Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:55, контрольная работа
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.
Введение……………………………………………………………………………..3
Диалектика как учение об универсальных связях,
изменении и развитии……………………………………………………………….4
Диалектическое и догматическое решение.
Альтернативы диалектики(софистика, эклектика, метафизика)………………..21
Принципы диалектики……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………….32
Введение…………………………………………………………
Диалектика как учение об универсальных связях,
изменении и развитии…………………………………………………………
Диалектическое и
Альтернативы диалектики(
Принципы диалектики……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современной диалектики.
Диалектическое мышление
имеет древнейшее происхождение. Древневосточная,
а также античная философия создали
непреходящие образцы диалектических
воззрений. Античная диалектика, основанная
на живом чувственном восприятии
материального мира, уже начиная
с первых представлений греческой
философии, формулировала понимание
действительности как изменчивой, становящейся,
совмещающей в себе противоположности.
Философы ранней греческой классики
говорили о всеобщем и вечном движении,
в то же время, представляя себе космос
в виде завершённого и прекрасного
целого, в виде чего-то вечного и
пребывающего в покое. Это была универсальная
диалектика движения и покоя. Далее,
они понимали всеобщую изменчивость
вещей как результат
Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории диалектики велика. Именно они, отойдя от диалектики бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории диалектики, внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.
Первые философские учения возникли в 7 — 6 веках до н.э. в Древнем Китае, Индии и Греции. Возникновение философии совпало с переходом от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Этот переходный период сопровождался острой борьбой имущих и неимущих, возникновением государственности и начатков научных знаний, что определяло и характер основных философских учений, обосновывавших новый общественный миропорядок. Наибольший интерес для понимания современной философии представляет линия, идущая от древнегреческой философии.
Все, что относится к истории Древней Греции и Рима, принято называть античным (от лат.- древний). Античная философия складывалась на основе возникающих научных знаний. С самого начала она во многом противоречила и противостояла религиозно-мифологическому мировоззрению, сложившемуся в поздний период первобытнообщинного бесклассового строя. Возникающая наука, и в первую очередь математика, опиралась на доказательства, а не на веру. Доказательства играли большую роль в общественно-политической жизни древнегреческих городов-полисов. Философия, обосновывавшая и развивавшая учение об истине и доказательствах, с самого начала оказалась вовлеченной в гущу политических событий. Разрабатывая правила систематизации знаний, их обоснования и доказательства, она пришла в противоречие с бессистемной и бездоказательной мифологией, основанной на вере.
Первоначально философия охватывала все знания, всю мудрость. В центре античной философии стоял вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его «из самого себя» и может ли человек обрести спокойствие и блаженство, познав строение мира. С самого начала в философии наметились материалистическое и идеалистическое направления. Представители первого направления считали, что основой (или субстанцией) мира являются вещественные элементы, с которыми мы повседневно сталкиваемся: вода, воздух, огонь или земля. Впоследствии Демокрит выдвинул учение о материальных неделимых частицах— атомах как основе мира. Древние материалисты были стихийными, бессознательными сторонниками того, что материальный мир первичен, и полагали, что он предшествует даже богам. Напротив, идеалисты — Пифагор (ок. 570 — ок. 500 до н. э.), его последователи пифагорейцы и Платон — считали, что в основе мира лежат особые мыслительные явления: числа (по Пифагору) или идеи (по Платону).
Рассматривая
мир, греческие мыслители
Упадок античного общества,
вызванный внутренними
Однако и в средние века не исчезала, хотя и крайне слабая, материалистическая традиция. Подвергаясь гонению со стороны церкви и схоластики, философы, поддерживавшие материалистическую традицию, пытались доказать, что мышление человека, особенно язык, есть средство описания и познания действительно существующих вещей. К концу эпохи средневековья схоластика окончательно себя изжила и стала тормозом на пути зарождавшейся науки Нового времени, препятствуя развитию новой культуры, нового общества.
