Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:55, контрольная работа
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.
Введение……………………………………………………………………………..3
Диалектика как учение об универсальных связях,
изменении и развитии……………………………………………………………….4
Диалектическое и догматическое решение.
Альтернативы диалектики(софистика, эклектика, метафизика)………………..21
Принципы диалектики……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………….32
Несмотря на то,
что в таком понимании, во-первых,
имеется подмена понятий – (движения)
сознания на метод, а, во-вторых, метод
Маркса есть частность (рационально-
Но у К. Маркса сняты положения того, что диалектика - в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, на эти положения указано Лениным. Для понимания субъектного использования диалектики следует понимать отдельные положения тезиса К. Маркса.
Во-первых, К.
Маркс не дал описания метода
Гегеля, поэтому говорить о том,
что его собственный метод
противоположен – это означает
ничего не сказать про
Во-вторых, утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля. Говорить о том, что развитие есть и подчиняется некоторым закономерностям, не значит говорить об идее: согласно Гегелю, законы составляют сверхчувственный мир. Более того, Гегель раньше Маркса определил, что «…не познается ничего, чего нет в опыте», труд образует человеческое общество, основные законы развития капитализма и др. Поэтому неверно будет сказать про философию Гегеля, что «процесс мышления… есть демиург (создатель) действительного». Быть может, поэтому К. Маркс не дал описания метода Гегеля…
В-третьих, Маркс
виртуозно смешал понятия идеи и
сознания, что было допустимо для
его рассуждений, для обозначения
частного субъектного применения диалектики.
Но надо же было это объяснить, и, более
того, определить специфические и
слабые места материалистического
метода.
В-четвертых, К. Маркс дал собственное
определение идеального, отличное от гегелевского:
идеальное есть материальное, пересаженное
в человеческую голову. Но если дать новое
определение или изменить элемент в выстроенной
теории, то возможно получить новую цепочку
рассуждений, новую теорию. На наш взгляд,
Марксу так и следовало написать и конкретно
определить его основной тезис: возможно
субъектное использование диалектики
для решения конкретных поставленных
задач. Это положение является гениальным
и используется в Новейшей философии,
но, в тоже время, является частным и требует
существенных доработок.
В-пятых, тезис о том, что гегелевская
диалектика стоит на голове, изрядно запутал
марксистов, ибо выбор системы отсчета
относителен: например, адепты философии
Гегеля также могут утверждать, что с точки
зрения их позиций представления Маркса
также стоят на голове. Другое дело вскрыть
рациональное зерно, определив то, что
под этим подразумевается: субъективное
использование диалектики.
Итак, вопрос о
диалектическом методе Маркса так и
остается открытым, ибо он его не
описал полностью, но, как и Гегель,
дал изложение своих
И поэтому никто из марксистов не понял Маркса, по словам В.И. Ленина, т.е., в частности, и по вопросу метода Маркса…
Диалектический метод
Маркса в диалектической философии
считается рационально-
Нельзя понять мир, не упростив его, не огрубив, не прервав непрерывное, не омертвив живое. Такова «техника» мышления: человеческие понятия гораздо статичные и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Так, при изучении организма методом препарирования от исследователя может ускользнуть его живое функционирование. Нечто похожее случалось и случается с мысленным «препарированием» бытия. Для его постижения нужны методы, позволяющие приноровиться к «биению пульса» реального мира. Чувствительными, уязвимыми перед «скальпелем» мысли, легче всего разрушаемыми в процессе их теоретического осмысления чаще всего оказывались изменчивость бытия, а также целостность, единство его многообразных составляющих. Впрочем, одно тесно связано с другим: трудности заключены в осмыслении связей, пронизывающих мир и обеспечивающих взаимодействие явлений, развитие. Глубина постижения развивающегося мира и степень огрубления существующих в нем реальных связей в разных философских учениях неодинакова. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Догматическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействия явлений. Такому мышлению присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их как независимых друг от друга. Теряя из вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов. Мир многогранен и многообразен. Каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоположностей. Суммируя различные характеристики предмета, догматическая философия односторонне выделяет некоторый их набор, исключая противоположные. Признав устойчивость мира, исключает его изменчивость, живое мыслит как резко противо-поставленное мертвому, прямое — кривому, доброе — злому и т.д. Такое мышление знает лишь жесткие противопоставления (по схеме «или — или»). Его сегодня образно называют «черно-белым» мышлением. Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами, их связей, взаимодействия. За рамками понимания остается, например, единство национального и интернационального в отношениях народов, индивидуального и общественного, личного и коллективного и т.