Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).
быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития
рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи
с ним.
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же
существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и
дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях:
сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость,
причина и следствие,
возможность и
особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе,
в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление
Сущность и явление - категории,отражающее всеобщие формы предметного
мира и его познание человеком. Сущность— это внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых
форм его бытия; явление— то или иное обнаружение (выражение) предмета,
внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления
выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его
внутреннему содержанию и единству— к понятию. Постижение сущности
предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики
предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени
постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно
связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя
раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их
совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей
непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс
и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т.25, ч.2, с.384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение
внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные
случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны,
изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех
изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также
изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и
сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т.29, с.227). Теоретическое
познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития:
“...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление
познания человеком явлений, мира...” (там же, с.136)
Содержание и форма
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание,
будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех
составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей,
противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения
содержания. Термин “форма”
употребляется также для
внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.
Отношение Содержания и
формы характеризуется
перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во
взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную
сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте
разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы,
адекватной развившемуся содержанию.
Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как
развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса,“...
генетически вывести различные формы...” и понять “...действительный
процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс,
ПСС, 2-е изд., т.26, ч.3, с.526), с учётом объективной субординации С. и ф.
Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными
моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой
формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о
том, что “...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно
ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин,
ПСС, 5-е изд., т.27, с.84). Разрешение противоречий между С. и ф. может
протекать по-разному— от полного отбрасывания старой формы, переставшей
соответствовать новому содержанию, до использования старых форм,
несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и
форма не остаётся прежней, новое содержание“... может и должно проявить
себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить,
победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...”
(там же, т.41, с.89).
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф.
рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому
мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой.
Содержание мышления— это результат отражения в совокупной духовной
культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание
мышления входят все
многообразные определения
воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти
последние при определенных условиях приобретают специфически логические
функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура
мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и
всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных
формах оно выражается.
Случайность и необходимость
Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют
представление о характере зависимости явления, выражают различные
аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При
определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей
закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих
отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение
такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его
сущность, закон; способ
превращения возможности в
котором в определенном объекте имеется только одна возможность,
превращающаяся в действительность.
Случайность – отражение в основном внешних, несущественных,
неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального
пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных
процессов, событий; способ
превращения возможности в
при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько
различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но
реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и
дополнение к ней.
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса,
полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется
строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью,
подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость
не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее
развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно
обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью
своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных,
нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или
одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется
неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же
комплекс причин может
обусловливать необходимые
структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно
вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Причина и следствие
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей
связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление,
действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт
за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных
условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и
условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является
причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие.
П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же
условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук
причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим
приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия
вещей и процессов объективного мира.
Диалектика признаёт
отправным пунктом анализа
самодвижение материи,
которое выступает как
всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет
всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «... мы
приходим к действительному отношению» (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е
изд., т. 20, с. 546).
П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального
взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и
абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник
порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на
следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно
может воздействовать на свою причину.
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого
следствия. Во многих областях объективной действительности само
взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм
взаимодействия, взаимосвязи
и взаимообусловленности
соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В
современной науке классификация причинно-следственных связей проводится
по различным признакам. Так, по признаку природы отношений
причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные,
информационные и энергетические, физические, химические, биологические,
социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по
числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные,
многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи
подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные,
объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную
методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное
движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к
необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к
содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две
основные ступени развития каждого предмета или явления в природе,
обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета.
Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и
выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности
взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального мира и
фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д.—
соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической
и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность. Какая из возможностей
превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от
условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может
служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в
другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в
деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно
превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение —
результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем
действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных
и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе
путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В
зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь
оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе
возможность растения — его первую ступень развития, теперь налицо
действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность
превратилась в