Уже в XIV и XV веках сначала в Италии, а затем и в других европейских странах складываются буржуазные общественные отношения. Новый общественный класс—буржуазия - рвался к власти. В борьбе со старой идеологией и освящавшей феодализм религией начала формироваться новая, буржуазная культура, получившая название культуры Возрождения. Идеологи поднимавшейся буржуазии призывали к возрождению античной культуры, философии и науки. Художники, скульпторы, философы, поэты и ученые этой эпохи, по существу, разрушали схоластику и связанную с ней застойную, утратившую жизнеспособность культуру средневековья.
Философия Возрождения считала человека творцом своей судьбы. Она выдвигала на первый план яркую, мужественную фигуру человека-творца, энергичного деятеля своей эпохи. Мыслители Возрождения, говоря об активной человеческой личности, ставили в центре Вселенной человека и искренне думали, что они отстаивают общие интересы людей всех эпох. В действительности же они выражали интересы нарождавшейся буржуазии и воспевали ее человеческий идеал: сильную энергичную личность, индивидуалиста, идущего к своим целям вопреки всем препятствиям, которые ставят на его пути сословные феодальные отношения, средневековые предрассудки, государство и право. В этом ярко проявлялась глубокая связь философии с мировоззрением данной исторической эпохи.
В XVII и XVIII веках в наиболее развитых странах Европы произошли буржуазные революции. Их результатом явился захват власти занявшей господствующее место в новом, капиталистическом обществе. Философские учения, выражавшие интересы и потребности нового правящего класса, играли двоякую роль. В период подготовки буржуазных революций они расшатывали идеологические и мировоззренческие основы старого феодального строя, оправдывали и обосновывали притязания буржуазии на руководство обществом. В этом проявлялась их позитивная и критическая роль. После прихода буржуазии к власти задачей буржуазного мировоззрения и идеологии стало доказательство незыблемости существующего миропорядка и вечности господства капитала. Однако не следует думать, что только к этому и сводились функции новой философии. Рост капиталистического производства сопровождался быстрым ростом научных знаний. Успешное развитие научных исследований было возможно лишь на основе новой методологии познания, поэтому крупнейшие буржуазные философы XVII-XIX веков уделяли много внимания разработке общей методологии и теории познания, гносеологическим проблем мам, которые наряду с вопросами общественного развития начали выдвигаться на передний план почти всех философских учений.
Английские философы-
В XVII—XVIII веках бурно развивались естественные науки, особенно физика, астрономия и механика. Связанная с ними материалистическая философия сама стала механистической. Она сводила всю материю к физическому веществу, а сложные виды движения — к простому механическому перемещению в пространстве. С высоты наших дней механистический и метафизический материализм XVII—XVIII веков кажется ограниченным и упрощенным, но для своего времени он был прогрессивным, исторически необходимым явлением и сыграл положительную роль в борьбе с идеализмом, особенно субъективным.
Высшее развитие домарксистская философия получила в немецкой классической философии. Выдающимися представителями немецкой классической философии были И. Кант (1724—1804), И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Шеллинг (1775—1854), Г. В. Ф. Гегель (1770—1831), Л. Фейербах (1804—1872).
В их философских концепциях обосновывалась необходимость буржуазного преобразования Германии, переустройства общественной жизни на основе разума и свободы.
И Кант был не только философом, но и крупным естествоиспытателем, стоявшим вначале на позициях естественнонаучного материализма. В ранний период своей деятельности в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант разработал гениальную гипотезу, согласно которой солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве холодных частиц материи и развилась до своего современного состояния согласно законам, открытым в физике Ньютоном. Эту гипотезу высоко оценил Ф. Энгельс как идею, положившую конец безраздельному господству метафизического способа мышления у естествоиспытателей. Зачатки диалектики в Германии нового времени были заложены еще в XVII в. Г. Лейбницем. После 1770 г. во взглядах Канта преобладали дуализм и агностицизм. Согласно этим его взглядам, вне нас существуют непознаваемые «вещи в себе», а люди познают только свои ощущения: последние упорядочиваются в систему посредством изначально присущих субъекту (априорных) форм чувственности (время и пространство) и рассудка (категории). Но в главном труде — «Критика чистого разума» (1781) Кант указал на диалектику процесса познания, в котором подчас сталкиваются прямо противоположные точки зрения и решения проблем 21
Наиболее крупным