Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
Диалектические закономерности бытия и мышления.
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных
к а ч е с т в е н н ы
х изменений, порождаемых
столкновением,
внутренне присущих
всем объектам, процессам
и явлениям бытия,
о т н о ш е н и й различия
и проти-воположности.
А/
Единство и борьба
противоположностей.
В истории философии «единство и борьба противоположностей» рассматриваются в качестве фундаментальной закономерности Бытия (и «мышления о…» бытии как разме-рности самого бытия ).
Единство и борьба противоположностей:
а) представляют собой источник и движущие силы л ю б о г о процесса изменения и развития;
б) характеризуют всякий процесс как внутренне обусловленное саморазвитие;
в) составляют предметно-
г) способствуют пониманию преходящего характера той или иной социальной реальности, выявляя те ее противоречия, посредством разрешения которых осуществля-ется социальный прогресс.
В большинстве диалектически ориентированных концепций бытия, категориями, за-дающими содержательное пространство данной закономерности, выступают:
Тождество – констатирующее со-впадение (взаиморастворение и взаимо”представлен-ность” ) сторон, элементов и тенденций бытия “друг в друге”, а также эквивалентность (иде-нтичность) себе самой той или иной качественной определенности («этости») на всем протя-жении ее существования и саморазвития;
Различие
– знаменующее неравновесность
, внутреннюю подвижность,
изменчивость и разнонаправленность
элементов и тенденций ,
либо
- 2 --
1/
одного и того
же («все еще самотождественного»)
И как я сам меняюсь! / Лишь именем одним я называюсь,- / На самом деле то, что именуют мной.- / Не Я Один. Нас много. Я – живой !» ), либо
2/ взаимосвязанных
и взаимодействующих
друг с другом
«бытийных инаковостей»,
каж-дая из которых
одновременно «тождественна/
Противоположность – момент, сторона, элемент, тенденция и стадия бытийной трансформации «различия» в «противоречие». Противоположность символизирует
собой «рождение противоречия», предполагает взаимообусловленность и взаимоотрицание,
ранее «без(раз)личных и безотносительных друг другу «различий»(инаковостей). Противо-положность – это различие, (при)обретшее бытийного конкурента в облике некоего ДРУГО-ГО, сосуществование с которым определяет отныне его «место» в сущем, «границы и перс-пективы» саморазвития. Не существует «противоположности в единственном числе». Вся-кая противоположность оказывается следствием «со-вмещения несовместимостей», взаимо-проникновением «инородного», свидетельством принципиально неустранимого (с диалекти-ческой точки зрения) «раз-двоения» бытия (на: добро и зло, инь и ян, притяжение и оттал-кивание, истину и ложь, ассимиляцию и диссимиляцию, Единое и многое, любовь и нена-висть, прерывное и непрерывное, смысл и абсурд, Космос и Хаос и т.д.).
Противоречие – способ согласования «единства и борьбы противоположностей», в кон-тексте которого «единство противоположностей» (как «аспект и про-явление» борьбы
противоположностей ) характеризует «относительную» (во временной и смысловой систе-мах координат) ц е л о с т н о с т ь, эволюционную с т а б и л ь н о с т ь и динамическую
р а в н о м о щ /ь(ность) противоположно направленных сторон и ориентаций бытия, а «бо-рьба противоположностей» служит (перво)ИСТОЧНИКОМ изменчивости и (само)развития
всего существующего.
Борьба противоположностей
в рамках любого противоречия
носит «абсолютный»
харак-тер, ибо именно
«взаимоотрицание»
различного (т.е«борьба»
за выте-снение ДРУГОГО
с его бытийных территорий)
обусловливает собой
как возникновение самого
противоречивого «союза
противоположностей»,
так и сменяющие друг
друга ритмы
саморазвертывания
про-
- 3 -
тиворечия («тождество равновесия – нарастание несовместимых сущностных различий – конфликт за «обладание бытием другого» - разрешение противоречия и вы-ход в новое ка-чественное состояние).
Следует также
учитывать и то
обстоятельство, что
если противоречие
своевременно (не-органически
стихийно, либо социально
и личностно осознанно)
не разрешается,
оно из фак-тора,
стимулирующего позитивное
саморазвитие чего-либо,
превращается в препятствие
к его дальнейшему качественному
обновлению. Строго
говоря, саморазвитие
есть там и толь-ко там,
где наличествуют разрешающиеся (
и разрешаемые ) противоречия,
а «разрешение противоречий»
и есть «то событие,
откуда начинается»
продолжение бытия
в его новых противоречивых
формах и структурах.
