Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 01:33, контрольная работа
Проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4
3.Понятие истины. Аспекты истинны........................................................7
4.Наука и истина.................................................................................................10
5.Формы истины.................................................................................................12
6.Заключение........................................................................................................187.
Примечание.......................................................................................................19
8. Значение слов..................................................................................................22
9.Список использованной литературы....................................................24
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Вопрос о соотношении абсолютно
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.
По-видимому, вплоть до конца XIX - начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в.
Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца - эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), "абсолютны" не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия "абсолютная истина". И здесь мы не находим "относительной" истины, отличающейся от "абсолютной" (разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие).
Когда дается строгое философское определение понятиям "движение", "скачок" и т.п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относительной истиной (и в этом плане употребление понятия "относительная истина" не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии.
Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами отражения человеком действительности.
Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм (см.: Минасян А. М. "Диалектический материализм (учение о сознании)". Ростов-на-Дону, 1974. С. 202 - 205).
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.
Пример такого рода относительных истин - теория классической механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы действительности, отмечает Д.П.Горский, считалась истинной теорией без всяких ограничений, т. е. истинной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со времени быть полным; в предметной области были раскрыты соотношения между соответствующими характеристиками механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолютный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой действительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Горский, недостижим ни на какой ступени познания (Горский Д. П. "Истина и заблуждение как полярные противоположности и их соотношение с понятиями относительной и абсолютной истины" // "Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики". София, 1981. Т. 1. С. 271 - 272).
Такое представление об абсолютной, да и об относительной истине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина складывается из относительных истин.
Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина, а абсолютная истина. Относительная истина - это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.
Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней - часть абсолютной.
Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.
Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII - XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина 2 не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.
В философской литературе есть точка зрения, согласно которой относительная истина состоит из объективной истины плюс заблуждения.
Мы уже видели выше, когда начинали рассматривать вопрос об объективной истине и приводили пример с атомистической концепцией Демокрита, что проблема оценки той или иной теории в плане "истина - заблуждение" не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина вне исторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Истина во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.
Историческое развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия (данный принцип был сформулирован физиком Н. Бором в 1913 г.).
Согласно принципу соответствия (см.: "Философский словарь". М., 1986. С. 438), смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия. (В литературе нормативно-описательный характер данного принципа выражается в требовании, чтобы каждая последующая теория логически не противоречила ранее принятой и оправдавшей себя на практике; новая теория должна включать в себя прежнюю в качестве предельного случая, т.е. законы и формулы прежней теории в некоторых крайних условиях должны автоматически следовать из формулы новой теории.)
Итак, истина по содержанию объективна, а по форме - относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой преемственности истин.
Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Движение от менее полной истины к более полной (т. е. процесс ее развития), как и всякое движение, развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в период с конца 20-х до середины 50-х годов.
Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм[9] может явиться мировоззренческой установкой. Релятивизм обусловливает то настроение смятения и пессимизма[10] в области познания, которое мы видели выше у X. А. Лоренца и которое, конечно, оказывало тормозящее влияние на развитие его научных исследований.
Гносеологический релятивизм
внешне противоположен догматизму. Однако
они едины в разрыве устойчиво-
Диалектика[11] противопоставляет догматизму[12] и релятивизму такую трактовку истины, в которой воедино связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость. Развитие научного знания есть его обогащение, конкретизация. Науке свойственно систематическое наращивание истинностного потенциала.
Рассмотрение вопроса о формах
истины вплотную подводит к вопросу
о различных концепциях истины, их
соотношению между собой, а также
попыткам выяснить, не скрываются ли за
ними те или иные формы истины? Если
таковые обнаруживаются, то, видимо,
прежний прямолинейно-
Прагматический подход, в свою очередь, если его не упрощать и не вульгаризировать, фиксирует роль социальной значимости, признанности обществом, коммуникативности истины.
Эти подходы, коль скоро они не претендуют
на единственность и универсальность,
представляют в совокупности, подчеркивает
Л. А. Микешина, достаточно богатый инструментарий
гносеологического и логико-мет
Соответственно каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться, в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др.) ("Современная проблематизаиия вечной темы" // "Философские науки". 1990. № 10. С. 77 - 78).
ССЫЛКИ:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - , [см. c. 226-235.].
6.Заключение.
Подводя итог данного реферата, можно
сказать, что проблемы, касающиеся истины,
ее критериев, интересовали людей с
глубокой древности. И первым из
известных нам философов, у кого эта проблематика
приобретает особое философское звучание,
является Аристотель. Классифицировав
и обобщив методы познания в науке, Аристотель
создает учение о формах постигающего
истину мышления, то есть логику. Разум
человека рассматривается как особый
механизм. Лишь применение законов логики
позволяет ему приблизиться к истине.
По Аристотелю, для применения науки логики
необходимо опираться на непреходящее
бытие. У Аристотеля истина рассматривается
как высшая форма бытия. Человек, постигая
истину, приближается к совершенному бытию.
В дальнейшем историческом развитии учение
Аристотеля стало источником многочисленных
школ и направлений. После опубликования
трудов И. Канта[21],
вырисовывается направление философской
мысли: истина носит "субъективный"
характер, основное внимание при исследовании
проблемы истины следует уделять познанию
самого человека, законов его разума. Достаточно
убедительно показано Кантом, что не может
существовать всеобщего критерия истины.
Все, чем располагает человек - это формальные
законы логики. Но Кант утверждает, что
эти законы строятся на основании априорных
форм рассудка. Им впервые было устранено
противоречие, заведшее в тупик философию
того времени. Являются ли человеческие
знания продуктом чувственного восприятия,
или же это плоды умственной деятельности?
Предложенная Кантом концепция постижения
человеком окружающего мира на основе
априорных форм рассудка позволила выйти
из этого тупика.
Мы никогда не овладеваем реальностью
целиком, раз и навсегда. Картина её постоянно
заменяется, расширяется, углубляется,
корректируется, Но главное – она никогда
не остаётся только чистым, отвлечённым
образом мира, Она состоит из деталей,
которые работают материально, практически
в огромном количестве человеческих изобретений
– в технике, технологиях, предметах домашнего
обихода, медицинской и социальной практиках.
Именно практика, как широчайшая система
человеческой деятельности оправдывает
существование познания и помогает правильно
понять все его нюансы, справиться с его
сложностью и противоречивостью. Именно
практика становится последним аргументом
в длинной цепи разнообразных возражений
против скептицизма и агностицизма, которые,
несомненно, внесли свой живой вклад в
постижение природы познавательной деятельности
человека.