Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 01:33, контрольная работа
Проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4
3.Понятие истины. Аспекты истинны........................................................7
4.Наука и истина.................................................................................................10
5.Формы истины.................................................................................................12
6.Заключение........................................................................................................187.
Примечание.......................................................................................................19
8. Значение слов..................................................................................................22
9.Список использованной литературы....................................................24
Содержание:
3.Понятие
истины. Аспекты истинны...............
4.Наука и
истина........................
5.Формы истины................
6.Заключение..................
8. Значение
слов..........................
9.Список использованной литературы....................
Русское слово истина сближается с глаголом есть (от быти), и, как отмечает П.Флоренский[1], "истина - сущее, в отличие от мнимого, не существующего". Предполагают также, что истъ – "настоящий, истинный" образовано из изстъ, возникшего путем слияния предлога из и стъ ( с тем же корнем, что и стать, стоять); одно из значений истый: “похожий” (истый в отца). В индоевропейских языках слова с основой - ста указывают на крепость, силу, прямостояние - на то, что может и должно лежать в основе чего бы то ни было и прежде всего - самой жизни, космоса: др.-инд. sthirás - крепкий; лит. stóras - толстый, сильный, тяжелый; др.-исл. stórr -большой, гордый; рус. старый ( в значении мудрый, опытный). Рус. стол (образовано с помощью перегласовки и темы -ъ от стьлати – "стать") относится к этому же ряду еще и потому, что как в русском, так и во всех других языках "стол" осмысляется космически - это престол, алтарь, ложе, на котором рожают и на которое кладут покойного; стол - то, что стоит и одновременно является основой: одна из средневековых карт мира изображена на столе; ср. название работы П.Флоренского, к которой отсылают некоторые используемые здесь этимологии[2]: "Столп и утверждение истины".
"Др.евр. слово "истина" имеет корень -mn; происходящий от него глагол oman означает "поддержал, подпер"; omnā - "колонна"; āmon - строитель, каменщик; omēn -учитель, т.е. строитель души; āmēn или новозаветное аминь – "слово мое крепко", "воистину", "да будет так" - служит формулой для скрепления союза или клятвы” (П.Флоренский). В Откровении Иоанна одно из имен Сына Человеческого - Аминь: "Сие глаголет Аминь, свидетель верный и истинный" (3,14).
Лат. слово "истина" - veritas - имеет непосредственное отношение к ритуалу[3]; veritas - это слово, правдивость, истинность которого ритуалом высвечена и удостоверена, слово, определяющее судьбы человека и рода, слово, переданное людям богами через посредника. Veridicus - истинный, правдивый, а также - вещий; veratrix - прорицательница; verax - возвещающий истину, прорицающий. Исследователи отмечают, что в позднейшей латыни veritas становится юридическим понятием, происходит сближение истины и закона. Можно, однако, говорить об изначальном единстве истины-закона, что совершенно естественно в рамках ритуала, воспроизводящего истинный миф или, если угодно, мифическую истину космического закона, переданного людям богами. То, во что можно было только верить (ср. рус. вера и лат. verus -истинный). Истина и закон разделились, когда эти слова стали понятиями.
ССЫЛКИ:
Топоров В.Н. Ведийское rtá- : к соотношению смысловой структуры и этимологии. - Этимология 1979. М., 1981, [см. c. 32-33.].
2. Определение истины в философии.
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: “Истина - это
соответствие знаний действительности”; “Истина - это опытная подтверждаемость”;
“Истина - это свойство самосогласованности знаний”; “Истина - это полезность
знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение”.
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей
действительности, является главным в классической концепции истины. Она
называется так потому, как отмечает Э. М. Чудинов[4], что оказывается древнейшей из
всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование
истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном[5] и Аристотелем[6].
Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский[7], П. Гольбах[8], Гегель[9],
Л.Фейербах[10], Маркс[11]; разделяют его и многие философы XX столетия.
Этой концепции придерживаются и материалисты[1], и идеалисты[2], и теологи[3]; не
отвергают ее и агностики[4]; среди приверженцев классической концепции истины
имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна по своему
представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере
отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Иногда говорят: классическое определение истины (через “соответствие”, “верное”
или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает
полезными и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений
значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более
ясны.
Термин "адекватное" ("верное")
отражение применительно к
быть конкретизирован через понятия изоморфизма[5] и гомоморфизма[6]. Д. П. Горский, И.
С. Нарский[12] и Т. И. Ойзерман[13] отмечают, что верное отображение как мысленный
образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) отображение, причинно
обусловленное отображаемым; 2) отображение, которое находится в отношении
изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в
котором компоненты,
находящиеся в отношении
компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства. Всякое
верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с
отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат
"истинный"
выступает, таким образом, как
некоторое сокращение для
отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано
традиционное определение понятия истины (см.: "Современные проблемы теории
познания диалектического материализма. Т. II. Истина, познание, логика". М.,
1970. С. 30 - 31).
Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство
философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие
"действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность,
существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из
явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-
вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность,
познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание,
его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с
предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через
практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений,
воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только
статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты
отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма,
идеализма и упрощенного материализма.
Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение
объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он
существует сам по себе, вне сознания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной
сторон.
Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина
субъектна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не
существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что
истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от
человечества.
Некоторые "идеологи" полагают, что содержание истины зависит от классов и от
времени. В 30-40-х годах в нашей стране внедрялось представление, будто
существует "буржуазная физика[7]" и "буржуазная генетика[8]". Это явилось одним из
оснований гонений на тех, кто поддерживал теорию относительности, хромосомную
теорию наследственности.
Положение о внеклассовом, над историчном характере объективной истины нисколько
не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина
определенным образом связана с полезностью знаний и что сама истина изменяется
со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущности материальных
систем и их проявлений.
Именно по этой причине – вне классовости и над историчности -и атомистическая
концепция Демокрита[14] в своей основе истинна; материальные тела действительно
состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это
представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов
(кстати, при
критике метафизического
атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных
пределах при определенных условиях; на этом основана, в частности, вся химия),
все же данная концепция
соответствовала и
практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих
границах она истинна. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о
неделимости атомов были в то время абсолютизированы, и в положении "Все тела
состоят из атомов, атомы неделимы" не только не содержалось оговорки - "при
таких-то условиях", но, более того, полагалось категорическое "атомы неделимы
при всех условиях".