Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 01:33, контрольная работа
Проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
1.Введение................................................................................................................32.Определение истины в философии...........................................................4
3.Понятие истины. Аспекты истинны........................................................7
4.Наука и истина.................................................................................................10
5.Формы истины.................................................................................................12
6.Заключение........................................................................................................187.
Примечание.......................................................................................................19
8. Значение слов..................................................................................................22
9.Список использованной литературы....................................................24
Как видим, к оценке научных концепций в плане "истина" или "заблуждение" нужно
подходить при строгом соблюдении требования соотносить их содержание с
конкретным, или отражаемым, предметом, его элементами, связями, отношениями.
Если такое соответствие налицо и при фиксированных (а не любых) условиях
воспроизводится, то это означает, что мы имеем дело с достоверным объективно-
истинным знанием в полном его объеме или (как в случае с атомистической
концепцией Демокрита) с достоверностью, истинностью в главном его содержании. В
последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс
заблуждение (что выявляется ретроспективно, с точки зрения нового уровня
развития практики).
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов,
человечества, следует ее конкретность.
Конкретность истины - это зависимость. Знания от связей и взаимодействий,
присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они
существуют и развиваются. Реализацию принципа конкретности можно было видеть из
приведенного только что примера с атомистической гипотезой. Пример, нередко
приводимый в литературе: утверждение "вода кипит при 100 градусах Цельсия"
правильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба)
и неправильно при отсутствии этого условия. Еще пример, из области социального
познания; он касается оценки марксизма французским экзистенциалистом Ж.П.
Сартром[15]. "Марксизм, - писал он, - был самой радикальной попыткой прояснения
исторического процесса в его тотальности". Именно поэтому "марксизм остается
философией нашего времени: его невозможно превзойти, так как обстоятельства, его
породившие, еще не исчезли" (J.-P.Sartre. "Critique de la raison dialectique".
Paris, I960. P. 29). Изменение же капитализма, переход его в монополистический,
а затем и в постмонополистическую форму требует, конечно, и соответствующего
изменения социальной, экономической теории капитализма.
В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время
существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же
"время объекта" или "время субъекта" меняется, то знание может потерять свою
объективность.
Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность
включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от
ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и
развития знания.
Нередко встречается мнение, будто истина соотносима только с понятиями и с
понятийным мышлением. Не соглашаясь с этой точкой зрения, М. Н. Руткевич[17]
справедливо замечает, что истина как соответствие объекту есть общая
характеристика любого гносеологического образа. "Истина" относится и к
чувственному познанию. Но поскольку противоположность объективного и
субъективного, соответствующего объекту и не соответствующего ему,
развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку
"заблуждение" (в отличие от "ложного") обычно употребляется применительно к
мысли. Действительно, чтобы "заблуждаться", надо "искать", чтобы искать, надо
иметь известную свободу выбора, а она появляется вместе с относительной
самостоятельностью мышления. В ощущениях и восприятиях свободы выбора нет,
поскольку они есть результат непосредственного взаимодействия органов чувств с
вещами.
ССЫЛКИ:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - , [см. c. 218-223.].
3. Понятие истины. Аспекты истины.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской
теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы
чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм
существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее
реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются
вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
Понятие истины
относится к важнейшим в общей
системе мировоззренческих
Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро",
"смысл жизни".
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит
зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Примером
тому может
служить свидетельство
электронной теории X. А. Лоренца[18]. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной
деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел
в квантовом атоме неразрешимое противоречие, которое приводило его в отчаяние.
"Сегодня, - признавал
он, - утверждаешь прямо
вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следовательно, вообще
неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда
этих противоречий не было (цит. по: Иоффе А Ф. "Развитие атомистических
воззрений в XX веке" // "Памяти В. И. Ленина". М.- Л., 1934. С. 454). Этот факт
показывает то драматическое положение, в котором порой оказываются ученые,
переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа
от прежних теорий, считавшихся истинными.
Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может
показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую
концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из
атомов, атомы неделимы". Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной
или заблуждением? Для квалификации ее в качестве истины как будто нет оснований:
современная наука доказала делимость атомов. Ну а является ли она заблуждением?
Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может
какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практике (а таковой и
была атомистическая концепция Демокрита), оказаться ложной? Не придем ли мы в
таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории - социологические,
биологические, физические, философские - только "сегодня" истинные, а завтра,
через 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня
занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли
здесь произвола, волюнтаризма? Получается, что мы приходим к оправданию открытой
конъюнк-туршины. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку альтернативное
утверждение - что концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходится
отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, да и атомистическая
концепция XVII - XVIII вв., не истина и не заблуждение.
Объективная истина имеет 3 аспекта:
Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия как предметно-субстратного, так и духовного (в последнем случае - когда объектом познания индивида
становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов
и пр.). Само же это бытие является данным субъекту как объект, т. е. как
объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне
субъекта познания. Сама истина обретает собственное бытие. В. С. Соловьев
отмечал: "Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т.е. что она не
может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что
она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...
Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как
то, что есть в отношении, или как сущее" (Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1988. С.
691). Бытийственный, или онтологический, аспект истины подчеркивался и П. А.
Флоренским в его фундаментальном труде "Столп и утверждение истины". "Наше
русское слово "истина", - пишет он, - сближается с глаголом есть ("истина" -
"естина")... "Истина", согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе
понятие абсолютной реальности: Истина – "сущее", подлинно-существующее... В
отличие от мнимого, не действительного... Русский язык отмечает в слове "истина"
онтологический момент этой идеи. Поэтому "истина" обозначает абсолютное само-
тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность. "Истый",
"истинный",
"истовый" - это выводок слов
из одного этимологического
("Столп и утверждение истины". Т. 1(1). М., 1990. С. 15 - 16). Истина - это
"пребывающее существование"; это – "живущее", "живое существо", "дышушее", т.е.
владеющее существенным условием жизни и существования. Истина, как существо
живое по преимуществу, - таково понятие о ней у русского народа... Именно такое
понимание истины и образует своеобразную и самобытную характеристику русской
философии" (там же, с. 17).
Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и
праксеологической ее наполненности, в тесной связи с смыслом жизни, с ее
ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека. Наличие
такого момента в истине мы уже видели из приведенного выше факта, касающегося
биографии физика X. А. Лоренца. Само понятие "истина" в русском языке неотрывно
от понятия "правда". Вл. Даль в "Толковом словаре живого великорусского "зыка"
замечает: правда - это истина на деле, истина во благе, честность,
неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине,
по справедливости; правдивость, как качество человека или как принадлежность
понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина (т. III. М.,
1980. С. 379). Истина - противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно,
справедливо, что есть; все, что есть, то истина. Ныне слову этому отвечает и
правда, хотя вернее будет понимать под словом "правда" правдивость,
справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к уму и разуму, а
добро или благо к любви, нраву и воле (т. II. М., 1979. С. 60).
Известный ученый А.Д.Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и
объективную истину, и моральную правоту. "Стремление найти истину,
распространить и утвердить
ее среди людей оказывается
моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека,
позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто
противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать
происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него
оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины
всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает
неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с
апломбом вещать им, не заботясь об истине" ("Истина как моральная ценность" //
"Наука и ценности". Новосибирск, 1987. С. 32).
Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины
для практики входит в аксиологический ее аспект, однако, есть смысл в том, чтобы
выделять его в качестве относительно самостоятельного.
Философ М. М. Рубинштейн[18] обращал внимание на освободительный характер истины:
каждая познанная истина, подчеркивал он, означает новый раскрытый простор для
действия; предвидя будущее и объединяя его со своими принципами, человек не
только ждет будущего, но он способен и творить его; истина - жизнесозидательна,
ложь жизнеразрушительна ("О смысле жизни". Ч. 2 М., 1927. С. 101, 103, 96).
Нацеленность истины на
рассматривается в ряде работ по теории познания. Наиболее содержательной в этом
плане является книга Б. И. Липского "Практическая природа истины" (Л., 1988). Он
указывает на то, что истина есть характеристика определенного отношения между
идеей и предметом и поэтому должна включать в себя как объективное знание о
свойствах предмета, так и субъективное понимание возможностей его практического
употребления. Человек, располагающий истиной, пишет он, должен иметь четкое
представление не только о свойствах данного предмета, но и возможностях его
практического использования. Практика удостоверяет истину лишь для того, чтобы
эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики. Отсюда -
определение понятия истины: истина есть "содержание человеческого сознания,
соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее
преобразования для достижения субъективной цели" (с. 96).
Наличие праксеологического
как видим, для своеобразного определения этого понятия. Так понимать истину,