План:
Введение
- 1 История
- 2 Обучение
- 3 Философия досократиков
- 3.1 Философия Гераклита
- 3.2 Учение Парменида о бытии
- 3.3 Философия Зенона Эгейского
- 3.4 Пифагоризм
- 4 Представители
- 5 Школы
Введение
Досократики - философы античного периода
до Сократа (800 - 500 годы до Р. Х.).
Досократики (нем. Vorsokratiker; франц.
Presocratiques, англ. Presocratics) - новоевропейский
термин для обозначения ранних греческих
философов 6-5 вв. до н. е. Произведения досократиков
известны только по фрагментам, которые
сохранились в виде цитат у
позднейших античных авторов (см. доксографии).
Основные философские центры ранней
философии Греции - Милет (в Ионии,
западное побережье Малой Азии),
Сицилия, Элея. Крупнейшие философы досократиков:
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская
школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит,
Парменид и его последователи (элеаты),
Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре
внимания всей философии досократиков
- космос, его элементарные первоосновы,
причины различных природных
явлений, поэтому эта философия
называется также космологической
и натурфилософией. В целом для
восточной, ионийской, традиции (Милетская
школа) характерны эмпиризм, интерес
к многообразию материально-вещественного,
для западной (итальянской) традиции
(пифагореизм, Элейский школа, отчасти
Гераклит) - преимущественный интерес
к формальному, числовому и структурному
аспекту вещей, первая постановка гносеологических
и онтологических проблем в чистом
виде, нередко религиозно-эсхатологические
интересы. Суммой и итогом развития
всей ранней философии стала атомистическая
система Демокрита. В ранний период
греческая философия сформулировала
два универсальных тезиса, которые
позволяют говорить о ней как
о самостоятельном школе мысли:
"из ничего ничего не бывает" и "подобное
познается подобным", которые
так или иначе присутствовали
во всех построениях досократиков.
Антропологическая проблематика
ранней традиции включена в космологическую:
сначала она не выходит за рамки
узкой физиологии и рассматривает
человека как материал, хотя и одушевленный
элемент космоса, затем, в атомистической
философии, приобретает черты рационалистической
этики, обосновывает правила поведения
в обществе в связи с представлению
об универсальном благо (счастье).
1. История
Впервые термин "досократиков" был
введен в 1903 году, когда немецкий филолог
Герман Дильс ( 1848 -1922) собрал в своей книге "Фрагменты
досократиков (" Die Fragmente der Vorsokratiker
") тексты"философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имен
вместе с фрагментами орфических и других дофилософское теокосмогоний.
Античная философия (сначала
греческий, а затем римская) охватывает
более чем тысячелетний период с
VI в. до н. есть. до VI в. н. есть., зародилась
в древнегреческой полисах (городах-государствах)
демократической ориентации и содержанием,
методами и целью отличалась от восточных
способов философствования, мифологического
объяснения мира, присущего ранней
античной культуре. Формирование философского
взгляда на мир подготовлен древнегреческой
литературой, культурой (произведениями
Гомера, Гесиода, гномической поэтов),
где ставились вопросы о месте
и роли человека в универсуме, формировались
навыки установления мотивов (причин)
действий, а художественные образы
структурировались согласно чувство
гармонии, пропорций и меры. Ранняя
греческая философия использует
фантастические образы и метафорическую
язык мифологии. Но если для мифа образ
мира и настоящий мир отделимые,
ничем не отличались и, соответственно,
сравнению, то философия формулирует
как свою основную цель: стремление
к истине, чистое и бескорыстное
желание приблизиться к ней. Знание
полной и определенной истиной, по античной
традиции, считалось возможным только
для богов. Человек же не могла
слиться с "Софией", поскольку
смертная, конечна, ограничена в познании.
Поэтому человеку доступно только непрерывное
стремление к истине, никогда не
завершено полностью, активное, деятельное,
страстное желание истины, любовь
к мудрости, что вытекает из самого
понятия философия. Основные этапы
развития для древних греков живших
в период античной философии становления
цивилизации, мир - огромное собрание разнообразных
природных и общественных сил
и процессов. Как жить в таком
мире? Кто правит миром? Как согласовать
собственные возможности с тайными
и могущественными силами природы?
Что есть бытие и каковы его
фундамент, начало? Бытие ассоциировалось
с множеством постоянно меняющихся
стихий, а сознание - с ограниченным
количеством понятий, которые сдерживали
хаотическое проявление стихий. Поиск
устойчивого первоначала в меняющемся
круговорота явлений необъятного
Космоса - основная познавательная цель
древнегреческой философии. Поэтому
античную философию можно понять
как учение о "первые начала и
причины?. По своему методу такой исторический
тип философии стремится рационально
объяснить бытия, реальность как
целостность. Для античной философии
значимых разумные доводы, логическая
аргументация, риторико-дедуктивная
рациональность, логос. Переход "от
мифа к логосу" создал известный
вектор развития и духовной культуры,
и цивилизации Европы.
