Цивилизация и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Культура – это понятие, не имеющее точного определения, существует целый ряд мнений на этот счет. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ,подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Содержание работы

1. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
2. Цивилизация как смена культурной парадигмы, проявляющаяся через форму и стиль. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер. Закат Европы . . . . . 8
3. Теория локальных цивилизаций. Три поколения цивилизаций. Постижение истории Арнольда Джозефа Тойнби .13
4. Н.А. Бердяев. Культура и цивилизация – не одно и то же . . . . . . . . . . . . . . 17
5. Макс Вебер. Типология цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
7. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

 

2. Восточный  тип цивилизации - исторически  первый тип цивилизации, сформировавшийся  к 3-му тысячелетию до н. э.  на Древнем Востоке: в Древней  Индии, Китае, Вавилоне, Древнем  Египте. Характерными чертами восточной  цивилизации являются: 

  • Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 
  • Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 
  • В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 
  • Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 
  • Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 
  • Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 
  • Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.  

3. Западный тип цивилизации

— систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы  историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 

  • динамизм, ориентация на новизну; 
  • утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
  • индивидуализм, установка на автономию личности; 
  • рациональность; 
  • идеалы свободы, равенства, терпимости; 
  • уважение к частной собственности; 
  • предпочтение демократии всем другим формам государственного
  • управления.
  • Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. 

4. Современный тип цивилизации:

1) Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.  
 
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

2) Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

 

Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать основной вывод, который  не противоречит всем освещенным в данном реферате теориям: культура и цивилизация – это понятия взаимосвязующиеся, но, тем не менее, они разные, я бы сказала даже, самостоятельные. Культура может, переходя, растворяться в цивилизации. Цивилизация может обратить прахом культуру… Но они не представляют собою тождества.

 

Культура не способна развиваться  вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, непонятные, необъяснимые моменты. Они могут, по мнению Шпенглера и Бердяева, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры.

По мнению Тойнби – о том, что  пора создать новую религию, которая  укрепит культурные основы общества и таким образом направит это  общество на верный путь.

Теории этих философов не во всем верны, но утверждение о бездуховности  массовости и о массовой бездуховности  определенно верны.

 

Необходимо понимать, что в какой-то из мер, развитие цивилизации действительно несет пагубные для человеческой души последствия. И каким-то из образов научиться огораживать себя от хаоса, который таится в нашем бессознательном. Но осознание данного факта не должно обращаться фанатической боязнью и отвержением всего нового. Ведь мы не можем идти супротив прогресса. Следовательно, необходимо учиться как-то держаться так называемой «золотой середины», я к тому: необходимо учиться содержать культуру, развивать и поддерживать ее независимо от уровня развития внешнего мира. Ведь все дело не в цивилизации как таковой, а в нас самих, которые создавая более комфортные и безмятежные условия для жизни собственного тела, по инерции пытаются создать такие же и для духовного бытия.

 

Само по себе стремление человечества упростить себе жизнь, может рассматриваться  даже как благое намерение. Ведь, по сути, уменьшив затраты своего личного  времени, можно как раз потратить  то самое оставшееся в резерве  время на обогащение собственного культурного  фонда, но вопрос в том, что это  человечество не умеет обращаться с  собою же.

 

Расслабляя свой мир внешний, расслабляет  и внутренний. Это уже дело личной ответственности каждого человека: сможет ли он не поддаться эйфории  простоты и безделья, оставаясь при  этом личностью, сохраняя так называемую «гигиену ума», или же уплывет по течению туда, где никакой разум  уже значения иметь не будет. Ровным счетом, как и культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список используемой  литературы:

 

  1. О. Шпенглер Закат Европы
  2. А.Дж. Тойнби Постижение истории
  3. П.С. Гуревич Культурология
  4. И.Я. Левяш Культурология
  5. Бердяев Н. О культуре
  6. Зиммель Г. О сущности культуры
  7. Вебер М. Избранное. Образ общества
  8. Р. Бендикс. Образ общества у Макса Вебера
  9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология
  10. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание культуры и искусства ХХ века

 


Информация о работе Цивилизация и культура