Специфика социальных противоречий.
Под «социальными противоречиями» следует понимать общественнозначимые о т –
н о ш е н и я между исторически сложившимися «общностями» людей (коллективами, этносами, расами, племенами, религиозными конфессиями, национальными образовани-ями и т.п.), в ходе которых они заявляют свои претензии на монопольное обладание те-
ми или иными культурными «статусами» и властными полномочиями.
Своеобразие социальных противоречий заключается также и в том, что они :
а) выступают условием (пред-посылкой) и (по)следствием человеческой жизнедеятель-
ности;
б) субъект-субъектны по своей бытийной природе (представляют собой личностно окра-шенное столкновение индивидуальных, национальных, классовых и иных человеческих «воль» (или «произволов») ;
в) имеют в качестве «объектов», по поводу которых возникают и разрешаются отноше-
ния собственности, личностный или государственный суверенитет, идеологически аранжи-рованные версии социального бытия, культурные традиции, религиозные системы миропо-стижения, альтернативные политические проекты «прав» и «свобод», равенства и социаль-ной справедливости.
Социальные противоречия распадаются на два подтипа: на антагонистические и неанта-гонистические.
Антагонизм как форма существования социальных противоречий вырастает из кон-фликта отношений людей к средствам производства и системам ценностных ориентаций. Он
-4-
носит всегда конкретно-исторический характер, религиозно-этнически и классово обусло-влен. Способами разрешения антагонистических противоречий могут стать революции, гражданские и религиозные войны, национально-освободительные движения. Следствием же ( и субъектной «целью») разрешения подобных противоречий, нередко является прекр-ащение исторического существования одной из противоположных социальных сил.
Неантагонистические социальные противоречия предполагают взгляд на своего бытий-ного визави как на «допущенную к существованию культурно-историческую и личностную «самобытность», чье право на бытие не подлежит сомнению и насильственному отрицанию. Одновременно выдвигается принципиально новая «философия» осмысления и разрешения социальных противоречий.
Формулируется запрет на возведение в ранг противоположностей любых «различий». Предлагается не смешивать противоречия и «трудности». По возможности, избегать при
оценке тех или иных социальных противоположностей, конфронтационного диагноза их в качестве «хороших» или «плохих». Анализировать развитие всякого социального противо-речия не только в его «современном» состоянии, но и в исторической ретроспективе.
Неантагонистический вариант разрешения социальных противоречий опирается на ряд нетривиальных методологических технологий:
---поиска
и нахождения «промежуточных
звеньев» ( бытийных
«посредников»), опосредую-щих
конфликтующие
--«со-Единения противоположностей», при котором, вызревшие противоположности не
разводятся на «полюса», а в режиме творческого взаимодействия, позволяют друг другу
проявить свои скрытые прогрессивные «системные» качества (например: личность +
коллектив = коллектив личностей );
--нахождение новой (компромиссной) формы «сосуществования противоположностей» в
контексте сохраняющегося противоречия интересов и опасений (например: «гонка воору-
жений» и, как альтернатива ее самоубийственным крайностям, концепция «разумной до-
статочности», согласно которой рост вооруженности договорно ограничен масштабами, не-обходимыми для эффективной обороны, но недостаточными для «победоносного» превен-тивного нападения на другую сторону).
Двумя мировоззренчески односторонними трактовками единства и борьбы противопо
ложностей
в области социальных
взаимоотношений
и конфликтов выступают:
-5-
А/ Теория равновесия, согласно сторонникам которой «покой, гармония, постоянство» а б с о л ю т н ы, а борьба противоположностей (конфликт взаимоотрицаний) относительна и искусственна. Равновесие мыслится при этом как со-СТОЯНИЕ, лишенное противоречий. Противоречия же рассматриваются в качестве «проклятий сущего». Нарушение исходного тождества (отсутствия инаковостей) происходит исключительно под возмущающим воздейс-твием «внешних сил»(«врагов»). Преодоление возникших диссонансов осуществляется (или должно осуществляться) любой ценой и любыми средствами. Социальное развитие протека-ет по формуле : «естественное равновесие – спровоцированный («врагами») конфликт – вос-становленная гармония тождества и солидарного единодушия». Теория равновесия парадок-сальным образом подпитывает своим содержанием различного рода консервативные, утопи-ческие и тоталитарные политические умонастроения, ориентированные на устранение «раз-личий» (и «противоположностей») потребностей, интересов, целей, ценностей, идеалов и об-разов жизни из сферы человеческого существования.
Б/ Теория кофликта, по мнению представителей которой, единственным и вечным
Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления