Диалектические закономерности бытия и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.

Файлы: 1 файл

Законы диалектиким.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

(«нормальным») состоянием любой  живой (и, в частности,  социокультурной)  системы вы-ступает  «война всех против  всех», отстаивание  «своих» преимущественных  «прав» на блага  бытия. Противоречия  необходимо инициировать  и количественно  «плодить», наращивая  тем самым  творческий потенциал экзистенциального хаоса и создавая предпосылки для революционных потрясений, прозябающего в неприхотливом довольстве, «человеческого стада».   Пусть победит Сильнейший, да здравствует Сверхчеловек! – таково мировоззрен-ческое кредо данной «философии борьбы». Она находит своих последователей среди пест-рого спектра ультрарадикалов и авангардистов всех мастей и направлений.

     Таким образом,  если теория равновесия  абсолютизирует момент  «единства противопо-

ложностей», то теория конфликта, напротив, гипертрофирует аспект их столкновения и

«борьбы», превращая последнюю  из побуждения «к разрешению»  противоречий, в само-цель. 

Б/ Взаимообусловленность  количественных и  качественных изменений 

     Данная закономерность  выражает  механизм процесса развития, характеризует те вза-имосвязанные тенденции, в ходе реализации которых количественно выраженные изме-нения обнаруживают свою «качественную» природу, со- участвуют в становлении качест- 

-6-

венно новой бытийной определенности с принципиально трансформированными количест-венными интервалами. 

     Фундаментальными  категориями, раскрывающими  содержание данной  закономерности  выступают:

     Качество – объективно складывающаяся, внутренне присущая предметам, явлениям и событиям  о п р е д е л е н н о с т ь, аттестующая их со стороны ц е л о с т н ы х и с у щ е с т  в е н н ы х   с в о й с т в, должным образом бытийно организованных.

     Качество – это  «то», что делает  некую «предметность»  именно «этим», а  не «иным», что  позволяет  о т л и ч а т ь  ее от  других проявлений сущего и одновременно служит средством  сравнения многих  разнородных  объектов. «Существуют не качества, а вещи обладающие качествами» - такова господствующая в современной философии точка зрения на соотно-шение «вещей» и «качеств». Иначе говоря, всякое качество представляет собой не самосто-ятельную вещь (событие, явление или процесс), а лишь неотъемлемую (атрибутивную) хара-ктеристику многообразия сущего (его «/разно/качественность»). Не существует бытийных образований,  лишенных качественных (и соответственно, количественных) характеристик.

     Свойство  есть форма обнаружения качественной определенности чего-либо. Оно собст-венно и придает всему существующему его известную «о/т/граниченность» от «иного», демо-нстрируя «сходства/различия» между взаимодействующими  инаковостями. Причем, свойс-тва не возникают в этих бытийных взаимодействиях, а лишь  о б н а р у ж и в а ю т с я   в  них (об-ЯВЛЯЮТСЯ через них).  В разных отношениях и контекстах некое качественное образование проявляет свои различные  свойства, высвечивающие те или иные аспекты ее качества (качественности). Таким образом, все существующее в виде качественной опре-деленности сущностно однокачественно и одновременно явленчески многоаспект-но ( ибо ему «многое свойственно»).

    Количество – объективно заданная бытийная определенность «качественно однород-

ных свойств», условно  выражаемых посредством  «числа и величины».

     Количество (точнее, «количественность») представляет собой  с т е п е н ь  развития, или  и н т е н с и в н о с т ь   проявления той или иной качественной определенности. Количест-венные  тождества/различия  отчетливо фиксируются уже в условиях сохраняемости (посто-янства) одного и того же качественного состояния. Они же позволяют подвергать  разнока-чественные образования процедурам отождествления по числовым индикаторам, посредст-вом «выведения за скобки» изначальной  «разнокачественности разнокачественного» ( нап-ример, нельзя арифметически «сложить» такие бытийные разнокачественности как

-7-

«грусть»  и «восторг», или  «камень» и «облако», но «приравняв» их к «бескачественным Единицам», мы получаем возможность для  их бытийного «со-вмещения»).

     Выступая как «противоположности»,  количество и качество  оказываются взаимосвя-

занными проявлениями всякого, качественно определенного, бытия. Вместе с тем, пред-

полагая друг друга, количественные и качественные изменения  достаточно своеобразны.

     Количество  н е п р е р ы в н о  меняется  в пределах любой качественной определенно-

сти . Качественные же изменения характеризуются п р е р ы в н о с т ь ю. Они утрачива-

ют  свою «очевидность»  с момента завершения формирования новой  качественной опреде

ленности, как бы уходя в  «количественную  тень».

     Мера  характеризует собой подвижное «единство» количественных и качественных параметров, задающих своим динамическим взаимопроникновением некую «пограничную окрестность» зыбкого равновесия, в «пределах» которого то или иное бытийное образование

     а/ все еще сохраняет  свою качественную  самотождественность, выступает как особый,

относительно  автономный «мир в  Мире миров»,

     б/ начинает трансформироваться  в новую качественную  определенность, переходит  в «свое иное». 

     Можно выделить  несколько типологических ракурсов постижения сущего, в его «мно-гоМЕРной  многоМИРности»:

-- «простая мера», производная от анализа любого качественного образования в его иску-ственной  изоляции от всего того, во «что, где и как» данное образование всегда реально «погружено и обитает». Это предельно «одномерный» и односторонний взгляд на природу некоего сущего, абстрактно свидетельствующий лишь о факте его качественно определен-ного существования и «конгломерате» наличествующих в нем свойств.

