Что такое истина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 01:33, контрольная работа

Описание работы

Проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

Содержание работы

1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4
3.Понятие истины. Аспекты истинны........................................................7
4.Наука и истина.................................................................................................10
5.Формы истины.................................................................................................12
6.Заключение........................................................................................................187.
Примечание.......................................................................................................19
8. Значение слов..................................................................................................22
9.Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4

3.Понятие  истины. Аспекты истинны........................................................7

4.Наука и  истина.................................................................................................10

5.Формы истины.................................................................................................12

6.Заключение........................................................................................................187.Примечание.......................................................................................................19

8. Значение  слов..................................................................................................22

9.Список использованной литературы....................................................24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Введение
       Истина – весьма абстрактное и относительное понятие. Ученый, верующий или простой обыватель в понятие истины всегда дополнительно вкладывает свой особый смысл. В гуманитарных науках, например, в философии у истины может быть такое определение: истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. В религиоведении истину можно рассматривать как один из главных элементов какой-либо религиозной концепции. То есть, каждая религия толкует истину по-своему. В естественных науках свое понимание истины: истина – проверяемое утверждение. Из выше изложенного следует, понятие истины – субъективно.  
Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.
Так что же всё-таки такое  истина и существует ли она? Какое  определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к которому еще с древних времён неустанно стремилась философский смысл. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень». На столько сложно узнать истину, она стала на столько таинственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ. И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключается истина, на мой взгляд, нельзя сказать по сей день.
То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение  её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.
Словарь современной философии  определяет понятие "истина" следующим образом: "Истина (греч. aletheia, букв. – "нескрытность") – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не "голый результат"); единство абсолютного, устойчивого (т.е. "вечные истины") и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного ("истина всегда конкретна"). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.) ". Но это определение достаточно неполно, и его следует раскрыть более подробно.

Русское слово истина сближается с глаголом есть (от быти), и, как отмечает П.Флоренский[1], "истина - сущее, в отличие от мнимого, не существующего". Предполагают также, что истъ – "настоящий, истинный" образовано из изстъ, возникшего путем слияния предлога из и стъ ( с тем же корнем, что и стать, стоять); одно из значений истый: “похожий” (истый в отца). В индоевропейских языках слова с основой - ста указывают на крепость, силу, прямостояние - на то, что может и должно лежать в основе чего бы то ни было и прежде всего - самой жизни, космоса: др.-инд. sthirás - крепкий; лит. stóras - толстый, сильный, тяжелый; др.-исл. stórr -большой, гордый; рус. старый ( в значении мудрый, опытный). Рус. стол (образовано с помощью перегласовки и темы -ъ от стьлати – "стать") относится к этому же ряду еще и потому, что как в русском, так и во всех других языках "стол" осмысляется космически - это престол, алтарь, ложе, на котором рожают и на которое кладут покойного; стол - то, что стоит и одновременно является основой: одна из средневековых карт мира изображена на столе; ср. название работы П.Флоренского, к которой отсылают некоторые используемые здесь этимологии[2]: "Столп и утверждение истины".  

 

 

 "Др.евр. слово "истина" имеет корень -mn; происходящий от него глагол oman означает "поддержал, подпер"; omnā - "колонна"; āmon - строитель, каменщик; omēn -учитель, т.е. строитель души; āmēn или новозаветное аминь – "слово мое крепко", "воистину", "да будет так" - служит формулой для скрепления союза или клятвы” (П.Флоренский). В Откровении Иоанна одно из имен Сына Человеческого - Аминь: "Сие глаголет Аминь, свидетель верный и истинный" (3,14). 

 

 

    Лат. слово "истина" - veritas - имеет непосредственное отношение к ритуалу[3]; veritas - это слово, правдивость, истинность которого ритуалом высвечена и удостоверена, слово, определяющее судьбы человека и рода, слово, переданное людям богами через посредника. Veridicus - истинный, правдивый, а также - вещий; veratrix - прорицательница; verax - возвещающий истину, прорицающий. Исследователи отмечают, что в позднейшей латыни veritas становится юридическим понятием, происходит сближение истины и закона. Можно, однако, говорить об изначальном единстве истины-закона, что совершенно естественно в рамках ритуала, воспроизводящего истинный миф или, если угодно, мифическую истину космического закона, переданного людям богами. То, во что можно было только верить (ср. рус. вера и лат. verus -истинный). Истина и закон разделились, когда эти слова стали понятиями.

 

 

ССЫЛКИ: 

 

Топоров В.Н. Ведийское rtá- : к соотношению смысловой структуры и этимологии. - Этимология 1979. М., 1981, [см. c. 32-33.].

 

 

2. Определение истины в философии.

 

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: “Истина - это

соответствие знаний действительности”; “Истина - это опытная подтверждаемость”;

“Истина - это свойство самосогласованности знаний”; “Истина - это полезность

знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение”.

 

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей

действительности, является главным в классической концепции  истины. Она 

называется так потому, как отмечает Э. М. Чудинов[4], что оказывается древнейшей из

всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое  исследование

истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном[5] и Аристотелем[6].

Классическое понимание  истины разделяли Фома Аквинский[7], П. Гольбах[8], Гегель[9],

Л.Фейербах[10], Маркс[11]; разделяют его и многие философы XX столетия.

 

Этой концепции придерживаются и материалисты[1], и идеалисты[2], и теологи[3]; не

отвергают ее и  агностики[4]; среди приверженцев классической концепции истины

имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна  по своему

представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу  о характере

отражаемой  действительности и по вопросу о  механизме соответствия.

 

Иногда говорят: классическое определение истины (через “соответствие”, “верное”

или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает

полезными и  такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений

значений менее  знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более 

ясны.

 

Термин "адекватное" ("верное") отражение применительно к мысленным  образам может 

быть конкретизирован  через понятия изоморфизма[5] и гомоморфизма[6]. Д. П. Горский, И.

С. Нарский[12] и Т. И. Ойзерман[13] отмечают, что верное отображение как мысленный

образ, возникающий  в результате познания объекта, есть: 1) отображение, причинно

обусловленное отображаемым; 2) отображение, которое  находится в отношении 

изоморфизма или  гомоморфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в

котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма  или гомоморфизма к 

компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства. Всякое

верное отображение (как мысленный образ) находится  в указанных отношениях с

отображаемым  и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат

"истинный" выступает, таким образом, как  некоторое сокращение для описания 

отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано 

традиционное  определение понятия истины (см.: "Современные проблемы теории

познания диалектического  материализма. Т. II. Истина, познание, логика". М.,

1970. С. 30 - 31).

 

Современная трактовка  истины, которую разделяет, по-видимому, большинство 

философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие

"действительность" трактуется прежде всего как  объективная реальность,

существующая  до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из

явлений, но и  из сущностей, скрывающихся за ними, в  них проявляющихся. Во-

вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность,

познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание,

его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с 

предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через

практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и  ее проявлений,

воспроизводима  на практике. В-четвертых, признается, что истина не только

статичное, но также  и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты

отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма,

идеализма и упрощенного  материализма.

 

Одно из определений объективной  истины таково: истина - это адекватное отражение 

объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он

существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной  и субъективной

сторон.

 

Истина, по определению, - в  субъекте, но она же и вне субъекта. Истина

субъектна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не

существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что 

истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от

человечества.

 

Некоторые "идеологи" полагают, что содержание истины зависит от классов и от

времени. В 30-40-х годах в нашей стране внедрялось представление, будто

существует "буржуазная физика[7]" и "буржуазная генетика[8]". Это явилось одним из

оснований гонений  на тех, кто поддерживал теорию относительности, хромосомную 

теорию наследственности.

 

Положение о внеклассовом, над историчном характере объективной истины нисколько

не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина

определенным  образом связана с полезностью  знаний и что сама истина изменяется

со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущности материальных

систем и  их проявлений.

 

Именно по этой причине – вне классовости и над историчности -и атомистическая

концепция Демокрита[14] в своей основе истинна; материальные тела действительно

состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и  оказались иными, чем это 

представлялось  в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов

(кстати, при  критике метафизического положения  XVII - XVIII вв. о неделимости 

атомов забывают, что атомы целостны и действительно  неделимы в определенных

пределах при  определенных условиях; на этом основана, в частности, вся химия),

все же данная концепция  соответствовала и соответствует  своему уровню состояния 

практики, пусть  примитивному, обыденному, но вполне определенному  опыту. В этих

границах она  истинна. Иное дело, что данный уровень  опыта и представление о

неделимости атомов были в то время абсолютизированы, и в положении "Все тела

состоят из атомов, атомы неделимы" не только не содержалось  оговорки - "при 

таких-то условиях", но, более того, полагалось категорическое "атомы неделимы

при всех условиях".

Информация о работе Что такое истина