В развитии античной философии
выделяется четыре основных этапа.
Первый этап - охватывает VII-V вв. до н. есть.
и называется досо-кративським. Философы
же, которые жили до Сократа, так и называются-досократиков.
К ним относятся мудрецы из Милета (так
называемая Ми-летська школа - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элеаты
(Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы,
ато-содержи (Левкипп и Демокрит). В центре
ранней - досократовской-греческой натурфилософии
стояли проблемы физики и космоса.
Второй этап - примерно с середины V в. до
н. есть. - До конца IV в. до н. есть. - Классический.
Софисты и Сократ, впервые попытались
определить сущность человека, осуществили
антропологический поворот в философии.
Философское наследие Платона и Аристотеля,
характеризующийся открытием сверхчувственного
и органическим формулировкой основных
- классических - проблем, полно обобщает
и отражает достижения классической эпохи
греческой античности.
Третий этап в развитии античной философии
- конец IV-II вв. до н. есть. - Обычно называют
эллинистическим. В отличие от предыдущего,
связанного с возникновением значительных,
глубоких по содержанию и универсальных
по тематике философских систем, формируются
разнообразные эклектичные конкурирующие
философские школы: перипатетики, академическая
философия (платоновская Академия), стоическая
и эпикурейская школы, скептицизм. Все
школы объединяет одна особенность: переход
от комментирования учений Платона и Аристотеля
к формированию проблемам этики, морализаторской
откровенностью в эпоху заката и упадка
эллинистической культуры. Тогда популярная
творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура,
Пиррона и др..
Четвертый этап в развитии античной философии
(I в. До н. Есть.-V-VI вв. Н. Есть.) - Период,
когда решающую роль в античности стал
играть Рим, под влияние которого попадает
Греция. Римская философия формируется
под влиянием греческой, особенно эллинистического.
В римской философии выделяются три направления:
стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий),
скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм
(Тит Лук-реци Кар). В III-V вв. н. есть. в римской
философии возникает и развивается неоплатонизм,
выдающийся представитель которого является
философ Плоды тин. Неоплатонизм значительно
повлиял не только на раннюю христианскую
философию, но и на всю средневековую религиозную
философию.
2. Обучение
Основным предметом философствования
в досократиков был космос. Он представлялся им составленным
из обычных чувственных стихий: земли,
воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих
друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись
досократиков с общекосмической жизни. Индивид, общество, космос в досократиков подчинялись
действию одних и тех же закономерностей.
3. Философия досократиков
Человека рассматривали
как Микрокосм по отношению Макрокосма,
как часть и своеобразное повторение,
отражение Макрокосма. Но в понятие
космоцентризма вкладывается еще один
смысл. Космос - противоположность Хаосу,
соответственно - порядок и гармония
противопоставляются неустроенности
и др.. Поэтому-то космоцентризм ранней
античности объясняется как ориентация
на выявление гармонии в человеческом
бытии. Ведь если мир гармонично упорядочен,
если мир - Космос, Макрокосм, а человек
- его отражение и законы человеческой
жизни подобны законам Макрокосма,
то, следовательно, и в человеке есть
скрытая подобная гармония. Общепринятое
значение космоцентризма следующее: признание
за внешним миром (Макрокосм) статуса,
определяющего все остальные
законы и процессы, включая духовные.
Такая мировоззренческая направленность
формирует онтологизм, выраженный в
том, что первые мудрецы - физики искали
причины начала бытия. Ферекида с
Сирос (600 ~ бл.530 pp. До н. Н.э.), которого считают
учителем Пифагора, утверждал, что существовала архе - земля (греч. Кто-ния) Фалес
из Милета (625'-547 pp. до н. есть.) под архе-землей
понимал воду, Анаксимен (585-525 pp. до н. есть.)
- воздух, Гераклит (544-483 гг. есть.) - огонь.
Гераклит писал: "Этот космос одинаков
для всех, не создал никто из богов, никто
из людей, но всегда был, есть и будет вечно
живой огонь, умеренно загорается, умеренно
угасает". В V в. до н. есть. Эмпедокл (490-424
pp. До н. Есть.) Объединил все четыре стихии,
придав им статус элементов, т.е. самоотождествленные,
количественно и качественно неизменяемые
субстанции, не сводятся одна к другой
(в Ге-раклита взаемоперетворюються), сочетаясь
в определенной пропорции, образуют все
многообразие мира, включая живые организмы.
В философии Древней Греции понятие архе
как субстанции и основы всего сущего
расширил ученик Фалеса Анаксимандр (610-546
pp. До н. Есть.). Первооснову Анаксимандр
нашел не среди реальных стихий, подлежащих
наблюдению, а в апейроне. Прилагательное
апейрос по-гречески означает необъятный,
необозримый, бескрайний, бескрайней.
Апей-рон Анаксимандра бессмертный, неподвластный
уничтожению и вечно движется. На безмерности
алейрон базируется способность не иссякать,
быть вечным генетическим началом Космоса,
лежать в основе взаимопревращения четырех
стихий: ведь если стихии превращаются
друг в друга, значит, у них есть нечто
общее, что само по себе не является ни
землей, ни водой, ни воздухом, ни огнем.
Анаксимандр утверждал, что апейрон - основа
и единственная причина всей сути; алейрон
все из себя производит сам: вращательно
двигаясь, апейрон выделяет противоположности:
влажное и сухое, холодное и теплое, их
парные комбинации образуют землю (сухое
и холодное), воду (влажное и холодное),
воздух (влажное и горячее), огонь (сухое
и горячее). Апейрон Анаксимандра является
несколько неопределенно. Анаксимандр
первым осознал, что бесконечность какой-либо
определенной стихии (например, земли,
воды, воздуха или огня) привела бы к ее
обособленности, превосходства над всеми
другими стихиями как конечными. Апейрон
Анаксимандра является неопределенное,
а потому равнодушно ко всем стихиям, что
исходящие из него и порождаются им.
Естественно, Анаксимандр
первым в философии осознал несовместимость
некоторой однозначности качественной
определенности начала и атрибута бесконечности.
Концепция начала как апейрона, т.е.
не определенного количественно
и качественно, правильная в современных
условиях. Известный чешский космолог
Лео Ригер в книге "Введение
в современной космологии" указывает
на то, что попытки суммировать
современные представления о
материи и ее свойства обязательно
приходят к идее апейрона Анаксимандра.
Действительно, любое однозначное
и исчерпывающее онтологическое
определение материи в принципе
невозможно. А понятие бесконечности
и неопределенного ного совпадают,
ведь часто говорят: функции (или
число) становятся неопределенными, имея
в виду их бесконечный рост. Гераклит
говорит, что "огонь все охватит
и всех рассудит", огонь - не только
архе как стихия, но и как живая
разумная сила. Тот огонь, что для
чувств является именно огонь, для ума
есть логос - принцип порядка и
меры в Космосе и микрокосмоса.
Будучи огненным, человеческая душа обладает
самовозрастающая логосом. Таков объективный
закон Вселенной. Но логос означает
слово, причем разумное, есть, во-первых,
объективно данное содержание которого
разум должен отчитываться, во-вторых,
это сама деятельность ума, который
отчитывается, в-третьих, для Гераклита
это сквозная смысловая упорядоченность
бытия и мышления. Это противоположность
всем бессознательном и бессловесном
в Мире и в человеке. Наделенный
логосом огонь, по Гераклиту, умный
и божественный.
3.1. Философия Гераклита
Философия Гераклита диалектическая:
мир, которым правит логос, единственный
и изменяющийся, ничто в нем
не повторяется, все преходящее и
одноразовое, а главный закон
Вселенной - борьба: отец всего и
царь над всем, борьба общая, и все
рождается благодаря борьбе и
по необходимости . Так, Гераклит один
из первых объяснял суть вещей и
процессов через борьбу противоположностей.
Именно противоположно направленные силы,
действующие одновременно, образуют
напряженное положение, которое
и обуславливает внутреннюю, тайную
гармонию вещей. Эту глубокую мысль
Гераклит иллюстрирует известным примером:
оба дугообразных конца лука стремятся
разогнуться, но тетива сдерживает их,
и их взаимное действие создает высшее
единство. Но несмотря на то, что логос
царит повсюду, распоряжается, властвует
над всем, люди зачастую теряют связь
с логосом. Отклонение от логоса случается
тогда, когда люди ограничивают себя
поверхностными будничными знаниями и
становятся приверженными чувственно-телесных
утех. Гераклит очень негативно оценивал
невозможность понять внутреннюю сущность
мира и погоню за наслаждением, что
являются взаимосвязанными и почти
тождественными. Но каждый человек
имеет возможность восстанавливать
и усиливать непосредственную связь
с логосом. Гераклит советовал: во-первых,
"беспредел нужно гасить чаще,
чем пожар", во-вторых, "необходимо
соблюдать всеобщего", что является
предметом не чувственного познания,
а философского рассуждения. "Мышление
- это большая стоимость, и мудрость
- в том, чтобы говорить истинное
и чтобы, прислушиваясь к природе,
действовать с ним". Познание скрытой,
тайной гармонии, что является лучшей,
чем явная, - это способ избежать
высокомерия. Такое познание позволяет
преодолеть многообразие взглядов, ориентироваться
на постижение единой истины, что обеспечивает
взаимопонимание и объединение
людей.