--«системная мера», ориентирующая на  необходимость постижения качественного свое-

образия любого объекта, события  или явления в  контексте тех  взаимодействий и  отноше-ний, внутри которых  они исторически  формируются, самобытно  функционируют и  качес-твенно эволюционируют. На этом этапе осмысления сущего обретается понимание  исто-ричности и содержательной  неслучайности, присущих ему свойств.

--«реальная  мера», задающая характеристику совокупности  в с е х   наличных и м ы с –

л и м о  (идеально) в о з м о ж н ы х  отношений некоторого сущего, в которых оно способно  я в и т ь свою качественную определенность,  б ы т и й н о и с п о л н и т ь с я во всей «своей» качественности («самобытности»). Реальная мера служит мировоззренческой матрицей вос-ПРИЯТИЯ той или иной реальности в максимальном при-БЛИЖЕНИИ к ее подлинной «сущности» («чтойности»).

-8-

     В области человеческой  жизнедеятельности  понятие меры принципиально усложняет-

ся  и начинает использоваться в контексте таких  понятий, как «норма», «критерий»и др.

(Так,  например, до сих  пор не /до конца/  ясны те  г р  а н и ц ы, «за которыми» возникают такие психофизиологические и личностные «аномалии»/»чрезмерности»?/ как «безумие», «сумашествие», «гениальность»).

     Скачок есть «прерыв непрерывного» существования качества в его «сбывшихся» бытий-ных границах, «хаос возможностей», «пауза» предверия «нового» качественного состояния и, вместе с тем,  универсальная ф о р м а ПЕРЕ-ХОДА в качественно Иные  способы самобы-тия. Скачки могут быть различной интенсивности («одноактно-взрывные» и «аспектно нарастающие», цепеобразные).

     При анализе взаимной  детерминации количественных  и качественных  изменений необ-ходимо  представлять себе  сам  м е х а н и з м  их взаимосвязи.

     «Во времени» первичны  количественные изменения,  протекающие в  нескольких допол-нительных   друг к другу «направлениях»:

---посредством «н а к о п л е н и я» количественности чего-либо (по типу «переполнить чашу терпения»);

--через «уменьшение» и «изъятие» определенных, количественно выраженных, характери-стик того или иного качествования;

--посредством  п е р е г р у п п и р о в к и  наличного количества, его обновленной бытийной  /само/органазации.

     Таким образом,  переход к новому качественному состоянию предполагает накопление,

уменьшение  и/ли/ перегруппировку   вещества, энергии  и/ли/ информации. Вследствие непре-рывно протекающих количественных изменений этих параметров бытия, достигается об- ласть («окрестность») неустойчивого равновесия количественных и качественных характе-ристик сущего (их соразМЕРность друг другу). Однако, в дальнейшем, за счет продолжаю-щихся («длящихся») количественных изменений, происходит  скачкообразная трансформа-ция в новое качественное состояние (образование). Новая качественная определенность, в свою очередь, влияет на исчезновение одних и становление других количественных харак-теристик. Новое качество определяет при этом масштабы и направленность количествен-ных изменений, оказывает формирующее влияние на скорость и темпы протекания коли-чественных обновлений. 

     

-9-

       В/ Отрицание и отрицание отрицания.       

     «Всякое развитие – отмечал К. Маркс,- независимо от его содержания можно предста-

вить  как ряд различных  ступеней развития, связанных друг с  другом таким образом, что одна ступень  является  о т  р и ц а н  и е м  другой…Ни  в одной области  не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Раскрывая противоречия сущего, познающий субъект прослеживает его бытийную эволюцию и обнаруживает, что развитие всего осуществляется через «отрицающее пре-одоление» одних качественных состояний другими.

     В позитивное понимание  существующего, диалектически  ориентированное  мышление, «включает  в то же время  и понимание его  отрицания» (К. Маркс), подразумевая под  ним  результат разрешения бытийных противоречий,«момент связи «старого»с «новым»,условие развития нового из старого.

     В истории философии  были реализованы  разные стратегии  осмысления негативности  сущего, его творческих, либо деструктивных  манифестаций. Можно,  с известными оговор-ками, выделить два альтернативных  мировоззренческих подхода к тому, каковы сферы

реализации  отрицания, его собственные  «первоистоки» и  диалоговые режимы «несогласия  со старым».

     По мнению целого  ряда мыслителей  отрицание «имеет  место» либо в  природе, либо  в

общественной  жизни, либо и исключительно в человеческом мышлении . Оно практически всегда оказывается результатом возмущающего воздействия «извне» и носит «тотальный», «революционный» (абсолютно упраздняющий) характер, ликвидируя саму возможность преемственности в существовании некоего сущего (природных, социальных или духовных образований). «Экспроприация экспроприаторов», смертная казнь, аборты, запреты на ина-комыслие, разрушение экологических ниш, «освенцимы и «гулаги», радикальные трансфор-мации «картин мира» и «образов жизни» - являются свидетельствами и рецидивами подоб-ной «философии полного отрицания». Бытие в таком миропредставлении выглядит собра-нием бессвязно и ПРОИЗВОЛьно сосуществующих в пространстве и времени инаковостей,  столкновения которых чреваты для них катастрофами небытия. Инстанцией же «отрицания отрицания» подобной дисгармонии сущего может быть лишь АБСОЛЮТ-/НОЕ/ СУЩЕЕ («СУЩИЙ»), способное творческим «актом милосердной заботы» воссо-ЕДИНИТЬ атомизи-рованные «единичности», вырвать сущее из энтропии распада.

Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления