Что такое философия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Сегодня человечество переживает особый этап в развитии культуры, связан с коренными преобразованиями ее глубинных основ. Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, информатизации, сопровождающиеся радикальной перестройкой основ человеческой жизнедеятельности, ломкой существующих традиций и общей переоценкой ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль, будучи «самосознанием культуры», что позволяет культуре познавать себя, получая информацию о самом себе, что рассматривается как бы со стороны, в законах своего строения, функционирования и развития. Философия выступает способом самоописания культуры в целом, обоснованием образа мира и человека, который создается в той или иной культуре, а также способом самооценки и оценки своего положения среди других культурных миров.

Содержание работы

Введение 3
1. Специфика философского знания 5
2. Предмет философского знания 11
3. Основные функции философии. 13
4. Понимание главных проблем философии разных философских школ 15
5. Мое понимание философии 22
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

Что такое философия.docx

— 55.47 Кб (Скачать файл)

 

  1. Предмет философского знания

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о  познании);

• человек;

• общество.

Основные  функции:

1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей  определенному уровню развития  науки,  культуры  и  исторического  опыта;

2) обоснование, оправдание  и анализ мировоззрения; 

3)  разработка  общей  методологии познания и деятельности  человека в окружающем мире.  Каждая наука изучает свой  круг  проблем.  4

Для  этого  вырабатывает  собственные понятия, к-рые применяются  в строго определенной области для  более  или  менее ограниченного  круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф.,  не  занимается специальным  вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие  понятия  являются  предельно  широкими, всеобщими  и универсальными.  Они  отражают  всеобщие  связи,  взаимодействия  и условия существования любых  вещей и называются категориями (см. глоссарий).  Основной вопрос: Основные задачи  или  проблемы  касаются  выяснения  отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между  мышлением и окружающим  нас бытием.

1. Основная специфика  философского знания заключается  в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много  общего с научным знанием —  предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным  знанием в чистом виде.

 

Главное отличие философии  от всех иных наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

(Философия — особый, научно-теоретический  тип мировоззрения. Философское  мировоззрение отличается от  религиозного и мифологического  тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место  обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия  представляет собой высший уровень  и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой  и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение  прошла три основные стадии  своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское  мировоззрение, в основе которого лежит  объяснение окружающего мира, явлений  природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил —  Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит  объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой  Европе).

Антропоцентризм — тип  философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего  времени, современные философские  школы).)5

 

  1. Основные  функции философии.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

    • мировоззренческую,
    • методологическую,
    • мыслительно-теоретическую,
    • гносеологическую,
    • критическую,
    • аксиологическую,
    • социальную,
    • воспитательно-гуманитарную,
    • прогностическую6

Содержание функций философии.

 Мировоззренческая функция   способствует формированию целостности  картины мира, представлений об  его устройстве, месте человека  в нем, принципов взаимодействия  с окружающим миром.

 Методологическая функция  заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы  познания окружающей действительности.

 Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально  мыслить и теоретизировать –  предельно обобщать окружающую  действительность, создавать мыслительно-логические  схемы, системы окружающего мира.

 Гносеологическая –  одна из основополагающих функций  философии – имеет целью правильное  и достоверное познание окружающей  действительности (то есть механизм  познания).

Роль  критической функции  – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать  противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности  знания.

 Аксиологическая функция  философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке  вещей, явлений окружающего мира  с точки зрения различных ценностей  – морально-нравственных, этических,  социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции  – быть «ситом», через которое  пропускать все нужное, ценное  и полезное и отбрасывать тормозящее  и отжившее. Аксиологическая функция  особенно усиливается в переломные  периоды истории (начало средних  веков – поиск новых (теологических)  ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис  капитализма конца  XIX – начала  ХХ вв. и др.).

 Социальная функция  – объяснить общество, причины  его возникновения, эволюцию современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения  или смягчения, совершенствования  общества.

 Воспитательно-гуманитарная  функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать  их человеку и обществу, способствовать  укреплению морали, помочь человеку  адаптироваться в окружающем  мире и найти смысл жизни.

 Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на  основании имеющихся философских  знаний об окружающем мире  и человеке, достижениях познания  спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных  процессов, человека, природы и  общества.7

  1. Понимание главных проблем философии разных философских  школ

Домифологическая  стадия  философии и мифология. Эти стадии закономерны для истории познания мира человеком. Они переходим между чисто чувственным, интуитивным осмыслением мира и его рациональным познанием. Мифология возникла из духовной потребности человека объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Характерная черта этого переходного мировоззрения — синкретичностъ мира, когда он не расчленяется на отдельные составляющие, а осмысливается как единое целое, в которое включен и человек.

Потребность представления  мира как целого заставляла человека уподоблять богов людям, а людей  — богам. Более того, человек антропоморфизирует и природу, олицетворяет ее, делая  таким образом ее себе подобной, а потому более понятной. Кроме того, осознание мира как целого невозможно без решения вопроса о его происхождении.

Досократики. Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.

Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при  столкновении с грозными и непонятными  явлениями введением deus ex machina, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные  познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них  доходят даже до примитивного атеизма.

Киники Антисфен, Диоген и их последователи, по словам Вл. Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума, единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.

Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность.

Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость  мира, осознание относительности  даже самых устойчивых представлений  о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция — все это привело  к формированию такого направления  античной философии, как скептицизм.

По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это — основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы.

Личностный пафос неоплатонизма — в сохранении внутреннего покоя личности.

Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы — фактическая утрата античной культуры, ее разрушение и практически безраздельное властвование в духовной жизни новой мировой религии — христианства. Господство церкви диктовало приоритет теологии над любыми другими видами знания. В этих условиях философия становится служанкой богословия.

Соответственно, решаемые ею проблемы призваны были служить обоснованию  бытия Бога и апологетике божественных истин Священного Писания.

Если в Европе в X—XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание  античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности.8

В этот период на Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания

Схоластика, с одной стороны, как бы приняла эстафету от патристики: проблематика, находящаяся в центре ее внимания, фактически не изменилась. С другой стороны, в 1054 г. произошло событие, которое не могло не внести изменений в философию, остававшуюся «служанкой богословия», — христианская церковь разделилась на католическую и православную ветви.

Реализм. В рамках схоластики развернулся важный для этого направления спор, который в конечном счете сводился к вопросу о существовании Бога и об объяснении его троичности.

Эпоха Возрождения — новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Новые ориентиры требовали освобождения разума от догматических принципов схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Мыслители Ренессанса не считают нужным погружаться в схоластические тонкости и смысловые оттенки абстрактных понятий и категорий. Они не спорят об определениях, а желают познавать сами реальные явления природы, общества и особенно человека.9

Рождается гуманизм — человеколюбие, прославление человека, его культ. Человек рассматривается как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности, прежде всего возможности познания, его достоинство, сила, гармония, в том числе телесная. Человек заслуживает наслаждения жизнью — ведущий принцип эпохи.

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии.10

Информация о работе Что такое философия?