Диалектические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).

Файлы: 1 файл

диалектика философия.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

 

Возможность является более  бедным и абстрактным понятием, а

действительность более  богатым и конкретным. Действительность в самом

широком смысле — это  весь объективно существующий мир, объективная

реальность, бытие материи  вообще, вся материальная действительность. В

плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется

сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим

продуктом, и за пределами  гносеологии это противопоставление является не

абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно  говорить о

социальной действительности и общественном сознании. Действительность

как материальный мир  представляет собой бесконечную в пространстве и

времени движущуюся материю  и состоит из бесконечного множества  отдельных

объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют

и исчезают, превращаясь  в нечто другое по сравнению с  тем, чем они были.

При этом каждый новый  предмет возникает не внезапно и  беспричинно, а как

результат превращения  некоторого другого предмета, в котором  он

первоначально существовал  лишь как тенденция развития, как  возможность,

прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в

собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета;

она представляет собой  как бы часть, момент действительности в самом

широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность

растения — это  само растение, существующее в материальном мире как

часть, как предмет  этого мира; и если в плане гносеологии  растение

противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в

сознании человека, то в самой действительности оно противостоит

заключенной в зерне  тенденции как результат —  исходному пункту развития,

как действительность —  возможности.

 

 

 

 

Единичное, особенное  и всеобщее

 

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени  тело,

вещь, система вещей  данного качества, рассматриваемые  в их отношении,

как к самим себе, так  и к миру в целом по их качественной

определенности; предел количественного деления данного  качества. Е. есть

определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с

вещами того же качества, служащая объективным основанием для его

количественного математического  выражения. С этим связана проблема

единицы как основания  счета. Е. есть диалектическая противоположность

всеобщего. В своей  изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как

и общее без Е. «... Отдельное  не существует иначе как в той  связи,

которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т.

д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого  рода отдельными

(вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (В.И. Ленин, ПСС,  изд. 4-е, т.

38, с. 359).

 

Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов,

протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и

исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий,

внутри сложнейшего  взаимодействия массы других Е., т. е. внутри

действительности, управляемой  конкретно-всеобщими законами. В

развивающейся действительности постоянно осуществляется переход,

превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей

закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая  всеобщая форма

(закономерность) всегда  вначале выступает в действительности  в виде

единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового

биологического вида, новой формы общественных отношений  и т. д.).

Никакая реальная система  явлений не может развиваться, не выделяя из

своего состава новых  и новых единичных формообразований, вносящих в нее

новые различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует

многообразие в единстве и является необходимой формой развития

действительности. При  этом сохраняются и воспроизводятся  развитием,

получая всеобщее значение, лишь такие единичные «исключения», которые

соответствуют общей  тенденции развития, требованиям, заложенным во всей

совокупности условий, и реализуют эти требования своей  особенностью,

своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения,

прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.

 

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в  единстве

и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.

Обычно О. рассматривается  как нечто, опосредствующее отношение  между

единичным и всеобщим. Напр., понятие «русский» выступает  как общее по

отношению к каждому  русскому человеку и как О. по отношению  к понятию

«славянин». Последнее  выступает как общее по отношению  к понятию

«русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком

рассмотрении О. выступает  не просто как промежуточное звено  между

единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках

целого. В процессе познания противоположности общего и единичного

снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его

реальном, единичном  воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О.

выступает как реализованное  общее. Категория О.— важный момент движения

познания в глубь объекта.

 

Категория всеобщего -  есть отражение реально всеобщего, т. е.

объективного единства многообразных явлений природы  и общества, в

сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы

понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы

единичных и особенных  явлений, играет в познании важную, но ограниченную

роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную

всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как простое подобие, не

как абстрактное тождество  явлений, а как живая конкретная связь

различных и противоположных  друг другу вещей, явлений, процессов, как

закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие

формы и содержания и  т. д. «Форма всеобщности в природе- это закон...

Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности  и тем самым

бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное»

(Ф.Энгельс «Диалектика  природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т. о.,

существует в действительности через особенное, единичное, различное и

противоположное, через  переход, превращение противоположностей друг в

друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и

различий, а не как  «абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К. и

Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд., т. 3, с 3).

 

 

Заключение

 

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс

возникло вместе с  человеком и обществом. Мера диалектичности

человеческого мышления определяется уровнем развития общественной

практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное

отражение которого является необходимым условием разумной ориентации

человека в мире и  преобразования его в интересах  людей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. И.Кант, Критика чистого  разума, П., 1915 г.

 

2. Гегель, Соч., т. 1, М.  — Л., 1929 г.

 

3. Ф.Энгельс,   «Анти-Дюринг, М., 1957 г.

 

4. Г.В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.

 

5. В.И. Ленин, «Философские  тетради», М., 1947 г.

 

6. В.И. Ленин, ПСС,  изд. 4-е, т. 38

 

7. Ф.Энгельс «Диалектика  природы», М., 1955 г.

 

8. К.Маркс и Ф.Энгельс,  ПСС, 2-е изд.

 

9. Философская энциклопедия, М., 1960 г.

1


Информация о работе Диалектические принципы