Диалектические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в
различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой
беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, IV, 5, 12).

Файлы: 1 файл

диалектика философия.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития

рассматривает как результат  предшествующего момента и в  органичной связи

с ним.

 

 

Основные диалектические закономерности и категории

 

Диалектика не исчерпывается  тремя основными законами. Кроме  них так же

существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и

дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях:

сущность и явление, содержание и форма, случайность  и необходимость,

причина и следствие, возможность и действительность, единичное,

особенное и всеобщее и т.д.

 

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе,

в которой и выражено само содержание диалектики.

 

 

Сущность и явление

 

Сущность и явление - категории,отражающее всеобщие формы предметного

мира и его познание человеком. Сущность— это внутреннее содержание

предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых

форм его бытия; явление— то или иное обнаружение (выражение) предмета,

внешние формы его  существования. В мышлении категории  Сущности и явления

выражают переход  от многообразия наличных форм предмета к его

внутреннему содержанию и единству— к по­нятию. Постижение сущности

предмета составляет задачу науки.

 

Сущность и явление  — универсальные объективные  характеристики

предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени

постижения объекта. Категории Сущности и явления  всегда неразрывно

связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя

раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их

совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей

непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...”  (К.Маркс

и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т.25, ч.2, с.384).

 

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение

внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные

случайные отношения, особенные  черты последнего. Явления динамичны,

изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех

изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также

изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и

сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т.29, с.227). Теоретическое

познание сущности объекта  связано с раскрытием законов  его развития:

“...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление

познания человеком  явлений, мира...” (там же, с.136)

 

 

Содержание и форма

 

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых  содержание,

будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех

составных элементов  объекта, его свойств, внутренних процессов, связей,

противоречий и тенденций, а форма есть способ существования  и выражения

содержания. Термин “форма”  употребляется также для обозначения

внутренней организации  содержания и связан, т.о., с понятием структуры.

Отношение Содержания и  формы характеризуется единством, доходящим до их

перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во

взаимоотношении С. и  ф. содержание представляет подвижную, динамичную

сторону целого, а форма  охватывает систему устойчивых связей предмета.

Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте

разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы,

адекватной развившемуся содержанию.

 

Диалектическое понимание  формы, предполагает рассмотрение её как

развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса,“...

генетически вывести  различные формы...” и понять “...действительный

процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс  и Ф.Энгельс,

ПСС, 2-е изд., т.26, ч.3, с.526), с учётом объективной суборди­нации С. и ф.

 

Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными

моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой

формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о

том, что “...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно

ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин,

ПСС, 5-е изд., т.27, с.84). Разрешение противоречий между С. и ф. может

протекать по-разному— от полного отбрасывания старой формы, переставшей

соответствовать новому содержанию, до использования старых форм,

несмотря на существенно  изменившееся содержание. Но в последнем  случае и

форма не остаётся прежней, новое содержание“... может и должно проявить

себя в любой форме, и новой и старой, может и  должно переродить,

победить, подчинить  себе все формы, не только новые, но и старые...”

(там же, т.41, с.89).

 

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф.

рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому

мышление отражает объективный  мир как содержанием, так и формой.

Содержание мышления—  это результат отражения в совокупной духовной

культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание

мышления входят все  многообразные определения действительности,

воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти

последние при определенных условиях приобретают специфически логические

функции, выступают в  качестве форм мышления. Категориальная структура

мышления развивается  по мере развития познания, и чем  полнее, глубже и

всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных

формах оно выражается.

 

 

Случайность и необходимость

 

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют

представление о характере  зависимости явления, выражают различные

аспекты, типы связей, степень  детерминированности явления. При

определенных условиях необходимость – вещь, явление  в их всеобщей

закономерной связи  внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих

отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение

такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его

сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при

котором в определенном объекте имеется только одна возможность,

превращающаяся в  действительность.

 

Случайность – отражение  в основном внешних, несущественных,

неустойчивых, единичных  связей действительности; выражение  начального

пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных

процессов, событий; способ превращения возможности в действительность,

при котором в данном объекте, при данных условиях имеется  несколько

различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но

реализуется только одна из них; форма проявления необходимости  и

дополнение к ней.

 

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса,

полностью ими детерминирована  в данном отношении, характеризуется

строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью,

подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость

не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее

развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь  же причинно

обусловлена, как и  необходимость, но отличается от нее  особенностью

своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных,

нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или

одновременного воздействия  комплекса сложных причин, характеризуется

неоднозначностью, неопределенностью  своего  протекания. Один и тот  же

комплекс причин может  обусловливать необходимые процессы на одном

структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно

вызывать случайности  на др. уровне или в др. системе  связей.

 

 

Причина и следствие

 

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей

связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление,

действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт

за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое

причиной следствие  зависит от условий. Одна и та же причина при разных

условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и

условием относительно. Каждое условие в определенном отношении  является

причиной, а каждая причина  в соответственном отношении  есть следствие.

П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же

условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук

причины отличаются от поводов  — процессов, способствующих их проявлению.

 

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим

приближением реальные, объективно существующие связи и  взаимодействия

вещей и процессов  объективного мира.

 

Диалектика признаёт отправным пунктом анализа понятия  причины

самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие. Совокупность

всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы  составляет

всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «... мы

приходим к действительному  отношению» (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е

изд., т. 20, с. 546).

 

П. и с. суть отдельные  стороны, моменты, звенья универсального

взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт  и

абстрагируясь от обратного  влияния произведённого на источник

порождения, можно говорить об одностороннем действии причины  на

следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно

может воздействовать на свою причину.

 

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать  причиной другого

следствия. Во многих областях объективной действительности само

взаимодействие П. и  с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

 

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм

взаимодействия, взаимосвязи  и взаимообусловленности явлений  и

соответственно —  многообразие причинно-следственных зависимостей. В

современной науке классификация  причинно-следственных связей проводится

по различным признакам. Так, по признаку природы отношений

причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные,

информационные и  энергетические, физические, химические, биологические,

социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по

числу и связности  воздействий -  на простые, составные, однофакторные,

многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи

подразделяются также  на внешние и внутренние, главные  и неглавные,

объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и  др.

 

В гносеологии понятие  причинно-следственной связи выполняет  важную

методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное

движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности  к

необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к

содержанию, от явления  к сущности.

 

 

Возможность и действительность

 

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две

основные ступени  развития каждого предмета или явления  в природе,

обществе и мышлении.

 

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета.

Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и

выражает эту закономерность.

 

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности

взаимосвязи развития предметов  и всех ее проявлений.

 

В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального  мира и

фиксирующие основные моменты  движения и развития материи. В. и  д.—

соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого

процесса развития. В  процессе развития каждого предмета в неорганической

и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная

возможность превращается в действительность. Какая из возможностей

превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от

условий, в которых  протекает развитие. Примером такого превращения может

служить любое превращение  предмета из одного качественного состояния  в

другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в

деньги, абстракции в  мистическую фантазию и т. д. В  случае, когда зерно

превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а  растение —

результатом развития. Зерно  содержит в себе различные возможности, в нем

действуют различные  тенденции развития. При благоприятных  температурных

и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе

путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в  растение. В

зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь

оно существует актуально, в действительности; зерно заключало  в себе

возможность растения —  его первую ступень развития, теперь налицо

действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность

превратилась в действительность.

Информация о работе Диалектические принципы