Диалектические закономерности бытия и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.

Файлы: 1 файл

Законы диалектиким.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Диалектические  закономерности бытия и мышления.

    

     Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-

вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,

направленных  к а ч е с т в е н н ы х  изменений, порождаемых столкновением,  внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности. 

А/ Единство и борьба противоположностей. 

     В истории философии «единство и борьба противоположностей» рассматриваются в качестве фундаментальной закономерности Бытия  (и «мышления о…» бытии как  разме-рности самого бытия ).

     Единство и борьба противоположностей:

   а) представляют собой источник и движущие силы  л ю б о г о процесса изменения и развития;

    б) характеризуют  всякий процесс  как внутренне обусловленное саморазвитие;

    в) составляют предметно-смысловое основание других диалектических закономер-ностей, в содержании которых отражено взаимодействие  всеобщих противоречий су-щего (причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, части и целого, возможности и действительности, единичного, особенного и (все)-общего);

   г) способствуют пониманию преходящего характера той или иной социальной реальности, выявляя те ее противоречия, посредством разрешения которых осуществля-ется социальный прогресс.

     В большинстве  диалектически ориентированных концепций бытия, категориями, за-дающими содержательное пространство данной закономерности, выступают:

    Тождествоконстатирующее со-впадение (взаиморастворение и взаимо”представлен-ность” ) сторон, элементов и тенденций бытия “друг в друге”, а также эквивалентность (иде-нтичность) себе самой той или иной качественной определенности («этости») на всем протя-жении ее существования и саморазвития;

     Различие – знаменующее неравновесность , внутреннюю подвижность, изменчивость и разнонаправленность элементов и тенденций ,       либо   

- 2 --

1/ одного и того  же («все еще самотождественного»)  объекта, явления или процесса (см. напр. об этом у Н. Заболоцкого в стихотворении «Метаморфозы»: «Как мир меняется! /

И как я сам меняюсь! / Лишь именем одним  я называюсь,- / На самом деле то, что  именуют мной.- / Не Я Один. Нас много. Я – живой !» ),        либо

      2/ взаимосвязанных  и взаимодействующих  друг с другом  «бытийных инаковостей», каж-дая из которых  одновременно «тождественна/нетождественна» ДРУГОМУ (и) ВСЕМУ в ка-честве «уникальности». При этом данная «уникальность» еще не служит «яблоком раздора»  и основанием  к «отпадению» Различного друг от друга. 

     Противоположность  – момент, сторона, элемент, тенденция  и стадия бытийной трансформации  «различия» в «противоречие». Противоположность символизирует

собой «рождение противоречия», предполагает взаимообусловленность и взаимоотрицание,

ранее «без(раз)личных и  безотносительных друг другу «различий»(инаковостей). Противо-положность – это различие, (при)обретшее бытийного конкурента в облике некоего  ДРУГО-ГО, сосуществование  с которым  определяет отныне его «место» в сущем, «границы и перс-пективы» саморазвития. Не существует «противоположности в единственном числе». Вся-кая противоположность оказывается следствием «со-вмещения несовместимостей», взаимо-проникновением «инородного», свидетельством принципиально неустранимого (с диалекти-ческой точки зрения) «раз-двоения» бытия (на: добро и зло, инь и ян, притяжение и оттал-кивание, истину и ложь, ассимиляцию и диссимиляцию, Единое и многое, любовь и нена-висть, прерывное и непрерывное, смысл и абсурд, Космос и Хаос и т.д.).

     Противоречие – способ согласования «единства и борьбы противоположностей», в кон-тексте которого «единство противоположностей» (как «аспект и про-явление» борьбы

противоположностей  ) характеризует «относительную» (во временной и смысловой систе-мах координат) ц е л о с т н о с т ь, эволюционную  с т а б и л ь н о с т ь  и  динамическую

  р а в н о  м о щ /ь(ность)  противоположно направленных  сторон и ориентаций  бытия, а «бо-рьба противоположностей» служит (перво)ИСТОЧНИКОМ изменчивости и (само)развития

всего существующего.

     Борьба противоположностей в рамках любого противоречия носит «абсолютный» харак-тер, ибо именно «взаимоотрицание» различного (т.е«борьба» за выте-снение ДРУГОГО с его бытийных территорий) обусловливает собой как возникновение самого противоречивого «союза противоположностей», так и сменяющие друг друга ритмы саморазвертывания про- 

- 3 -

тиворечия («тождество равновесия – нарастание несовместимых сущностных различий – конфликт за «обладание бытием другого» - разрешение противоречия и вы-ход в новое ка-чественное состояние).

     Следует также  учитывать и то  обстоятельство, что  если противоречие  своевременно (не-органически  стихийно, либо социально  и личностно осознанно)  не разрешается,  оно из фак-тора, стимулирующего позитивное саморазвитие чего-либо, превращается в препятствие к его дальнейшему качественному обновлению. Строго говоря, саморазвитие есть там и толь-ко там, где наличествуют разрешающиеся ( и разрешаемые ) противоречия, а «разрешение противоречий» и есть «то событие, откуда начинается» продолжение бытия в его новых противоречивых формах и структурах.   
 

Специфика социальных противоречий.

    Под «социальными противоречиями» следует понимать общественнозначимые   о т –

н о ш е н и  я  между исторически сложившимися «общностями» людей (коллективами, этносами, расами, племенами, религиозными конфессиями, национальными образовани-ями и т.п.), в ходе которых они заявляют свои претензии на  монопольное обладание те-

ми  или иными культурными  «статусами» и властными полномочиями.

     Своеобразие социальных  противоречий заключается  также и в том,  что они :

     а) выступают условием (пред-посылкой) и (по)следствием человеческой жизнедеятель-

ности;

     б) субъект-субъектны  по своей бытийной  природе (представляют собой личностно окра-шенное столкновение индивидуальных, национальных, классовых и иных человеческих «воль» (или «произволов») ;

     в) имеют в качестве «объектов», по поводу которых возникают и разрешаются отноше-

ния собственности, личностный или государственный суверенитет, идеологически аранжи-рованные версии социального бытия, культурные традиции, религиозные системы миропо-стижения, альтернативные политические проекты «прав» и «свобод», равенства и социаль-ной справедливости.

     Социальные противоречия распадаются на два подтипа: на антагонистические и неанта-гонистические.

     Антагонизм как форма существования социальных противоречий вырастает из кон-фликта отношений людей к средствам производства и системам ценностных ориентаций. Он

-4-

носит всегда конкретно-исторический характер, религиозно-этнически  и классово обусло-влен. Способами разрешения антагонистических противоречий могут стать революции, гражданские и религиозные войны, национально-освободительные движения. Следствием же ( и субъектной «целью») разрешения подобных противоречий, нередко является  прекр-ащение исторического существования одной из противоположных социальных сил.

     Неантагонистические социальные противоречия предполагают взгляд на своего бытий-ного визави как на «допущенную к существованию культурно-историческую и личностную «самобытность», чье право на бытие не подлежит сомнению и насильственному отрицанию. Одновременно выдвигается принципиально новая «философия» осмысления и разрешения социальных противоречий.

     Формулируется запрет  на возведение  в ранг противоположностей  любых «различий». Предлагается не  смешивать противоречия  и «трудности».  По возможности,  избегать при 

оценке  тех или иных социальных противоположностей, конфронтационного  диагноза их в качестве «хороших» или «плохих». Анализировать развитие всякого социального противо-речия не только в его «современном» состоянии, но и в исторической ретроспективе.

     Неантагонистический  вариант разрешения  социальных противоречий опирается на ряд нетривиальных методологических технологий:

---поиска  и нахождения «промежуточных  звеньев» ( бытийных  «посредников»), опосредую-щих  конфликтующие противоположности (например: частная собственность –АРЕНДА – государственная собственность);

--«со-Единения  противоположностей», при котором,  вызревшие противоположности не

разводятся  на «полюса», а в  режиме творческого  взаимодействия, позволяют  друг другу

проявить  свои скрытые прогрессивные  «системные» качества (например: личность  +

коллектив = коллектив личностей );

--нахождение  новой (компромиссной)  формы «сосуществования  противоположностей»  в

контексте сохраняющегося противоречия интересов и опасений (например: «гонка воору-

жений»  и, как альтернатива ее самоубийственным крайностям, концепция  «разумной до-

статочности», согласно которой рост вооруженности договорно ограничен масштабами, не-обходимыми для эффективной обороны, но недостаточными для «победоносного» превен-тивного нападения на другую сторону).

        

           Двумя мировоззренчески  односторонними трактовками единства и борьбы противопо

ложностей в области социальных взаимоотношений  и конфликтов выступают:       

-5-

     А/ Теория равновесия, согласно сторонникам которой «покой, гармония, постоянство»  а б с о л ю т н ы, а борьба противоположностей (конфликт взаимоотрицаний) относительна и искусственна. Равновесие мыслится при этом как со-СТОЯНИЕ, лишенное противоречий.  Противоречия же рассматриваются в качестве «проклятий сущего». Нарушение исходного тождества (отсутствия инаковостей) происходит исключительно под возмущающим воздейс-твием «внешних сил»(«врагов»). Преодоление возникших диссонансов осуществляется (или должно осуществляться) любой ценой и любыми средствами. Социальное развитие протека-ет по формуле : «естественное равновесие – спровоцированный («врагами») конфликт – вос-становленная гармония тождества и солидарного единодушия». Теория равновесия парадок-сальным образом подпитывает своим содержанием различного рода консервативные, утопи-ческие и тоталитарные политические умонастроения, ориентированные на устранение «раз-личий» (и «противоположностей») потребностей, интересов, целей, ценностей, идеалов и об-разов жизни из сферы человеческого существования.

     Б/ Теория кофликта, по мнению представителей которой, единственным и вечным

Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления