Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, доклад
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
(«нормальным») состоянием любой живой (и, в частности, социокультурной) системы вы-ступает «война всех против всех», отстаивание «своих» преимущественных «прав» на блага бытия. Противоречия необходимо инициировать и количественно «плодить», наращивая тем самым творческий потенциал экзистенциального хаоса и создавая предпосылки для революционных потрясений, прозябающего в неприхотливом довольстве, «человеческого стада». Пусть победит Сильнейший, да здравствует Сверхчеловек! – таково мировоззрен-ческое кредо данной «философии борьбы». Она находит своих последователей среди пест-рого спектра ультрарадикалов и авангардистов всех мастей и направлений.
Таким образом, если теория равновесия абсолютизирует момент «единства противопо-
ложностей», то теория конфликта, напротив, гипертрофирует аспект их столкновения и
«борьбы»,
превращая последнюю
из побуждения «к разрешению»
противоречий, в само-цель.
Б/
Взаимообусловленность
количественных и
качественных изменений
Данная
закономерность
выражает механизм
процесса развития,
характеризует те вза-имосвязанные
тенденции, в ходе реализации
которых количественно
выраженные изме-нения
обнаруживают свою «качественную»
природу, со- участвуют
в становлении качест-
-6-
венно новой бытийной определенности с принципиально трансформированными количест-венными интервалами.
Фундаментальными категориями, раскрывающими содержание данной закономерности выступают:
Качество – объективно складывающаяся, внутренне присущая предметам, явлениям и событиям о п р е д е л е н н о с т ь, аттестующая их со стороны ц е л о с т н ы х и с у щ е с т в е н н ы х с в о й с т в, должным образом бытийно организованных.
Качество – это «то», что делает некую «предметность» именно «этим», а не «иным», что позволяет о т л и ч а т ь ее от других проявлений сущего и одновременно служит средством сравнения многих разнородных объектов. «Существуют не качества, а вещи обладающие качествами» - такова господствующая в современной философии точка зрения на соотно-шение «вещей» и «качеств». Иначе говоря, всякое качество представляет собой не самосто-ятельную вещь (событие, явление или процесс), а лишь неотъемлемую (атрибутивную) хара-ктеристику многообразия сущего (его «/разно/качественность»). Не существует бытийных образований, лишенных качественных (и соответственно, количественных) характеристик.
Свойство есть форма обнаружения качественной определенности чего-либо. Оно собст-венно и придает всему существующему его известную «о/т/граниченность» от «иного», демо-нстрируя «сходства/различия» между взаимодействующими инаковостями. Причем, свойс-тва не возникают в этих бытийных взаимодействиях, а лишь о б н а р у ж и в а ю т с я в них (об-ЯВЛЯЮТСЯ через них). В разных отношениях и контекстах некое качественное образование проявляет свои различные свойства, высвечивающие те или иные аспекты ее качества (качественности). Таким образом, все существующее в виде качественной опре-деленности сущностно однокачественно и одновременно явленчески многоаспект-но ( ибо ему «многое свойственно»).
Количество – объективно заданная бытийная определенность «качественно однород-
ных свойств», условно выражаемых посредством «числа и величины».
Количество (точнее, «количественность») представляет собой с т е п е н ь развития, или и н т е н с и в н о с т ь проявления той или иной качественной определенности. Количест-венные тождества/различия отчетливо фиксируются уже в условиях сохраняемости (посто-янства) одного и того же качественного состояния. Они же позволяют подвергать разнока-чественные образования процедурам отождествления по числовым индикаторам, посредст-вом «выведения за скобки» изначальной «разнокачественности разнокачественного» ( нап-ример, нельзя арифметически «сложить» такие бытийные разнокачественности как
-7-
«грусть» и «восторг», или «камень» и «облако», но «приравняв» их к «бескачественным Единицам», мы получаем возможность для их бытийного «со-вмещения»).
Выступая как «
занными проявлениями всякого, качественно определенного, бытия. Вместе с тем, пред-
полагая друг друга, количественные и качественные изменения достаточно своеобразны.
Количество н е п р е р ы в н о меняется в пределах любой качественной определенно-
сти . Качественные же изменения характеризуются п р е р ы в н о с т ь ю. Они утрачива-
ют свою «очевидность» с момента завершения формирования новой качественной опреде
ленности, как бы уходя в «количественную тень».
Мера характеризует собой подвижное «единство» количественных и качественных параметров, задающих своим динамическим взаимопроникновением некую «пограничную окрестность» зыбкого равновесия, в «пределах» которого то или иное бытийное образование
а/ все еще сохраняет свою качественную самотождественность, выступает как особый,
относительно автономный «мир в Мире миров»,
б/ начинает
Можно выделить несколько типологических ракурсов постижения сущего, в его «мно-гоМЕРной многоМИРности»:
-- «простая мера», производная от анализа любого качественного образования в его иску-ственной изоляции от всего того, во «что, где и как» данное образование всегда реально «погружено и обитает». Это предельно «одномерный» и односторонний взгляд на природу некоего сущего, абстрактно свидетельствующий лишь о факте его качественно определен-ного существования и «конгломерате» наличествующих в нем свойств.
--«системная мера», ориентирующая на необходимость постижения качественного свое-
образия любого объекта, события или явления в контексте тех взаимодействий и отноше-ний, внутри которых они исторически формируются, самобытно функционируют и качес-твенно эволюционируют. На этом этапе осмысления сущего обретается понимание исто-ричности и содержательной неслучайности, присущих ему свойств.
--«реальная мера», задающая характеристику совокупности в с е х наличных и м ы с –
л и м о (идеально) в о з м о ж н ы х отношений некоторого сущего, в которых оно способно я в и т ь свою качественную определенность, б ы т и й н о и с п о л н и т ь с я во всей «своей» качественности («самобытности»). Реальная мера служит мировоззренческой матрицей вос-ПРИЯТИЯ той или иной реальности в максимальном при-БЛИЖЕНИИ к ее подлинной «сущности» («чтойности»).
-8-
В области человеческой жизнедеятельности понятие меры принципиально усложняет-
ся и начинает использоваться в контексте таких понятий, как «норма», «критерий»и др.
(Так, например, до сих пор не /до конца/ ясны те г р а н и ц ы, «за которыми» возникают такие психофизиологические и личностные «аномалии»/»чрезмерности»?/ как «безумие», «сумашествие», «гениальность»).
Скачок есть «прерыв непрерывного» существования качества в его «сбывшихся» бытий-ных границах, «хаос возможностей», «пауза» предверия «нового» качественного состояния и, вместе с тем, универсальная ф о р м а ПЕРЕ-ХОДА в качественно Иные способы самобы-тия. Скачки могут быть различной интенсивности («одноактно-взрывные» и «аспектно нарастающие», цепеобразные).
При анализе взаимной детерминации количественных и качественных изменений необ-ходимо представлять себе сам м е х а н и з м их взаимосвязи.
«Во времени» первичны количественные изменения, протекающие в нескольких допол-нительных друг к другу «направлениях»:
---посредством «н а к о п л е н и я» количественности чего-либо (по типу «переполнить чашу терпения»);
--через «уменьшение» и «изъятие» определенных, количественно выраженных, характери-стик того или иного качествования;
--посредством п е р е г р у п п и р о в к и наличного количества, его обновленной бытийной /само/органазации.
Таким образом, переход к новому качественному состоянию предполагает накопление,
уменьшение
и/ли/ перегруппировку
вещества, энергии
и/ли/ информации.
Вследствие непре-рывно
протекающих количественных
изменений этих параметров
бытия, достигается
об- ласть («окрестность»)
неустойчивого равновесия
количественных и качественных
характе-ристик сущего (их
соразМЕРность друг
другу). Однако, в дальнейшем,
за счет продолжаю-щихся («длящихся»)
количественных изменений,
происходит скачкообразная
трансформа-ция в новое
качественное состояние (образование).
Новая качественная
определенность, в свою
очередь, влияет на исчезновение
одних и становление
других количественных
харак-теристик. Новое
качество определяет
при этом масштабы и
направленность количествен-ных
изменений, оказывает
формирующее влияние
на скорость и темпы
протекания коли-чественных
обновлений.
-9-
В/ Отрицание и отрицание отрицания.
«Всякое развитие – отмечал К. Маркс,- независимо от его содержания можно предста-
вить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна ступень является о т р и ц а н и е м другой…Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Раскрывая противоречия сущего, познающий субъект прослеживает его бытийную эволюцию и обнаруживает, что развитие всего осуществляется через «отрицающее пре-одоление» одних качественных состояний другими.
В позитивное понимание существующего, диалектически ориентированное мышление, «включает в то же время и понимание его отрицания» (К. Маркс), подразумевая под ним результат разрешения бытийных противоречий,«момент связи «старого»с «новым»,условие развития нового из старого.
В истории философии были реализованы разные стратегии осмысления негативности сущего, его творческих, либо деструктивных манифестаций. Можно, с известными оговор-ками, выделить два альтернативных мировоззренческих подхода к тому, каковы сферы
реализации отрицания, его собственные «первоистоки» и диалоговые режимы «несогласия со старым».
По мнению целого ряда мыслителей отрицание «имеет место» либо в природе, либо в
общественной жизни, либо и исключительно в человеческом мышлении . Оно практически всегда оказывается результатом возмущающего воздействия «извне» и носит «тотальный», «революционный» (абсолютно упраздняющий) характер, ликвидируя саму возможность преемственности в существовании некоего сущего (природных, социальных или духовных образований). «Экспроприация экспроприаторов», смертная казнь, аборты, запреты на ина-комыслие, разрушение экологических ниш, «освенцимы и «гулаги», радикальные трансфор-мации «картин мира» и «образов жизни» - являются свидетельствами и рецидивами подоб-ной «философии полного отрицания». Бытие в таком миропредставлении выглядит собра-нием бессвязно и ПРОИЗВОЛьно сосуществующих в пространстве и времени инаковостей, столкновения которых чреваты для них катастрофами небытия. Инстанцией же «отрицания отрицания» подобной дисгармонии сущего может быть лишь АБСОЛЮТ-/НОЕ/ СУЩЕЕ («СУЩИЙ»), способное творческим «актом милосердной заботы» воссо-ЕДИНИТЬ атомизи-рованные «единичности», вырвать сущее из энтропии распада.
Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления