Что такое истина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 01:33, контрольная работа

Описание работы

Проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

Содержание работы

1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4
3.Понятие истины. Аспекты истинны........................................................7
4.Наука и истина.................................................................................................10
5.Формы истины.................................................................................................12
6.Заключение........................................................................................................187.
Примечание.......................................................................................................19
8. Значение слов..................................................................................................22
9.Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видим, к  оценке научных концепций в плане "истина" или "заблуждение" нужно 

подходить при  строгом соблюдении требования соотносить их содержание с 

конкретным, или  отражаемым, предметом, его элементами, связями, отношениями.

Если такое  соответствие налицо и при фиксированных (а не любых) условиях

воспроизводится, то это означает, что мы имеем  дело с достоверным объективно-

истинным знанием  в полном его объеме или (как в  случае с атомистической

концепцией  Демокрита) с достоверностью, истинностью в главном его содержании. В

последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс

заблуждение (что  выявляется ретроспективно, с точки  зрения нового уровня

развития практики).

          Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов,

человечества, следует ее конкретность.

         Конкретность истины - это зависимость. Знания от связей и взаимодействий,

присущих тем  или иным явлениям, от условий, места  и времени, в которых они 

существуют  и развиваются. Реализацию принципа конкретности можно было видеть из

приведенного  только что примера с атомистической гипотезой. Пример, нередко 

приводимый в литературе: утверждение "вода кипит при 100 градусах Цельсия"

правильно при наличии  нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба)

и неправильно при отсутствии этого условия. Еще пример, из области  социального 

познания; он касается оценки марксизма французским экзистенциалистом Ж.П.

Сартром[15]. "Марксизм, - писал он, - был самой радикальной попыткой прояснения

исторического процесса в его тотальности". Именно поэтому "марксизм остается

философией  нашего времени: его невозможно превзойти, так как обстоятельства, его 

породившие, еще не исчезли" (J.-P.Sartre. "Critique de la raison dialectique".

Paris, I960. P. 29). Изменение  же капитализма, переход его  в монополистический, 

а затем и в постмонополистическую форму требует, конечно, и соответствующего

изменения социальной, экономической теории капитализма.

            В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время

существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же

"время объекта"  или "время субъекта" меняется, то знание может потерять свою 

объективность.

          Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность

включается  в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от

ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и 

развития знания.

           Нередко встречается мнение, будто истина соотносима только с понятиями и с

понятийным  мышлением. Не соглашаясь с этой точкой зрения, М. Н. Руткевич[17]

справедливо замечает, что истина как соответствие объекту есть общая

характеристика  любого гносеологического образа. "Истина" относится и к 

чувственному  познанию. Но поскольку противоположность  объективного и 

субъективного, соответствующего объекту и не соответствующего ему,

развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку

"заблуждение" (в отличие от "ложного") обычно  употребляется применительно к 

мысли. Действительно, чтобы "заблуждаться", надо "искать", чтобы искать, надо

иметь известную  свободу выбора, а она появляется вместе с относительной

самостоятельностью  мышления. В ощущениях и восприятиях  свободы выбора нет,

поскольку они  есть результат непосредственного  взаимодействия органов чувств с 

вещами.

 

 

ССЫЛКИ:

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - , [см. c. 218-223.].

 

3. Понятие истины. Аспекты истины.

 

Проблема истины является ведущей в философии  познания. Все проблемы философской 

теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы

чувственного  и рационального, интуитивного и  дискурсивного и др.), либо форм

существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее

реализации, структуры  познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются

вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют  ее.

 

Понятие истины относится к важнейшим в общей  системе мировоззренческих проблем.

Оно находится  в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро",

"смысл жизни".

 

От того, как  трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит

зачастую и  жизненная позиция человека, понимание  им своего назначения. Примером

тому может  служить свидетельство нидерландского физика, создателя классической

электронной теории X. А. Лоренца[18]. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной

деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел

в квантовом  атоме неразрешимое противоречие, которое  приводило его в отчаяние.

"Сегодня, - признавал  он, - утверждаешь прямо противоположное  тому, что говорил 

вчера; в таком  случае вообще нет критерия истины, а следовательно, вообще

неизвестно, что  значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда 

этих противоречий не было (цит. по: Иоффе А Ф. "Развитие атомистических

воззрений в XX веке" // "Памяти В. И. Ленина". М.- Л., 1934. С. 454). Этот факт

показывает  то драматическое положение, в котором  порой оказываются ученые,

переживающие  смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа

от прежних  теорий, считавшихся истинными.

 

Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может

показаться  с первого взгляда. В этом можно  убедиться, вспомнив атомистическую

концепцию Демокрита  и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из

атомов, атомы  неделимы". Является ли оно с позиций  науки нашего времени истиной

или заблуждением? Для квалификации ее в качестве истины как будто нет оснований:

современная наука  доказала делимость атомов. Ну а  является ли она заблуждением?

Если считать  ее заблуждением, то не будет ли это  субъективизмом? Как может 

какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практике (а таковой и

была атомистическая концепция Демокрита), оказаться  ложной? Не придем ли мы в 

таком случае к  признанию того, что и сегодняшние  теории - социологические,

биологические, физические, философские - только "сегодня" истинные, а завтра,

через 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня 

занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли

здесь произвола, волюнтаризма? Получается, что мы приходим к оправданию открытой

конъюнк-туршины. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку альтернативное

утверждение - что  концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходится

отбросить. Итак, атомистическая концепция античного  мира, да и атомистическая

концепция XVII - XVIII вв., не истина и не заблуждение.

Объективная истина имеет 3 аспекта:

            Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия как предметно-субстратного, так и духовного (в последнем случае - когда объектом познания индивида

становится  духовный мир другого человека, установленные  теории, система догматов

и пр.). Само же это  бытие является данным субъекту как  объект, т. е. как 

объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне 

субъекта познания. Сама истина обретает собственное бытие. В. С. Соловьев

отмечал: "Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т.е. что она не

может быть сведена  ни к факту нашего ощущения, ни к  акту нашего мышления, что 

она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...

Безусловная истина определяется прежде всего не как  отношение или бытие, а как 

то, что есть в отношении, или как сущее" (Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1988. С.

691). Бытийственный,  или онтологический, аспект истины  подчеркивался и П. А.

Флоренским  в его фундаментальном труде "Столп  и утверждение истины". "Наше

русское слово "истина", - пишет он, - сближается с глаголом есть ("истина" -

"естина")... "Истина", согласно русскому  о ней разумению, закрепила  в себе 

понятие абсолютной реальности: Истина – "сущее", подлинно-существующее... В

отличие от мнимого, не действительного... Русский язык отмечает в слове "истина"

онтологический  момент этой идеи. Поэтому "истина" обозначает абсолютное само-

тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность. "Истый",

"истинный", "истовый" - это выводок слов  из одного этимологического гнезда"

("Столп и  утверждение истины". Т. 1(1). М., 1990. С. 15 - 16). Истина - это 

"пребывающее  существование"; это – "живущее", "живое существо", "дышушее", т.е.

владеющее существенным условием жизни и существования. Истина, как существо

живое по преимуществу, - таково понятие о ней у русского народа... Именно такое 

понимание истины и образует своеобразную и самобытную характеристику русской

философии" (там  же, с. 17).

             Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и

праксеологической ее наполненности, в тесной связи  с смыслом жизни, с ее

ценностью для  всей, в том числе практической деятельности человека. Наличие

такого момента в истине мы уже видели из приведенного выше факта, касающегося 

биографии физика X. А. Лоренца. Само понятие "истина" в русском  языке неотрывно 

от понятия "правда". Вл. Даль в "Толковом словаре живого великорусского "зыка"

замечает: правда - это истина на деле, истина во благе, честность,

неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать  по истине,

по справедливости; правдивость, как качество человека или как  принадлежность

понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина (т. III. М.,

1980. С. 379). Истина - противоположность  лжи; все, что верно, подлинно, точно, 

справедливо, что есть; все, что есть, то истина. Ныне слову этому  отвечает и 

правда, хотя вернее будет  понимать под словом "правда" правдивость,

справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к  уму и разуму, а 

добро или благо к любви, нраву и воле (т. II. М., 1979. С. 60).

Известный ученый А.Д.Александров  пишет, что само понятие "правда" охватывает и

объективную истину, и моральную  правоту. "Стремление найти истину,

распространить и утвердить  ее среди людей оказывается существенным элементом 

моральной позиции по отношению  к людям... Знание истины обогащает  человека,

позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто

противна истине. Тот, кто  лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать

происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него

оковы искаженного взгляда  на действительность. Искажение и сокрытие истины

всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие  к ней выражает

неуважение, безразличие  к людям; надо совершенно презирать  людей, чтобы с 

апломбом вещать им, не заботясь об истине" ("Истина как моральная  ценность" //

"Наука и ценности". Новосибирск, 1987. С. 32).

          Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины

для практики входит в аксиологический  ее аспект, однако, есть смысл в том, чтобы

выделять его в качестве относительно самостоятельного.

         Философ М. М. Рубинштейн[18] обращал внимание на освободительный характер истины:

каждая познанная  истина, подчеркивал он, означает новый  раскрытый простор для 

действия; предвидя будущее и объединяя его со своими принципами, человек не

только ждет будущего, но он способен и творить  его; истина - жизнесозидательна,

ложь жизнеразрушительна ("О смысле жизни". Ч. 2 М., 1927. С. 101, 103, 96).

          Нацеленность истины на практику, праксеологический аспект истины  специально 

рассматривается в ряде работ по теории познания. Наиболее содержательной в этом

плане является книга Б. И. Липского "Практическая природа истины" (Л., 1988). Он

указывает на то, что истина есть характеристика определенного  отношения между 

идеей и предметом  и поэтому должна включать в себя как объективное знание о

свойствах предмета, так и субъективное понимание  возможностей его практического 

употребления. Человек, располагающий истиной, пишет  он, должен иметь четкое

представление не только о свойствах данного  предмета, но и возможностях его

практического использования. Практика удостоверяет истину лишь для того, чтобы 

эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему  развитию практики. Отсюда -

определение понятия  истины: истина есть "содержание человеческого сознания,

соответствующее объективной реальности и выступающее  теоретической основой ее

преобразования  для достижения субъективной цели" (с. 96).

            Наличие праксеологического аспекта  в содержании понятия “истина”  дает основание, 

как видим, для своеобразного определения этого понятия. Так понимать истину,

Информация о работе Что такое истина