Досакратики - философы античного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 05:53, контрольная работа

Описание работы

Досократики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н. е. Произведения досократиков известны только по фрагментам, которые сохранились в виде цитат у позднейших античных авторов (см. доксографии).

Содержание работы

Введение
1 История
2 Обучение
3 Философия досократиков
3.1 Философия Гераклита
3.2 Учение Парменида о бытии
3.3 Философия Зенона Эгейского
3.4 Пифагоризм
4 Представители
5 Школы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.45 Кб (Скачать файл)

План:

Введение 

  • 1 История
  • 2 Обучение
  • 3 Философия досократиков
    • 3.1 Философия Гераклита
    • 3.2 Учение Парменида о бытии
    • 3.3 Философия Зенона Эгейского
    • 3.4 Пифагоризм
  • 4 Представители
  • 5 Школы

 

Введение

Досократики - философы античного периода до Сократа (800 - 500 годы до Р. Х.).

Досократики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) - новоевропейский  термин для обозначения ранних греческих  философов 6-5 вв. до н. е. Произведения досократиков известны только по фрагментам, которые  сохранились в виде цитат у  позднейших античных авторов (см. доксографии). Основные философские центры ранней философии Греции - Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Крупнейшие философы досократиков: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская  школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (элеаты), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократиков - космос, его элементарные первоосновы, причины различных природных  явлений, поэтому эта философия  называется также космологической  и натурфилософией. В целом для  восточной, ионийской, традиции (Милетская  школа) характерны эмпиризм, интерес  к многообразию материально-вещественного, для западной (итальянской) традиции (пифагореизм, Элейский школа, отчасти  Гераклит) - преимущественный интерес  к формальному, числовому и структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. Суммой и итогом развития всей ранней философии стала атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, которые  позволяют говорить о ней как  о самостоятельном школе мысли: "из ничего ничего не бывает" и "подобное познается подобным", которые  так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.

Антропологическая проблематика ранней традиции включена в космологическую: сначала она не выходит за рамки  узкой физиологии и рассматривает  человека как материал, хотя и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, приобретает черты рационалистической этики, обосновывает правила поведения  в обществе в связи с представлению  об универсальном благо (счастье).

 

1. История

Впервые термин "досократиков" был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс ( 1848 -1922) собрал в своей книге "Фрагменты досократиков (" Die Fragmente der Vorsokratiker ") тексты"философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имен вместе с фрагментами орфических и других дофилософское теокосмогоний.

Античная философия (сначала  греческий, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с VI в. до н. есть. до VI в. н. есть., зародилась в древнегреческой полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных  способов философствования, мифологического  объяснения мира, присущего ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготовлен древнегреческой  литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномической поэтов), где ставились вопросы о месте  и роли человека в универсуме, формировались  навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались согласно чувство  гармонии, пропорций и меры. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорическую язык мифологии. Но если для мифа образ  мира и настоящий мир отделимые, ничем не отличались и, соответственно, сравнению, то философия формулирует  как свою основную цель: стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Знание полной и определенной истиной, по античной традиции, считалось возможным только для богов. Человек же не могла  слиться с "Софией", поскольку  смертная, конечна, ограничена в познании. Поэтому человеку доступно только непрерывное  стремление к истине, никогда не завершено полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что вытекает из самого понятия философия. Основные этапы  развития для древних греков живших в период античной философии становления  цивилизации, мир - огромное собрание разнообразных  природных и общественных сил  и процессов. Как жить в таком  мире? Кто правит миром? Как согласовать  собственные возможности с тайными  и могущественными силами природы? Что есть бытие и каковы его  фундамент, начало? Бытие ассоциировалось  с множеством постоянно меняющихся стихий, а сознание - с ограниченным количеством понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий. Поиск  устойчивого первоначала в меняющемся круговорота явлений необъятного  Космоса - основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому  античную философию можно понять как учение о "первые начала и  причины?. По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально  объяснить бытия, реальность как  целостность. Для античной философии  значимых разумные доводы, логическая аргументация, риторико-дедуктивная  рациональность, логос. Переход "от мифа к логосу" создал известный  вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

В развитии античной философии  выделяется четыре основных этапа.

