Диалектика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 05:35, реферат

Описание работы

Здесь Гегель опирается па своих предшественников - Капта, Фихте и современника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает каптовскую «вещь в себе» - тут, по его мнению, сущность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно. Не разделяет он и учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 15.79 Кб (Скачать файл)

Диалектика Гегеля.

Основное достижение Гегеля - разработка целостного учения о законах  и категориях диалектики. Диалектика у пего понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.

Здесь Гегель опирается па своих предшественников - Капта, Фихте и современника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает каптовскую «вещь в себе» - тут, по его мнению, сущность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно. Не разделяет он и учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению.

Принимая идею Фихте об активности Абсолютного Субъекта, Гегель критикует его за субъективизм. У  Шеллинга он заимствует принцип тождества  объекта и субъекта, по учению об «интеллектуальной интуиции» противопоставляет  свою систему диалектической логики. В пей оп отказывается от аристотелевского закона не противоречия (закон формальной логики).

Итак, как же выглядит диалектика Гегеля?

Ее исходное положение - принцип  тождества бытия и мышления (объекта  и субъекта). «Понятие», по мнению Гегеля, не просто субъективное порождение человеческого  сознания. Существует «Абсолютное понятие» («Абсолютная Идея»), в котором  осуществлено тождество субъекта и  объекта. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Если это Понятие - Идея изначально является тождеством своих противоположностей, то его развитие должно подчиняться  законам диалектики. Вот почему логика и диалектика совпадают в едином учении о развитии.

Абсолютная Идея (Мировой  Разум) есть наивысшее состояние  бытия. Это - Логос, или Бог, который  у Гегеля понимается внеличностно - абстрактно и пантеистически. Именно с ним философ связывает процесс развития, который у пего имеет чисто духовный источник. Сначала - диалектика идей, затем – диалектика вещей. Таким образом, саморазвитие Абсолютной Идеи лежит в основе развития природы, общества и мышления человека6.

Цель этого движения - достижение высшей точки синтеза - абсолютного  духа, где разрешаются все противоречия.

Причину развития Гегель усматривает  в противостоянии противоположностей, которые заключены как в самой  Абсолютной Идее, так и в ее порождениях  – природных вещах. Гегель формулирует  абстрактную формулу любого процесса развития: тезис (утверждение) - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание предыдущего  отрицания). На третьей стадии - стадии синтеза – происходит преодоление  противоположностей (тезис-аититезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта не будут сняты и гармонизированы в высшем синтезе.

Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и  его основные законы:

- единства и взаимопроникновения  противоположностей;

- перехода количественных  изменений в качественные;

- отрицания отрицания.

В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

Заслуга Гегеля состоит в  том, что он развил диалектический метод  понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений  в качественные, вопросы природы  теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых  осуществляется это теоретическое  мышление.

Большой вклад сделан Гегелем  в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит  от предмета исследования. Метод - отражение  реальной связи, движения, развития явлений  объективного мира. Гегель показал, что  познание есть исторический процесс7. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

Утверждение о представлении  системы философии Гегеля как  трех отделов, якобы образующих три  основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы  и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается  актуализацией воспроизведения  философии Гегеля, ибо современные  реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук.

Современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим  развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие  сохранено в этом мраке; и это  снятое наличное бытие - прежнее, но вновь  рожденное из знания - есть новое  наличное бытие, некоторый новый  мир и духовное формообразование.

Современная диалектическая философия является образующей для  Новейшей философии, но имеет себя оппозицию - российскую диалектику.

Современная диалектическая философия - завершающаяся актуализация диалектической философии. Она должна быть, с одной стороны, разделением  понятия имеющегося диалектического  представления и бытия (или сознания и бытия), а, с другой стороны, согласно Гегелю, «в своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее  наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие - прежнее, но вновь рожденное из знания - есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой. И только при этом содержание уже оказывается на ступени более высокой. В философии Гегеля для современной диалектической философии идея, сознание, бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга.

Таким образом, философию  Г.Гегеля, можно считать венцом немецкой классической философии. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные и реализованные в философии  Гегеля, были восприняты и материалистически  интерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.



Информация о работе Диалектика Гегеля