д. Опыт осмысления связей вплоть до единства противоположностей — достижение диалектической мысли. Благодаря ему стала доступной для понимания и самая сложная связь — развитие, служившая камнем преткновения для мышления, не овладевшего диалектикой. Исторически в исходном понимании диалектики (искусство спора) выделялись, обогащая его, все новые смысловые пласты. В философских учениях внимание концентрировалось то на одних, то на других аспектах диалектики. Высвечивая те или иные грани диалектики, философы различным образом определяли ее суть. Это может создать впечатление, будто речь идет не об одном сложном, многомерном явлении, а о многих и разных. Между тем в разных обличьях диалектики, начиная с ранних форм, проявляется и некоторая самая общая ее суть. Диалектика — такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Чтобы понять сложные черты реального мира, нужны соответствующие средства: микроскоп — для открытия микроорганизмов, спектральный анализ — для выявления химического состава веществ и т.д. Всеобщие связи, изменение, развитие бытия тоже не раскрываются сами собой. Для их понимания требуется особый мыслительный «инструментарий» — диалектика. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимание подвижного бытия, которое раскрывается с помощью этих приемов. Иначе говоря, «субъективная» диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения «объективной» диалектики. Диалектическое мышление — не прирожденная способность. Это — достижение культуры, требующее освоения. Но выучить, затвердить диалектику в готовом виде нельзя. Владение диалектикой, умение диалектически объяснять самые разные явления предполагают не только знание теоретических положений, но и навык, тренировку. Диалектика — не просто теория, но и метод творческого, конкретного осмысления все новых и новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Овладеть таким методом непросто. Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира. Учение о диалектике многомерно и включает в себя разнообразные элементы. Ключевой и самой емкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, противоречий, закономерностей, является понимание процессов развития. Успешное продвижение в решении этой едва ли не самой трудной философской задачи требует всего веками формировавшегося мыслительного инструментария диалектики, глубокого изучения всех ее элементов в их взаимосвязи и целостности.
Альтернативы диалектики. Диалектический метод по своей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика как способ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике.
Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".
Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.
Диалектике чужда
Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разностороннего содержания. На определенном этапе познания реальных объектов это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношения к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой метод мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и представлений концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.
Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Наиболее распространенный софистический прием - подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.
3. Принципы диалектики.
Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явления сознания, принципы вторичны. Они - продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея - это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.
Закон - это объективное,
необходимое и существенное отношение,
имеющее устойчивый и повторяющийся
характер. Как общее отношение
для всей совокупности явлений закон
не терпит исключений. При одних
и тех же условиях действие закона
непременно и однозначно. Именно данные
особенности объективных
В зависимости от пространства
действия различают законы специфические
(функционирующие в какой-либо конкретной
сфере бытия), общие (присущие в целом
природе или обществу) и всеобщие,
или законы диалектики. Как элементы
материалистической диалектики ее законы
выражают универсальные существенные
связи бытия. Выступая по своей логической
форме в виде суждений, законы диалектики
являются отношением единства противоположных
категорий: сущности и явления, качества
и количества, возможности и
Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития - его источник и причину. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Основные понятия закона - понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике - плюс и минус; в физике - положительное и отрицательное.
Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.
Противоречия бывают:
Внутренние - характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.
Внешние - это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.
Основные противоречие - это противоречие, определяющее всю совокупность других противоположностей.
Не основные - это производное противоречие, результат и следствие основного. Антагонистические противоречия - это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.
Неантагонические противоречия - это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.
Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.
Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.
Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.
Количество - это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.