Первый этап - охватывает VII-V вв. до н. есть. и называется досо-кративським. Философы же, которые жили до Сократа, так и называются-досократиков. К ним относятся мудрецы из Милета (так называемая Ми-летська школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элеаты (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, ато-содержи (Левкипп и Демокрит). В центре ранней - досократовской-греческой натурфилософии стояли проблемы физики и космоса.

Второй этап - примерно с середины V в. до н. есть. - До конца IV в. до н. есть. - Классический. Софисты и Сократ, впервые попытались определить сущность человека, осуществили антропологический поворот в философии. Философское наследие Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органическим формулировкой основных - классических - проблем, полно обобщает и отражает достижения классической эпохи греческой античности.

Третий этап в развитии античной философии - конец IV-II вв. до н. есть. - Обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектичные конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к формированию проблемам этики, морализаторской откровенностью в эпоху заката и упадка эллинистической культуры. Тогда популярная творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др..

Четвертый этап в развитии античной философии (I в. До н. Есть.-V-VI вв. Н. Есть.) - Период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лук-реци Кар). В III-V вв. н. есть. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, выдающийся представитель которого является философ Плоды тин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

 

2. Обучение

Основным предметом философствования в досократиков был космос. Он представлялся им составленным из обычных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись досократиков с общекосмической жизни. Индивид, общество, космос в досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

 

3. Философия досократиков

Человека рассматривали  как Микрокосм по отношению Макрокосма, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Но в понятие  космоцентризма вкладывается еще один смысл. Космос - противоположность Хаосу, соответственно - порядок и гармония противопоставляются неустроенности и др.. Поэтому-то космоцентризм ранней античности объясняется как ориентация на выявление гармонии в человеческом бытии. Ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - Космос, Макрокосм, а человек - его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то, следовательно, и в человеке есть скрытая подобная гармония. Общепринятое значение космоцентризма следующее: признание  за внешним миром (Макрокосм) статуса, определяющего все остальные  законы и процессы, включая духовные. Такая мировоззренческая направленность формирует онтологизм, выраженный в  том, что первые мудрецы - физики искали причины начала бытия. Ферекида с  Сирос (600 ~ бл.530 pp. До н. Н.э.), которого считают  учителем Пифагора, утверждал, что существовала архе - земля (греч. Кто-ния) Фалес из Милета (625'-547 pp. до н. есть.) под архе-землей понимал воду, Анаксимен (585-525 pp. до н. есть.) - воздух, Гераклит (544-483 гг. есть.) - огонь. Гераклит писал: "Этот космос одинаков для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но всегда был, есть и будет вечно живой огонь, умеренно загорается, умеренно угасает". В V в. до н. есть. Эмпедокл (490-424 pp. До н. Есть.) Объединил все четыре стихии, придав им статус элементов, т.е. самоотождествленные, количественно и качественно неизменяемые субстанции, не сводятся одна к другой (в Ге-раклита взаемоперетворюються), сочетаясь в определенной пропорции, образуют все многообразие мира, включая живые организмы. В философии Древней Греции понятие архе как субстанции и основы всего сущего расширил ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 pp. До н. Есть.). Первооснову Анаксимандр нашел не среди реальных стихий, подлежащих наблюдению, а в апейроне. Прилагательное апейрос по-гречески означает необъятный, необозримый, бескрайний, бескрайней. Апей-рон Анаксимандра бессмертный, неподвластный уничтожению и вечно движется. На безмерности алейрон базируется способность не иссякать, быть вечным генетическим началом Космоса, лежать в основе взаимопревращения четырех стихий: ведь если стихии превращаются друг в друга, значит, у них есть нечто общее, что само по себе не является ни землей, ни водой, ни воздухом, ни огнем. Анаксимандр утверждал, что апейрон - основа и единственная причина всей сути; алейрон все из себя производит сам: вращательно двигаясь, апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и теплое, их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Апейрон Анаксимандра является несколько неопределенно. Анаксимандр первым осознал, что бесконечность какой-либо определенной стихии (например, земли, воды, воздуха или огня) привела бы к ее обособленности, превосходства над всеми другими стихиями как конечными. Апейрон Анаксимандра является неопределенное, а потому равнодушно ко всем стихиям, что исходящие из него и порождаются им.

Естественно, Анаксимандр  первым в философии осознал несовместимость  некоторой однозначности качественной определенности начала и атрибута бесконечности. Концепция начала как апейрона, т.е. не определенного количественно  и качественно, правильная в современных  условиях. Известный чешский космолог Лео Ригер в книге "Введение в современной космологии" указывает  на то, что попытки суммировать  современные представления о  материи и ее свойства обязательно  приходят к идее апейрона Анаксимандра. Действительно, любое однозначное  и исчерпывающее онтологическое определение материи в принципе невозможно. А понятие бесконечности  и неопределенного ного совпадают, ведь часто говорят: функции (или  число) становятся неопределенными, имея в виду их бесконечный рост. Гераклит говорит, что "огонь все охватит  и всех рассудит", огонь - не только архе как стихия, но и как живая  разумная сила. Тот огонь, что для  чувств является именно огонь, для ума  есть логос - принцип порядка и  меры в Космосе и микрокосмоса. Будучи огненным, человеческая душа обладает самовозрастающая логосом. Таков объективный  закон Вселенной. Но логос означает слово, причем разумное, есть, во-первых, объективно данное содержание которого разум должен отчитываться, во-вторых, это сама деятельность ума, который  отчитывается, в-третьих, для Гераклита  это сквозная смысловая упорядоченность  бытия и мышления. Это противоположность  всем бессознательном и бессловесном в Мире и в человеке. Наделенный логосом огонь, по Гераклиту, умный  и божественный.

 

3.1. Философия Гераклита

Философия Гераклита диалектическая: мир, которым правит логос, единственный и изменяющийся, ничто в нем  не повторяется, все преходящее и  одноразовое, а главный закон  Вселенной - борьба: отец всего и  царь над всем, борьба общая, и все  рождается благодаря борьбе и  по необходимости . Так, Гераклит один из первых объяснял суть вещей и  процессов через борьбу противоположностей. Именно противоположно направленные силы, действующие одновременно, образуют напряженное положение, которое  и обуславливает внутреннюю, тайную гармонию вещей. Эту глубокую мысль  Гераклит иллюстрирует известным примером: оба дугообразных конца лука стремятся  разогнуться, но тетива сдерживает их, и их взаимное действие создает высшее единство. Но несмотря на то, что логос  царит повсюду, распоряжается, властвует  над всем, люди зачастую теряют связь  с логосом. Отклонение от логоса случается  тогда, когда люди ограничивают себя поверхностными будничными знаниями и  становятся приверженными чувственно-телесных утех. Гераклит очень негативно оценивал невозможность понять внутреннюю сущность мира и погоню за наслаждением, что  являются взаимосвязанными и почти  тождественными. Но каждый человек  имеет возможность восстанавливать  и усиливать непосредственную связь  с логосом. Гераклит советовал: во-первых, "беспредел нужно гасить чаще, чем пожар", во-вторых, "необходимо соблюдать всеобщего", что является предметом не чувственного познания, а философского рассуждения. "Мышление - это большая стоимость, и мудрость - в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, действовать с ним". Познание скрытой, тайной гармонии, что является лучшей, чем явная, - это способ избежать высокомерия. Такое познание позволяет  преодолеть многообразие взглядов, ориентироваться  на постижение единой истины, что обеспечивает взаимопонимание и объединение  людей.

Информация о работе Досакратики - философы античного периода