Цивилизация и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Культура – это понятие, не имеющее точного определения, существует целый ряд мнений на этот счет. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ,подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Содержание работы

1. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
2. Цивилизация как смена культурной парадигмы, проявляющаяся через форму и стиль. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер. Закат Европы . . . . . 8
3. Теория локальных цивилизаций. Три поколения цивилизаций. Постижение истории Арнольда Джозефа Тойнби .13
4. Н.А. Бердяев. Культура и цивилизация – не одно и то же . . . . . . . . . . . . . . 17
5. Макс Вебер. Типология цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
7. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена

 

 

 

 

Цивилизация и культура.

 

Реферат по философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Жирова А.В.

Студентка 5 группы 2 курса

 

Санкт-Петербург, 2011

Оглавление:

1. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  1

2. Цивилизация как смена культурной парадигмы, проявляющаяся через форму и стиль. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер. Закат Европы . . . . .  8

3.  Теория локальных цивилизаций. Три поколения цивилизаций. Постижение истории Арнольда Джозефа Тойнби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  13

4. Н.А. Бердяев. Культура и цивилизация – не одно и то же . . . . . . . . . . . . . . 17

5. Макс Вебер. Типология цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  23

7. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Прежде чем рассуждать об особенностях взаимодействия цивилизации и культуры, культуры и человека, следует, для начала, ответить на ряд вопросов:

Что такое цивилизация? 

Что такое культура?

В чем заключаются основные различия этих двух понятий?

Как взаимодействует человек с  этими системами?

 

Итак, как известно, слово «культура» восходит к латинскому cultura, что в переводе означает – земледелие, воспитание, почитание.

Культура – это понятие, не имеющее точного определения, существует целый ряд мнений на этот счет.  В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ,подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). 

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в  искусстве и т. д.).

Культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

«Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и  будущее народов, этносов и государств лишается смысла» (Лихачев Д.С. Декларация прав культуры).

 

Цивилизация (от латинского civilis — гражданский, государственный) – некая ступень развития человечества, когда собственные социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своем собственном грунте.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или превращение цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность. Это качественная специфика (своеобразие материальной, социальной, духовной жизни) того или иного общества на определенном этапе развития.

Цивилизация – есть мир, который преобразован человеком вне положенных ему материальных объектов.

Цивилизация как целостная система  включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования  и воспитания и т. д.), которые согласованы  друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет  в себе печать своеобразия той  или иной цивилизации. Это своеобразие  весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация  самобытна, живет своей жизнью, имеет  свою историческую судьбу, свои институты  и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной  социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни  в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает  духовный фактор — своеобразный склад  психической жизни, воплощающий  в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. 

 

Если культура носит (в первую очередь) ценностный характер, то в отличие  от нее, цивилизация ориентирована  на критерий полезности. Цивилизация  прагматична.

Культура представляет собою целостное  гармоничное образование, цивилизация  же, напротив – имеет механический характер. Каждый очередной этап развития цивилизации самодостаточен и может рассматриваться отдельно от остальных. Он логически завершен.

По отношению к человеку культура аристократична. Определенного культурного  уровня невозможно достигнуть, пока его  не поймешь. Культуру нельзя присвоить. Цивилизация же демократична. Цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.

В отличии от цивилизации, которая, по сути своей, существует по критерию прогресса (последнее по времени  более совершенно), культура существует в вечности. Ценность культурных произведений не уменьшается в зависимости  от времени, прошедшего спустя их создания.

Порою, культура создает свой параллельный мир и конкурирует с жизнью. Порою, культура враждебна реальности. А цивилизация способствует продлению  и усовершенствованию жизни. Т.е. –  существует исключительно в согласии с настоящим временем, пространством  и его законами.

 

Леви-Стросс считал, что человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, следовательно, счастливыми были только первобытные люди, т.к. у них была тесная связь с породнившей их природой).

Культура же выступает здесь  неким островом в бескрайнем море цивилизации. Ведь именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов.

Тем не менее, называть человека продуктом  культуры можно лишь, учитывая саму культуру в качестве достаточности, позволяющей отличить человека от животного.

В то же время, человек является и  творцом культуры, ведь культурой принято называть сотворенное человеком. Таким образом, в отличие от девственной природы, культура представляется как мир, созданный человеком.

Из этого можно сделать вывод, что человек и культура – понятия  существующие в комплексе друг с  другом. Они взаимодополняют друг друга. Существуют неразрывно.

Человек, находясь в системе культуры, доказывает свое отличие от животного.

Человек, существующий в системе  культуры является личностью.

Человек в системе культуры и  в системе цивилизации воспринимается как совокупность всех общественных явлений.

Человека философия понимает как  целостность. Сущность человека связана  с общественными условиями его  функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается  и предпосылкой и продуктом истории.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело или телесная организация  человека, самый устойчивый компонент  личности, основанный на телесных свойствах  и самоощущениях. Тело не только первый предмет для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Как сказал Г.Гейне: каждый человек есть целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с  первичных форм общения матери с  ребенком. По сути дела она предстает  как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которых он дорожит. Все формы  самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве  и т.д. формируют социальную структуру  личности.

Духовная личность составляет тот  невидимый стержень, ядро нашего Я, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям  и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе  забота о душе является квинтэссенцией личностного развития.

Выделение физической, социальной и  духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны  личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать  доминирующее значение.

 

 

 

2. Цивилизация как смена культурной парадигмы, проявляющаяся через форму и стиль. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер. Закат Европы

Освальд Шпенглер (1880— 1936) — немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель "философии жизни", публицист. В творчестве Шпенглера  можно выделить влияние некоторых  идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, а также эстетического учения В. Воррингера. Гораздо существеннее влияние на Шпенглера творчества и теоретических воззрений Гете, хотя учение гениального мыслителя  о жизни, о живом Шпенглер подчас интерпретирует весьма субъективно.

 

Самым известным произведением  Шпенглера является книга «Закат Европы» в которой автор освещает свою концепцию культуры и ее развития в зависимости от развития цивилизации.

Его культурологическая концепция  основана, в первую очередь, на противопоставлении культуры цивилизации. Где культура рассматривается как единый организм.

В своей книге Шпенглер выделяет всего восемь культурных типажей, в  их числе:

1. Античная культура

2.  Культура Западной Европы;

3. Арабская культура;

4. Культура Вавилона;

5. Индийская культура

6. Египетская культура

7. Культура Китая

8. Культура цивилизации Майя

 

Они подразделяются на группы:

1. Арабо-византийская группа культур  (египетская, индийская, Вавилонская,  китайская) носила название «магическая», что указывало на постоянную  дуэль, ведомую между душой  и телом. На «магические» отношения  между ними.

2. Греко-римская. Греко-римскую  культуру Шпенглер называл «аполлоновской»,  что указывало на ее направленность  на «чувственное тело».

3. Западноевропейская. Ей Шпенглер дал название «фаустовской». Именно такое название на его взгляд объясняло динамизм, стремительность и беспредельное пространство этой группы культур.

 

Шпенглер считал: все эти культуры равноправны, каждая из них своеобразна, обладает своей индивидуальностью. И ни в коем случае не может быть каким-то образом осуждена с точки  зрения носителя другой культуры.

По Шпенглеру – в основе каждой культуры лежит душа, а сама по себе культура подобна физическому телу, в которое вложена эта душа. Т.е. культура является одушевленным предметом. По словам самого Шпенглера: «Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения».

«Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость».

«Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее  становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью… Наконец при наступлении старости начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом – в классицизме, родственном всякой умирающей культуре – проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится – как в римскую эпоху – из тысячелетнего света - обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» (О. Шпенглер Закат Европы).

Шпенглер полагал, что стадии развития культуры подобны стадиям развития человека. У культуры так же случается  период детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Когда культура проходит все эти стадии, в такой культуре наступает кризис (ее душа уже осуществила всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук). В следствии этого, культура возвращается к своей начальной стадии. Однако, развитие и становление культуры – это не есть мерный спокойный процесс. Это отчаянная и страстная борьба за собственное утверждение над силами хаоса.

 

По мнению Шпенглера, смерть культуры, когда людей вдохновляют не духовные, а материальные ценности, наступает параллельно с наступлением эпохи цивилизации.

Информация о работе Цивилизация и культура