Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
Иная мировоззренческая версия понимания сущностной природы отрицания, исходит
из того, что «негативность» есть органическое проявление историчности всякого сущего,
динамики его самоизменения («самоотрицания») в результате разрешения внутренне обу-
-10-
словленных противоречий, вызревающих под «фоновым воздействием» его бытийного ок-ружения. Отрицание объективно и всеобще, так как имеет место во всех сферах сущего.
Сопряженными «моментами» всякого (само)отрицания выступают: А) момент упраздне-
ния некоторым («относительно») «Новым» качественным образованием отдельных сторон и/ли/ тенденций «Старого»; Б) момент сохранения и воз-обновления (воз-рождения) в новом отдельных, бытийно «приемлемых», характеристик с-БЫВШЕГО-ся старого;
В) момент преобразования (и «преображения») сохраненного применительно к эволюцион-ным потребностям нового. Новое (т.е.«вступившее в бытие») отнюдь не всегда и не обязате-льно «прогрессивнее» старого ( «от-бывшего бытие»). Оно лишь «допущенная к существова-нию» одна из «возможностей» бытия, «проба разнообразия».
В социальной диалектике у с л о в н о выделяют три возможных разновидности «упра-здняюще-сохраняющего» отрицания («реформирования») нового старым:
--- отрицание, в процессе которого из старого в новом сохраняется минимум необходимого, а максимум упраздняется;
---отрицание (например, реставрация старины), в процессе осуществления которого макси-мум возможного из старого сохраняется и лишь вынужденный минимум утрачивается
(подвергается замене);
---отрицание, в котором моменты упразднения и сохранения достаточно пропорциональны (пример с реконструкцией производства путем постепенного и поэтапного обновления тех-ники и технологических инноваций).
Критерием данной типологии социальных отрицаний служит «элементная объемость»,
изымаемых из бытия культурно-исторических артефактов (традиций, мыслительных ак-
сиоматик, предметно-практических воплощений «совместного труда»и т.п.) и природных
миров.
«Отрицание отрицания» характеризует в таком случае процессуальную н а п р а в л е н н о с т ь развития, его и т о г о в у ю (качественно определившуюся) ф о р м у, а также при-сущие любому /само/развивающемуся образованию п о с т у п а т е л ь н о с т ь, ц и к л и ч н о с т ь и п о в т о р я е м о с т ь.
Визуальным аналогом процессов отрицания отрицания выступает в этой связи мыслеоб-раз «спирали», как схематизированного геометрического взаимосопряжения «прямой ли-нии» и «незамкнутого круга», Тем самым, спираль иносказательно символизирует не только основополагающие «направленности» развития (прогресс, регресс и «одноплоскостное раз-витие), но и характеризует его как возвратно-поступательный и относительно необратимый переход к новым качественным состояниям. Каждый очередной виток спирали, «как бы по-
-11-
вторяет» и вос-производит на новом уровне развития определенные элементы и тенденции, наследуемого и преобразуемого старого. «Цикличность» есть отображение и м п у л ь с н о с- т и (скачкообразности) развития. В основе же развития лежит становление различий проти-воположностями и разрешение противоречий.
Отрицание отрицания
показывает, что развитие
обнаруживает себя
во внешне хаотичном
и неупорядоченном
появлении и исчезновении «
Итак, единство и борьба противоположностей служат «источником» и «первопричиной» развития всего сущего (в том числе и АБСОЛЮТНО СУЩЕГО) .
Количественные и качественные проявления бытия задают в своей диалектической вза-имосвязи механизмы и «архитектуру» бытийного разнообразия, его насыщенность качест-венно нетождественным «многим».
Наконец, отрицание и отрицание отрицания фиксируют бытийный приоритет «(со)-отношений» как способов «канализации» тех или иных изменений сущего в векторы «тен-денций и направленностей».
Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления