Диалектические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).

Файлы: 1 файл

диалектика философия.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

Введение

 

ДИАЛЕКТИКА (греч.  — искусство вести беседу)— теория и метод познания

действительности, наука  о наиболее общих законах развития природы,

общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии  употребляется в

различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения

истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения  ученой

беседы, ведущий к  истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания

о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с помощью

которого на основе анализа  и синтеза понятий происходит познание истинно

сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты

придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять

ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а

23), мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в

философии Аристотеля —  способ доказательства, когда исходят  из

положений, полученных от других, и достоверность которых  неизвестна.

Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для

науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и

эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных

суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить

посредством диалектического  умозаключения только случайно. Эристическое

умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям,

которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В

средние века в философии  термин «Д.» употреблялся в самых различных

значениях. Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр —

искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении

«логика», а иногда под  Д. подразумевали искусство дискутирования.

 

В философии Канта  диалектикой называется логика видимости, которая не

приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон

для созидания утверждений, претендующих на объективность, она  становится

Д. (И.Кант, Критика чистого  разума, П., 1915, с. 66).

 

По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод  познания,

противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия

основывается на рассудочном  познании явлений, когда фиксируются  отд.

свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия

держится односторонних  определений рассудка и исключает  противоположные

им определения. Догматизм  всегда допускает одно из двух противоположных

определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель,

Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в

противоположность метафизическому основывается на разумном познании,

рассматривает предмет  в единстве его противоположных  определений. Д. —

метод познания, посредством  которого постигается с высшей точки  зрения

единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у  Гегеля — учение о

самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета

и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений  рассудка.

 

Открытые Гегелем  и мистифицированные им законы диалектики были заново

выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной

действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос

бесчисленных изменений  пробивают себе путь те же диалектические законы

движения, которые и  в истории господствуют над кажущейся  случайностью

событий…» (Ф.Энгельс,   «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

 

В марксистской философии  термин Д. употребляется в значении теории и

метода познания явлений  действительности путем постижения самодвижения

предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит  из

признания постоянного  становления, развития явлений материального  мира.

Развитие — это  не просто движение, под которым  разумеется любое

изменение, а такое  движение, конечным результатом которого является

восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это

восхождение носит сложный  характер. Вскрыть объективные законы

столкновения, развития различных форм и видов материи  – задача

диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего  имеет

историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией

путь. Причем главной  в истории формирования этой идеи является мысль о

противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как

источнике развития.

 

 

Диалектические принципы

 

 

Конкретность истины

 

Конкретность истины или же отрицание существования  абстрактности И.

означает, что истина связана определенными условиями, в которых

находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта  и т.д.

Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта с

учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого  развития

объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

 

 

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

 

Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай

диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция

в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе

отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е.

в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение

предмета выступает  здесь как ступень, как момент конкретного

рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как  цель, а лишь как

средство мышления, восходящего  от абстрактного к конкретному.

 

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том

их виде,  в котором они протекали в действительности.  Любой предмет,

любое явление могут  быть поняты и правильно оценены только при условии

рассмотрения их в  конкретных исторических условиях, в  исторических

логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся

два взаимосвязанных  метода воспроизведения  исторических процессов

развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта

воспроизводиться в  форме теории системы, и исторический метод, с помощью

которого развитие объекта  воспроизводиться в форме истории  системы.

 

 

Практика как критерий истины

 

 

и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно  человеку

 

Критерий И. не может  быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни

в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное

познавательное  отношение  субъекта к объекту и в этом смысле «истина

относится не только к  субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г.В., Избр.

филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен

представлять собой  определенное отношение, отличное от процесса

познания, но вместе с  тем органически связанное с ним. Таким отношением,

материальным процессом  является обществ. практика, которая и образует

критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка

все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо

теоретические положения  формируются на базе абстракций все  более высоких

степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр.,

теоретические положения  субатомной физики, закон стоимости  в

политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если

на основе полученных из нее выводов люди в состоянии  реализовать

поставленные ими  цели.

 

 

Законы диалектики

 

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных

изменений в качественные, единство и борьба противоположностей,

отрицание отрицания.

 

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней

взаимосвязи категории  и законы субъективной диалектики представляют

собой логическое выражение  объективной диалектики мира и его  познания в

динамике их развития.

 

Эти законы выражают универсальные  формы, пути и движущую силу развития

материального мира и  его познания и являются всеобщим методом

диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее

основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие

и научное обоснование  основных законов диалектики обогатило  понимание

содержания и связи  ранее известных категорий, развитие которых подчинено

этим универсальным  законам. Законы диалектики представляют собой

логичное выражение  существенного в развитии.

 

 

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы

противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что  предметы и

явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из

взаимодействия и  противоречия между различными предметами и явлениями и

различными сторонами  внутри предметов и явлений, переходят  из состояния

незаметного, несущественного  различия составляющих данное явление

сторон, тенденций к  существенным различиям моментов целого и к

противоположностям, которые  вступают между собой в противоречие, борьбу,

составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый

предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость

любого объекта состоит  в том, что в едином предмете в  одно и то же время

имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей.

Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению

активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей.

Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том

смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие,

выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства,

составляет источник развития.

 

Будучи отраженным в  системе теоретического знания, этот закон входит

основным стержнем или  ядром в диалектический метод  научного познания. В

собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой

сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с.

237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать  стимулы развития

мира внутри самого мира.

 

 

Закон перехода количественных изменений в качественные

 

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от

старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть

одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные

изменения явлений до известного предела носят характер относительно

непрерывного роста  одного и того же по своему качеству объекта, который,

изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает

быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при

определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится

новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности,

революционного, скачкообразного  и эволюционного изменения явлений.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как

осуществляется возникновение  нового.

 

 

Закон отрицания отрицания

 

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту

сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление

относительно и в  силу своей конечной природы переходит  в другое явление,

которое при определенных условиях может стать противоположностью первого

и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое

условие развития, поскольку  оно есть не только отрицание старого, но и

утверждение нового. Но процесс развития не останавливается  на этом.

Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание

снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой

процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания

отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от

низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного

отступления назад и  т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное

выражение развития в  целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный

характер развития; он выражает такой переход явлений  из одного качеств.

состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на

более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот

закон выражает и процесс  коренного изменения старого  качества,

повторяющуюся связь  между различными этапами развития, т. е. основную

тенденцию развития и  преемственность между старым и  новым.

Развитие совершается  так, что высшая ступень развития выступает как

синтез всего предшествующего  движения в его снятом виде. Каждый момент

развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него,

является результатом  его развития, поэтому заключает, сохраняет его в.

себе в преобразованном  виде. В сущности он есть это первое, ставшее

иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию,

выступающее в качестве метода: только то историческое познание может

Информация о работе Диалектические принципы