Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).
Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а
действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом
широком смысле — это весь объективно существующий мир, объективная
реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В
плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется
сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим
продуктом, и за пределами
гносеологии это
абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно говорить о
социальной действительности и общественном сознании. Действительность
как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и
времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных
объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют
и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были.
При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как
результат превращения некоторого другого предмета, в котором он
первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность,
прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в
собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета;
она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом
широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность
растения — это само растение, существующее в материальном мире как
часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение
противостоит своему
понятию как предмет
сознании человека, то в самой действительности оно противостоит
заключенной в зерне тенденции как результат — исходному пункту развития,
как действительность — возможности.
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело,
вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении,
как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной
определенности; предел
количественного деления
определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с
вещами того же качества, служащая объективным основанием для его
количественного математического выражения. С этим связана проблема
единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность
всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как
и общее без Е. «... Отдельное не существует иначе как в той связи,
которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т.
д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными
(вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т.
38, с. 359).
Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов,
протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и
исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий,
внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри
действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В
развивающейся действительности постоянно осуществляется переход,
превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей
закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая всеобщая форма
(закономерность) всегда
вначале выступает в
единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового
биологического вида, новой формы общественных отношений и т. д.).
Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из
своего состава новых
и новых единичных
новые различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует
многообразие в единстве и является необходимой формой развития
действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием,
получая всеобщее значение, лишь такие единичные «исключения», которые
соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей
совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью,
своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения,
прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве
и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.
Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между
единичным и всеобщим. Напр., понятие «русский» выступает как общее по
отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию
«славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию
«русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком
рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между
единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках
целого. В процессе познания противоположности общего и единичного
снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его
реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О.
выступает как реализованное общее. Категория О.— важный момент движения
познания в глубь объекта.
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е.
объективного единства многообразных явлений природы и общества, в
сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы
понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы
единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную
роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную
всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как простое подобие, не
как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь
различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как
закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие
формы и содержания и т. д. «Форма всеобщности в природе- это закон...
Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым
бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное»
(Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т. о.,
существует в действительности через особенное, единичное, различное и
противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в
друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и
различий, а не как «абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К. и
Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд., т. 3, с 3).
Заключение
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс
возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности
человеческого мышления определяется уровнем развития общественной
практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное
отражение которого является необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Список использованной литературы
1. И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915 г.
2. Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929 г.
3. Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957 г.
4. Г.В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
5. В.И. Ленин, «Философские тетради», М., 1947 г.
6. В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38
7. Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955 г.
8. К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
9. Философская энциклопедия, М., 1960 г.
1