Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:52, реферат
Даосизм (кит. дао цзя – школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. Возникло во 2-й половине 1-го тыс. до н.э. После проникновения в Китай буддизма вместе с ним Даосизм и конфуцианство составили философско-религиозную триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологическую жизнь Китая вплоть до 20 в
хотя, как заключает легенда, между Чжуан-цзы и бабочкой, “несомненно,
есть разница”, сам мир сливается в единый иллюзорно-реальный поток.
Таким он и представлен в “Дао дэ цзине”.
“Дао дэ цзин” показал мир в перевернутом виде, в его зеркальном
отображении.
Это трактат о “внутреннем”
мире и о “внутреннем”
называемом мудрецом, который способен, видя внешние формы мира,
понимать их символическую сущность, а за символами видеть Великий
образ.
Даосский символизм приводит к тому, что каждый предмет раскрывается
перед нами как предел сущего. Складывается ощущение абсолютной, но при
этом
необходимой, театрализации
истинная внутренняя реальность, называемая “полнотой жизненности за
миром форм”, и иначе чем в символах ее не выразить.
В результате ощущения этой
символической целостности
вещь и человек в своей “внутренней” форме сополагаются со всякой другой
вещью и человеком, родился особый образ некого “внутреннего” человека,
воплотившийся в Лао-цзы.
Даосизм как образ жизни
Даосизм является очень
только теоретическими построениями. Уже ранние даосы выработали свою
собственную, причем очень глубокую и оригинальную, концепцию
культурного развития человека, которая легла в основу даосской культуры
психической деятельности, оказавшей огромное влияние на всю психическую
культуру
древнего и средневекового
Особенность психических
рассматривали
природное не как сугубо
а
как воплощение всеобщих и
универсальных
организации и функционирования мира, единых для всей природы — как
живой, так и неживой, хоть и изоморфных таковым в человеческом
существе, но несводимых к ним целиком и полностью в силу определенной
специфики, с которой эти всеобщие закономерности проявляются в
человеке. Поэтому главная задача даосской практики психотренинга и
психической саморегуляции (так называемой даосской йоги) заключалась не
в
подчинении человека
изначально
заложенного в нем
психофизиологических процессов всеобщим космическим законам с тем,
чтобы устранить все препятствия для их естественного и полнокровного
самопроявления и на макроскопическом уровне, в результате чего человек
становится
равноправным во всех
“небо – земля – человек”. Предельным выражением всеобщей закономерности
функционирования вселенной есть “великое Дао”, которое отождествлялось
даосами
с “истинной сущностью”
они
видели высшую цель
Соответственно высшим достижением даосской практики морального и
психического самоусовершенствования провозглашалось состояние полной
идентичности “истинной сущности” самого человека с истинной сущностью
всех вещей и явлений. Эта идентичность рассматривалась не как
интеллектуальный
синтез субъективности
вещей и явлений или рациональная идея медиации (посредничества) между
ними, а как прямое спонтанное и мгновенное взаиморастворение, иными
словами,
“прыжок в подлинный
универсальной первоосновой всего сущего (Дао), которая одновременно
является и “истинной природой” каждого человека.
Вместе с тем даосы выступали против всякого насилия над человеческой
личностью и считали, что привязанность к индивидуальному “Я” нельзя
подавлять с помощью насильственных методов, поэтому относились к
“культуризаторской” миссии конфуцианских правил резко негативно.
Указывая
на принципиальное расхождение
академик Н. И. Конрад писал: “Конфуций настаивал на том, что человек
живет и действует в организованном коллективе — обществе, государстве.
Эта организованность достигается подчинением каждого члена общества
определенным
правилам — нормам
человечеством в процессе развития цивилизации. Лао-цзы придерживался
противоположной концепции: все бедствия человечества, все пороки — и
личности, и общества — проистекают именно от этих самых “правил”.
Идеальный порядок достигается только отказом от всяких правил; их
должно заменить следование человеком его “естественной природе”.
“Правила” есть насилие над человеческой личностью”.
Чтобы постичь принцип
действовать в неразрывном единстве с этим принципом, даосы предлагали
просто “забыть” конвенциальные нормы и условности, и в порыве
спонтанного
“просветления”
утверждали,
что в “самозабвенном”
природу,
тождественную истинной
человек одновременно отождествляется с миром окружающей природы,
образуя
с ней нераздельное и
Дао
есть такой психологический
субъектом и объектом, между “Я” и “не-Я”. При этом происходит как бы
“самоидентификация” всех противоречий и оппозиций, раскалывающих
изначальную целостность мира и создающих в обыденном сознании
драматические коллизии между микрокосмом и макрокосмом, с одной
стороны, и между человеческой личностью (точнее, его индивидуальным
“Я”) и истинной природой человека — с другой. Психотерапевтическая
ценность “просветления”, по мнению даосов, заключается в его
способности
примирять противоречия на
в
этом смысле Дао
гармоничной
жизнедеятельности
индивидуального потока психики с универсальным Путем вселенной и его
функционированию
в полном соответствии с
организации
и функционирования
Вместе с тем даосы утверждали, что противоречия и противоположности
взаимоидентифицируются внутри себя (т. е. внутри каждой пары
оппозиции), а не на какой-то более высокой ступени синтеза, как в
диалектике Гегеля. Поэтому для даоса, обретающего состояние “не-
дуальности”, нет прогрессии к некоему абсолюту, но все противоречия
существуют одновременно с их тождеством, так как всякое явление
одновременно и утверждает и отрицает себя в процессе динамического
взаимодействия полярностей, которое является источником всякого
движения
и развития и которое
непрерывности и дискретности.
В “Дао дэ цзине” метод психической саморегуляции характеризуется
следующим образом: “Нужно сделать [свое сознание] предельно
беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут
изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.
[В мире] большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему
истоку (т. е. к Дао)”.
Достижение подобной “бесстрастности” не означает, однако,
выхолащивания психической жизни человека. Напротив, отстраненность
субъекта, отсутствие деструктурирующего вмешательства активности его
личности, его индивидуального “Я” приводит к более полному проявлению
специфики каждого феномена как такового, к максимальному выявлению его
собственного Дао (т. е. Дао “всех вещей”). Подобное следование “всех
вещей” своей собственной природе (а под “всеми вещами” можно понимать как внешние объекты, так и явления внутренней жизни, т. е. психические
феномены) имело большое значение в любой сфере человеческой
жизнедеятельности,
так как позволяло даосу
и моторно-двигательные задачи, встававшие перед ним во время занятий
теми или иными видами практической деятельности, которые могли
рассматриваться
как конкретные средства
практике.
Заключение
Мир даосизма — это мир
темноты
и одновременно “слепящего
перспективе, казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”,
нечто
доподлинное, единственно
раз
конечное и абсолютное
не намеченными абрисом, остаются где-то “за кадром” — за словом и даже
за мыслью.
И благодаря этому древняя китайская религия несет в себе
универсальные ценности, не зависящие от времени и пространства, ибо
величественной мистерии человеческого духа суждено длиться вечно...
Список используемой литературы
1. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко–религиозного описания. СПб.: Лань. 1998
2. Титаренко М.Л. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; М.: Мысль. 1994
3. Лукьянов А. Е. Становление
философии на Востоке (Древний
4. Абаев Н. В. Чань-буддизм и
культурно-психологические
средневековом Китае. — Новосибирск: Наука. 1989