Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).
Введение
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с помощью
которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно
сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты
придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять
ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а
23), мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в
философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из
положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна.
Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для
науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и
эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных
суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям,
которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В
средние века в философии термин «Д.» употреблялся в самых различных
значениях. Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр —
искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении
«логика», а иногда под
Д. подразумевали искусство
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не
приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон
для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится
Д. (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания,
противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия
основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд.
свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия
держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные
им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных
определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель,
Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в
противоположность метафизическому основывается на разумном познании,
рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. —
метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения
единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля — учение о
самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета
и, следовательно, показывает
неполноту односторонних
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново
выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной
действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос
бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы
движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью
событий…» (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и
метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения
предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из
признания постоянного становления, развития явлений материального мира.
Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое
изменение, а такое движение, конечным результатом которого является
восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это
восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы
столкновения, развития различных форм и видов материи – задача
диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет
историю своего развития,
о чем свидетельствует
путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о
противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как
источнике развития.
Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И.
означает, что истина
связана определенными
находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д.
Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с
учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития
объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай
диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция
в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе
отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е.
в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение
предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного
рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как
средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том
их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет,
любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии
рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических
логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся
два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов
развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта
воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью
которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Практика как критерий истины
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни
в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное
познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина
относится не только к субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г.В., Избр.
филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен
представлять собой определенное отношение, отличное от процесса
познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением,
материальным процессом является обществ. практика, которая и образует
критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка
все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо
теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких
степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр.,
теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в
политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если
на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать
поставленные ими цели.
Законы диалектики
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных
изменений в качественные, единство и борьба противоположностей,
отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней
взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют
собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в
динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития
материального мира и его познания и являются всеобщим методом
диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее
основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие
и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание
содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено
этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой
логичное выражение существенного в развитии.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы
противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и
явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из
взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и
различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия составляющих данное явление
сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к
противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу,
составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый
предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость
любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время
имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей.
Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению
активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей.
Борющиеся противоположности
находятся между собой в
смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие,
выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства,
составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит
основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В
собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой
сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с.
237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития
мира внутри самого мира.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от
старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть
одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные
изменения явлений до известного предела носят характер относительно
непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,
изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает
быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при
определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится
новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного
и эволюционного изменения
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как
осуществляется возникновение нового.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту
сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление
относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление,
которое при определенных условиях может стать противоположностью первого
и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое
условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и
утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом.
Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание
снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой
процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания
отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от
низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного
отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное
выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный
характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств.
состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на
более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот
закон выражает и процесс коренного изменения старого качества,
повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную
тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как
синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент
развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него,
является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в.
себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее
иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию,
выступающее в качестве метода: только то историческое познание может