман, фильм и т.д.) будет нести также и философское содержание, однако оценивать его как художественное и как философское произведение мы будем по-разному. С позиции искусства и с позиции философии перед нами будут два разных явления, и то, что с одной позиции является высоким произведением, не исключено что окажется вполне посредственным с другой.
Отличие философии от религии и богословия
Сущность религии состоит в связи человека с Высшим. Эта связь осуществляется в культе, который может быть предельно простым, сведенным к одной молитве, или же очень сложным, включающим разнообразные обряды. Культ – это обязательный элемент религии. Вторым обязательным элементом является реальное изменение человека, вызванное его связью с Высшим. Причем не любое изменение, а такое, которое направлено на осуществление идеала спасения (для восточных религий – освобождения). Основной задачей религии является спасение (освобождение). Другие задачи (понимание пути освобождения, нравственное совершенствование, общение с единоверцами, общинная жизнь и т.д.) носят побочный характер.
В отличие от религии, для философии определяющей задачей является не спасение (освобождение), а понимание. Причем, в качестве вторичной задачи философия вполне может освобождать человека от страданий, сообщать безмятежность душе и т.д. (т.е. выполнять религиозную задачу), но это не является для философии определяющим.
Связь с Высшим переживается
человеком в религиозном опыте.
Высшее дано в опыте как Откровение.
Для понимания Откровения догматика
не нужна. Догматику создают, когда
возникает необходимость отсечь
ложные пути интерпретации Откровения.
Поэтому Откровение не выводится
из догматики. Задача догматики не в
том, чтобы дать исчерпывающее учение
о религии, а в том, чтобы устранить
препятствия к пониманию пути
спасения (освобождения). Соответственно,
догматы неприменимы к
Богословие – это рефлексия над общецерковным опытом. Задача богослова в том, чтобы максимально беспристрастно описать религиозный опыт так, как он открывается всем членам Церкви, не привнося при этом ничего лишнего от себя. Богословская истина заключается в точности выражения Откровения, содержащегося в общецерковном опыте.
Поскольку философ тоже может быть членом Церкви, то, естественно, он тоже может иметь общецерковный опыт. Если богослов описывает общезначимое, не привнося ничего от себя, то религиозный философ показывает весь свой личный путь осмысления общезначимого религиозного опыта, ни в коей мере не претендуя на открытие для богословия каких-либо новых истин. Таким образом, религиозная философия и богословие имеют разные методы описания, разные цели, разное понимание истины и способов ее обоснования и поэтому они могут существовать параллельно, дополняя друг друга