Диалектика- учение о связях и развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Диалектика как учение об универсальных связях,
изменении и развитии……………………………………………………………….4
Диалектическое и догматическое решение.
Альтернативы диалектики(софистика, эклектика, метафизика)………………..21
Принципы диалектики……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Моя прав..docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Выдающееся значение философии  Гегеля определялись тем, что в ней в энциклопедически-систематизированной форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как философскую науку, обобщающую под углом зрения диалектических закономерностей всю историю познания и имеющиеся знания о развитии объективной действительности. Главное внимание Гегель обратил на разработку и всестороннее обоснование важнейших принципов, законов и категорий диалектического способа мышления.

Философия Гегеля по своим  принципам является системой объективного идеализма, носит противоречивый характер, в ней содержатся одновременно прогрессивные и консервативные, революционные и компромиссные тенденции.

Социально-политическая отсталость Германии в начале XIX в., мелкобуржуазный путь ее развития, политическое бессилие, своего рода половинчатость немецкой буржуазии отразились на всей идейно-политической жизни Германии тех лет, в том числе и на философии Гегеля. Не находя питательной среды в незрелых социальных отношениях, передовые идеи приобретали в Германии, и не только у Гегеля, абстрактный, умозрительный характер.

Основной вопрос философии  Гегель решал с позиций объективного идеализма — как тождество  мышления  бытия. Основой всей действительности в природе и обществе он считал мыслящий, но безличный мировой дух, по отношению к которому материальная природа вторична и от него производна. Природа является, по Гегелю, отчуждением от духа, переходом его в «инобытие», но затем, когда из природы вновь «вырывается» дух в виде сознания людей, отчуждение оказывается «снятым», дух возвращается к себе, путь движения замыкается. Весь этот путь совершается по законам диалектики — через противоречия, превращения количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Поскольку мышление, по Гегелю,—  это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека, объективная сущность бытия, то развитие мирового духа до высшего его состояния, т. е. «абсолютной идеи», совпадает с процессом его самопознания, которое, таким образом, приобретает вселенский онтологический смысл.

В рамках своего объективного идеализма Гегель разрабатывает  самое ценное в своей философии  — принцип развития. В этой связи  и вопрос об истине, о познании и  его критериях он ставит на диалектическую почву, обосновывая мысль об исторически развивающемся тождестве диалектической логики и теории познания. Гегель представляет познание как противоречивый, развивающийся через борьбу идей процесс: впадая в заблуждения и преодолевая их, мышление зигзагообразно, но неуклонно движется вперед к абсолютной истине.

В своей концепции развития Гегель решительно выступает против метафизики, отрицающей противоречия в самих вещах. Для Гегеля противоречия не только объективны, но они суть и источник развития реального мира. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром,— утверждал Гегель,— и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Гегель определяет противоречие как корень, причину всякого движения и жизни: «Таким образом, нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие».

С учением Гегеля о противоречии органически связано и его понимание отрицание отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы предмета или явления, причем это отрицание приходит не извне, а представляет собой следствие развития и, следовательно, заложено в нем самом. Но новое состояние предмета отрицается вновь; так через ритм отрицаний происходит развитие объекта и его познание. Хотя Гегель и рассматривает природу как инобытие идеи, развивающейся прежде по ступенькам логических категорий, а теперь принявшей вещный облик и переходящей с одной логической ступени на другую в отчужденном виде, но в рамках этих мистических переходов он, тем не менее, обосновывает диалектическую мысль о единстве материи, движения, пространства и времени.

Третья часть философии  Гегеля, после логики и философии  природы,— философия духа. Она  наиболее глубоко пронизана идеями диалектики, здесь речь идет о развитии человеческого общества. В основе концепции человеческой истории  Гегеля лежит идеалистическое учение о развитии индивидуального и  общественного сознания в их единстве, анализ происходящего через противоречия умственного развития человечества как основы общего прогресса.

Рассматривая общественное сознание, Гегель приходит к выводу о том, что в его основе лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, причем к последним он относит также семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. Идеалистически истолковывая исторический процесс, Гегель в понимании общества идет не от экономических отношений к государству и политике, а, наоборот, от идеи государства к экономике. Над «объективным духом», по Гегелю, возвышается «абсолютный дух», т. е. искусство, религия и философия.

Но в рамках идеалистической  конструкции общества Гегель часто высказывает ценные и глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.

В философии Гегеля вообще нужно строго разграничивать диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. структуру его учения о природе и обществе как формах существования «абсолютной идеи» (составляющую консервативную сторону его философии). Обе эти стороны в его философии органически связаны, пронизывают и обусловливают друг друга, поэтому преодоление гегелевской философии оказалось очень трудным делом. Этого не смогли сделать ни лево-, ни правогегельянцы конца 30-х — начала 40-х годов XIX в. И только К. Марксу удалось в идеалистической системе философии Гегеля увидеть гениальное рациональное содержание — идею диалектического развития.

Рациональное зерно идеалистической  диалектики Гегеля составляют многие его идеи, относящиеся к пониманию  наиболее общих законов развития природы, общества и познания, в особенности  же к пониманию теории познания и  логики. Гегелем было разработано  свыше сотни категорий, большинство  из них — в области диалектической логики.

Материалистически перерабатывая  рациональные идеи гегелевской диалектики, классики марксизма на место идеалистического принципа тождества бытия и мышления поставили и обосновали принципы материального единства мира и отражения в сознании человека объективной, существующей вне нас и независимо от нас и нашего сознания реальности.

Последним представителем немецкой классической философии был Л. Фейербах. Его историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике учения Канта, Гегеля и других идеалистов, возродил и продолжил материалистические традиции философии XVIII в. Его философия сформировалась как отражение интересов радикальных слоев немецкой буржуазии. Свое учение Фейербах в сочинении «Основные положения философии будущего» (1843) называет «новой философией». В противоположность учению Гегеля он доказывает, что сознание есть порождение материи, ее продукт. Природа существует независимо от сознания человека, и от какой бы то ни было философии. Она есть то основание, на котором вырастают люди — продукты природы. Идеи материализма у Фейербаха были органично связаны с атеизмом, наиболее ярко выраженным в его работе «Сущность христианства» (1841)  и в «Лекциях о сущности религии»  (1851). Вне природы и человека нет ничего. Высшие существа, боги,— это лишь фантастическое отражение человеком своей собственной сущности, его желаний и страстей, его надежд возместить неудовлетворенные потребности апелляциями к обожествленным им, человеком, природным стихиям.

Осуждая идеалистическое  понимание мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах делает вывод, что философия должна быть антропологией, т. е. учением о человеке. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек»,— подчеркивал он. Фейербах попытался разработать материалистическую систему взглядов преимущественно на базе научной физиологии и психологии человека. Конечно, такое понимание предмета философии было неполным, односторонним, но и его Фейербах сумел эффективно использовать для отрицания дуализма души и тела, обоснования материалистического положения о единстве духовного и материального в природе и в человеке, субъективного и объективного, психического и физического, мышления и бытия.

Но сущность человека он понимал абстрактно, ибо рассматривал человека только как продукт природы, а не как совокупность общественных отношений. Поэтому и общественное сознание осталось в его системе недоступным для анализа. Вместе с тем антропологизм Фейербаха содержал в себе зачатки материалистического понимания истории, поскольку он стремился раскрыть земные корни духовных явлений, в частности религиозной идеологии.

Концепция человека Фейербаха  содержала в себе также этику. В вопросах морали он исходил из фактов межиндивидуального общения «Я» и «Ты», перенося центр тяжести на отношения дружбы, и любви людей друг к другу. И хотя его учение о морали было разработано на идеалистической основе, оно имело прогрессивное значение благодаря содержавшимся в нем гуманистическим, демократическим и атеистическим идеям. Вслед за Кантом он подчеркнул значение общечеловеческих ценностей.

Анализ основных направлений  домарксистской философии показывает, что материализм и диалектика развивались вместе с крупнейшими открытиями в науке. Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха сыграли большую положительную роль в становлении Маркса и Энгельса как самостоятельных мыслителей.

Представители этого направления были идеалистами и рационалистами (от лат. rationalis — разумный). Первоочередное внимание они уделяли изучению законов мышления, разума и достигли в этой области выдающихся результатов. В частности, Канту и Гегелю удалось понять и сформулировать ряд важных положений диалектического метода познания. Их диалектика значительно превосходила наивную диалектику античности. Они глубоко понимали сложный и внутренне противоречивый характер поступательного развития. Однако, будучи идеалистами, они рассматривали лишь диалектику мышления, диалектику разума и не признавали того, что развитие присуще и объективному материальному миру. Поэтому их диалектический метод оставался идеалистическим и не мог найти применения в естествознании своего времени. Ограниченность идеалистической диалектики проявлялась и в том, что в угоду определенным классовым интересам она, особенно в гегелевском изложении, завершала развитие общества возникновением буржуазной государственности и тем самым лишала человечество дальнейшей перспективы.

Недостатки немецкой классической философии и сформулированной в ее рамках идеалистической диалектики стали особенно заметны в 30—40-х годах XIX века. Вследствие этого Л. Фейербах (1804—1872), бывший ранее учеником Гегеля, порвал с идеалистическими воззрениями своих предшественников и перешел на позиции материализма. Однако его материализм был метафизическим, то есть антидиалектическим, и не распространялся на общественную жизнь. В понимании общества и человеческой истории Фейербах, как и все его предшественники, оставался идеалистом. Поднявшись до понимания несправедливости буржуазного общества, Фейербах видел выход не в его практическом переустройстве, не в революционной борьбе, а во всеобщей любви человека к человеку. Причиной этого был антропологизм (от греч. anthro pos — человек, logos — учение) философии Фейербаха. Он концентрировал свое внимание на отдельном, абстрактном человеке, взгляды, желания, помыслы и цели которого определяются его биологической природой и одинаковы для всех времен и народов. Это мешало Фейербаху понять общественную сущность человека, препятствовало осознанию того, что освободить человека и установить торжество социальной справедливости можно не на пути преобразования его природы, а на пути коренных социальных преобразований.

Диалектический  метод К. Маркса в определениях диалектической философии есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций. Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля)* и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Его можно сравнить с лазером: метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. При этом диалектический метод К. Маркса не имеет самодвижения или внутреннего источника развития, присущего методам диалектической философии, т.е. без поддержания был обречен. Более того, этот метод имеет много слабых сторон и подвержен догматизации, что на практике подтвердилось. Единственной возможностью поддержания его эффективности являются неоднократно указываемые К. Марксом и В.И. Лениным постоянное его обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией, а не декларация этого. Наиболее сложной частью такой работы является обновление метода в системе с диалектическим материализмом и в соотношении с общественной жизнью. А самой сложной проблемой самого метода Маркса является его классовый (пролетарский) аспект (характер), который с исчезновением пролетариата (например, при объявлении общности советских людей – по сути, нового общества) должен был быть трансформирован в новую идеологему, но которая обрушила бы устои и этого метода, и диалектического материализма.

К. Маркс дает концептуальное определение своего метода следующим образом. «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно… В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…».

Информация о работе Диалектика- учение о связях и развитии