Диалектические закономерности бытия и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.

Файлы: 1 файл

Законы диалектиким.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

     Иная мировоззренческая версия понимания сущностной природы отрицания, исходит

из  того, что «негативность» есть органическое проявление историчности всякого сущего,

динамики  его самоизменения («самоотрицания») в результате разрешения внутренне обу-

-10-

словленных противоречий, вызревающих под «фоновым воздействием» его бытийного ок-ружения. Отрицание объективно и всеобще, так как имеет место во всех сферах сущего.

     Сопряженными «моментами»  всякого (само)отрицания  выступают: А) момент упраздне-

ния некоторым  («относительно») «Новым»  качественным образованием отдельных сторон  и/ли/ тенденций «Старого»; Б) момент сохранения и воз-обновления (воз-рождения) в новом отдельных,  бытийно «приемлемых», характеристик с-БЫВШЕГО-ся старого;

В) момент преобразования (и «преображения») сохраненного применительно к эволюцион-ным потребностям нового. Новое (т.е.«вступившее в бытие») отнюдь не всегда и не обязате-льно «прогрессивнее» старого ( «от-бывшего бытие»). Оно лишь «допущенная к существова-нию» одна из «возможностей» бытия, «проба разнообразия».

     В социальной диалектике  у с л о в  н о  выделяют  три возможных  разновидности «упра-здняюще-сохраняющего» отрицания («реформирования») нового старым:

--- отрицание, в процессе  которого из старого  в новом сохраняется  минимум необходимого, а максимум упраздняется;

---отрицание  (например, реставрация  старины), в процессе  осуществления которого  макси-мум возможного  из старого сохраняется  и лишь вынужденный  минимум утрачивается

(подвергается  замене);

---отрицание,  в котором моменты упразднения и сохранения достаточно пропорциональны (пример с реконструкцией производства путем постепенного и поэтапного обновления тех-ники и технологических инноваций).

     Критерием данной  типологии социальных  отрицаний служит  «элементная объемость»,

изымаемых из бытия культурно-исторических артефактов (традиций, мыслительных ак-

сиоматик, предметно-практических воплощений «совместного труда»и т.п.) и  природных

миров.

     «Отрицание отрицания» характеризует в таком случае процессуальную  н а п р а в л е н н о с т ь развития, его и т о г о в у ю (качественно определившуюся) ф о р м у, а также при-сущие любому /само/развивающемуся образованию п о с т у п а т е л ь н о с т ь, ц и к л и ч н о с т ь и п о в т о р я е м о с т ь.

     Визуальным аналогом  процессов отрицания отрицания выступает в этой связи мыслеоб-раз «спирали», как схематизированного геометрического взаимосопряжения «прямой ли-нии» и «незамкнутого круга», Тем самым, спираль иносказательно символизирует не только основополагающие «направленности» развития (прогресс, регресс и «одноплоскостное раз-витие), но и характеризует его как возвратно-поступательный и относительно необратимый переход к новым качественным состояниям. Каждый очередной виток спирали, «как бы по-

-11-

вторяет» и вос-производит на новом уровне развития определенные элементы и тенденции, наследуемого и преобразуемого старого. «Цикличность» есть отображение и м п у л ь с н о с- т и (скачкообразности) развития. В основе же развития  лежит становление различий проти-воположностями и разрешение противоречий.

           Отрицание отрицания  показывает, что развитие  обнаруживает себя  во внешне хаотичном  и неупорядоченном  появлении и исчезновении «отношений отрицания»  между инаково-стями, ставшими противоположностями, в порождении качественных многообразий, в их бытийной конкуренции и переходе друг в друга.

         

           Итак, единство и  борьба противоположностей  служат «источником»  и «первопричиной»  развития всего  сущего (в том числе  и АБСОЛЮТНО СУЩЕГО) .

           Количественные и качественные проявления бытия задают в своей диалектической вза-имосвязи механизмы и «архитектуру» бытийного разнообразия, его насыщенность качест-венно нетождественным «многим».

           Наконец, отрицание  и отрицание отрицания  фиксируют  бытийный приоритет «(со)-отношений» как способов «канализации» тех или иных изменений сущего в векторы «тен-денций и направленностей».

  

                       
 
 
 

 

Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления