Досакратики - философы античного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 05:53, контрольная работа

Описание работы

Досократики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н. е. Произведения досократиков известны только по фрагментам, которые сохранились в виде цитат у позднейших античных авторов (см. доксографии).

Содержание работы

Введение
1 История
2 Обучение
3 Философия досократиков
3.1 Философия Гераклита
3.2 Учение Парменида о бытии
3.3 Философия Зенона Эгейского
3.4 Пифагоризм
4 Представители
5 Школы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.45 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Учение Парменида  о бытии

Еще один, весьма существенный шаг на пути освобождения философии  от элементов мифологического сознания сделан представителями элейской школы. Собственно, именно в элеатов впервые  формируется категория бытия, впервые  ставится вопрос о соотношении бытия  и мышления. Парменид (540-480 pp. До н. Есть.), Который стал известным благодаря  высказыванию: "Бытие есть, а небытия  нет", - фактически заложил основы онтологизма как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Что же такое бытие? Для  Парменида важнейшее определение  бытия - постижения его умом: то, что  можно познать только разумом, и  есть бытие. Чувством же бытие недоступно. Поэтому "одно и то же есть мысль  и то, о чем мысль существует". В таком утверждении Парменида  подчеркивается тождество бытия  и мышления. Бытие - это то,, что  есть всегда, что единое и неделимое, что незыблемо и непротиворечивое, "как мнение о нем". Мышление же - это способность постигать  единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей  и единичных предметов, окружающих человека. Человек может иметь  голову, взгляд (doxa)-обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижение единого. Стремясь найти глубокую основу всего  существующего, Парменид замечает: ничто  из непосредственно данного в  чувственном опыте не может удовлетворить  его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также  и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями  Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно не достойно внимания философа через "неистинности" их существования, то есть через их ^ преходящи, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих  изменений. От непосредственной данности бытия как множественного Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без  существования мира как единого  не было бы и его чувственной множественности. Но потом концентрирует внимание на грани единого в бытии, открывшейся  ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия омрачает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только единственный и недвижимое, а множественное  и чувственное - небытием, вопреки  суждениям людей. Отсюда все парадоксы  учения Парменида. Что же понимает Парменид под единственным в бытии? Через  отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одна сторона бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто не существующим. Разрыв многочисленного  и единого и гипертрофия единственного  возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные  последствия. Бытие Пар-мениды представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. "Небытие совсем нет, что целостность  его нарушалась бы. Нет и бытия, что было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимым. Ровно со всех сторон, бытие  имеет определенные границы". Использование чувственного образа - пули - для иллюстрации мира как единого целого, и еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.

Уподобление бытия шара объясняется  представлением древних философов  о шар как о самом, прекрасное и самая совершенная из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние  определяли как тело, замкнутый в  самом себе, самодостаточное, что  имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации  той реальности, с которой возникает  как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависит и непреходящая. В совершенстве шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание  единого, вместе с тем, имеет субстанциальный  характер, что свидетельствует о  непоследовательности, но не чужие  мысли об общей закономерности в  природе, следует из свойств мира как единого. Сравнение картин мира, по Гераклиту и по Парменидом, ведет  к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида  анти-диалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, непреложное и  несу-перечливе. Существует даже мнение, что система Парменида легко  представить как реакцию на вченняМГераишит-а  об общих изменениях и противоречия существу. Но, во-первых, Гераклит рассуждал  о движении той же системы онтологизма (бытие Космоса есть и не зависит  от человека, который пытается познать  его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а  Парменид - сознательно ориентируются  на рациональное познание человеком мира (логос у Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же, ибо следуя Логосом, человек может познать мир - именно в "разумных понятиях, а не из-за чувства ), о Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать это - самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристоте-ля и вслед за ним - до Секста Эмпирика: "Наверное, Парменид не был необразованные в диалектике, если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики ". В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон:" Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера: "В его речах заметна удивительная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ".

 

3.3. Философия Зенона  Эгейского

Зенон Елепський (490-430 pp. До н. Есть.), Защищая и обосновывая  взгляды своего учителя и наставника Парменида, отвергал мислимисть чувственного бытия, множественности вещей и  их движения. Впервые применив доказательство как способ, как познавательный прием, Зенон стремился показать, что  множественность и движение не могут  мыслить-ся без противоречия (и это  ему вполне удалось!). Такую же спор, где с помощью возражений ставят противника в затруднительное положение  и опровергающие его точку  зрения, - прообраз диалога, прообраз субъективной диалектики. Такой же метод широко применяли софисты. У истоков  исключительной по драматизму и богатством содержания проблемы континуума в современной  науке стоит легендарный Зенон  из Элеи. Приемный сын и любимец  Парменида, признанный глава Эгейской школы в античной философии, первым продемонстрировал, что через 25 веков  назовут неразрешимость в континуум  проблемы. Зенон, создатель биильше  сорока апорий, определенных фундаментальных  трудностей, по его замыслу, должны подтвердить правильность учения Парменида  о бытии мира как единого и  какие умел находить буквально на каждом шагу, критикуя обычные чисто  множественные представления о  мире. Достаточно точная апория, напоминающий парадокс Парменида. В апории подвергнуто  критике чисто множественные  представления о бытии. "Если сущее  множественно, то одновременно должен быть большим и малым, причем большим  до бесконечности и малым к  исчезновению". Современная трактовка  апории находим в исследованиях  по истории математики: "пусть  отрезок есть бесконечное множество" неделимых "частей. Если величина отдельных" неделимых "равна нулю (т.е. неделимые - это точки), то и величина всего  отрезка есть ноль. Если каждое неделимое  имеет некоторую величину, не явно предполагается, что эта величина для всех неделимых одинакова, то и величина отрезка будет бесконечной. С точки зрения современной математики апория показывает, что нельзя определить меру отрезка как сумму мер  неделимых, что понятие меры множества  вовсе не является чем-то, что очевидно есть в самом понятии множества  и мера длины не равна сумме  мер его элементов. Поэтому апорию, очевидно, направлена ​​против односторонне множественного толкования мира, иногда называют также апорией меры. Так, в апории предусматривается и логическая трудность, до сих пор заставляет вводить меру множества чисто аксиоматически. Действительно, в современных условиях мера множества определяется системой интервалов, причем воспринимается, что интервалы уже имеют определенную длину (меру). самом деле речь идет о структуре пространственно-временного континуума. Очевидно, Зенон хотел показать иллюзорность исключительно множественного толкования структуры пространства и времени, подтверждая истинность учения ГИарменида о бытии мира как единственный.

Исходя из представлений  о непрерывности бесконечного деления  любого пространственного или временного отрезка, Зенон прибегает к апории деления на два. Гипотеза непрерывности  пространства порождает актуально  бесконечную совокупность половинных отрезков каждой новой половины, возникающие в бесконечном делении (дихотомии) исходного отрезка, так что движущееся тело, занятое бесконечным переборкой возникающих здесь отрезков, не может преодолеть ни малейшего расстояния. Отсюда и знаменитый вывод: движения нет. Аналогичный смысл имеет и апория "Ахиллес и черепаха". Победитель Олимпийских игр быстроногий Ахиллес сражается с неспешной черепахой, которая в момент старта находится впереди на некотором расстоянии. Пока Ахиллес преодолевает половину выходного расстояния, разделяющего его и черепаху в момент старта, черепаха, конечно, уползает на некоторое расстояние вперед. Пока Ахиллес преодолевает половину новой расстояния, разделяющего их, черепаха снова уползает на некоторую новую расстояние и т. д. Через принятую гипотезу бесконечной делимости (непрерывности) пространства и времени ситуация точно воспроизводит бесконечное количество раз, каждый раз, пока Ахиллес пробегает половину новой расстоянии разделяющую его и черепаху, все же черепаха, хотя и не намного, уползает вперед. Удивительный вывод: быстроногий Ахиллес не способен не то что обогнать, но даже догнать медленную черепаху! Что отсюда следует? Очевидно, необходимо отказаться от представления о бесконечной делимости (непрерывность) пространства и времени. Это означает, что существуют самые атомарные элементы пространственной протяженности и временной-Триа - лосиьишслвани неделимые, дальше которых делимость уже нем-ожлива и ука ? ные Зеноном трудности легко снимаются. Зенон, наверное, действительно пытался навязать своему собеседнику с помощью апорий ?Дихотомия?, ?Ахиллес и черепаха" вывод об отказе от гипотезы непрерывности и тем самым обосновать переход к концепции неделимых - концепции дискретной структуры пространства и времени. Но достижение цели составляло лишь половину стратегического замысла Зенона, которого уже современники прозвали двуязычным. Исходя из концепции неделимых, философ предложил рассмотреть две задачи, сформулированные в апориях "Стадион" и "Стрела, летящая". Проследите движение трех колонн спортсменов на стадионе, но теперь уже с позиций неделимых (признавая дискретную структуру пространства и времени, где убедились с помощью первых двух апорий), приглашал древних греков, больших любителей спорта и физической культуры. Пусть в момент старта все три колонны находятся в состоянии покоя, причем каждый спортсмен якобы находится в соответствующей ему ячейке пространственной протяженности. Далее Зенон предлагает рассмотреть такую ​​ситуацию. Пусть средняя колонна стоит, а две крайние начинают одновременно двигаться в противоположных направлениях. С позиций неделимых это означает: верхняя и нижняя колонны течение одного часового неделимого сместятся сравнению со средней неподвижной колонной на одно пространственное неделимое. Теперь, предлагает мудрец, посмотрим на взаимный движение верхней и нижней колонн отношении друг друга. Оказывается, за одно временное неделимое сместились друг от друга на два пространственных неделимых. Итак, неделимое делится! (В данном случае временной неделимое делится на два пространственных неделимых). Но это противоречит выводу первых двух апорий о существовании неделимых! Далее, в апории "Стрела, летящая", Зенон показывает, как может быть разделено и пространственное неделимое. Стрела, выпущенная из лука, летит в пространстве повседневного опыта, но летит по элементарного отрезка пространственного неделимого? Если так, то сам факт движения в пределах неделимого стрелы, летящей разделит его (на ней всегда можно нанести отметки и при движении стрелы различные положения отметки в пределах неделимого пространственного отрезка разделят его). Но это опять противоречит концепции неделимых. Остается признать, что стрела, летящая, не следует в каждом из неделимых. Но возможен тогда вообще движение? Ведь сумма моментов покоя (в каждом из неделимых) ничего не дает, кроме покоя (для всего пространства), подобно тому, как сумма нулей ничего не даст, кроме нуля. И вновь напрашивается уже известный вывод: движения нет.

В "Лекциях по истории  философии" Георг Гегель привел такой  анекдот: Зенон начинал молча  ходить перед своими учениками, тем  самым наглядно опровергая вывод  о невозможности движения, следовал из предварительно изложенных им четырех  апорий. Когда ученики, наконец, удовлетворились  таким способом опровержения апорий, Зенон принимал большую палку, стоявшую в углу комнаты, и начинал бить их, приговаривая: "Тот, кто довольствуется чувственными доказательствами, должен получить такие же чувственные возражения". Или Зенон действительности употреблял таких чрезвычайных мер, чтобы убедить  в различиях между чувственным  и логическим, неизвестно. Точно  же, что именно элеаты, Парменид и  Зенон прежде, на заре развития европейской  культуры четко определили чувственное  и логическое.

Действительно, в основе развития европейской науки лежит  идея логического обоснования и  доказательства, сама возможность и  необходимость которого впервые  полностью осознана и воспета  Парменидом в знаменитой поэме "О  природе". Здесь впервые - и это  качественно новый и существенный шаг вперед по сравнению с древневосточной  философии - отдельно чувственное познание от логического. Чувственное знание расценивается как мысль (мысль), поверхностная и ложная, истинным же признавалось лишь знание логическое. Без Парменида и Зенона невозможно формирование Евклида и Архимеда. Вот почему истинным создателем учения о логосе считается Парменид, который  почти никогда не пользовался  таким понятием. Пар-мениды относятся  также и важнейшие принципы логического  познания: во-первых, ничто не возникает  из ничего, во-вторых, метод доказательства от противного, в-третьих, доказательство путем сведения к абсурду, в-четвертых, открытие закона исключения третьего, а также открытие закона тождества, закона противоречия.

Диалектика Парменида  и Зенона во многом актуальна. О глубине  и фундаментальности проблемы соотношения  непрерывного и дискретного в  свойствах пространства и движения, нешаблонно поставленной Зеноном, свидетельствует  и неослабевающий интерес к апорий. Так, логическая структура трудностей, раскрыта в четырех апориях Зенона, точно воспроизводится в релятивистской электродинамике в вопросе энергий  и массы электрона. Энергия и  масса электрона определяется взаимодействием (через виртуальные фотоны) с полем. В случае присвоения электронный точечного размера, энергия и масса становятся бесконечными, так как в соответствующих интегралах возникают виртуальные фотоны, которые выделяются на любых малых расстояниях и поглощаются электроном в процессе взаимодействия с полем, имеют хоть какую-то частоту (значит, и энергию). Отсюда, необходимость введения конечного радиуса электрона, снимает трудность. Однако с релятивистского взгляда сложно присвоить электронную некоторое конечное и наименьшее значение его радиуса. Кроме учения мудрецов-Милетцы, Гераклита и элеатов, довольно популярным становится пифагореизм.

 

3.4. Пифагоризм

О самом же Пифагора - основателя пифагорейский союз - сведения дошли  до современности из более поздних  источников античной Греции. Платон называет Пифагора только раз, Арис-тотель - дважды. Большинство греческих философов  считают родиной Пифагора (580-500 pp. До н. Есть.) Остров Самое, который им заброшенный через тиранию Поликлита. Есть сведения, что Пифагор якобы  по совету Фалеса едет в Египет, где  учится у жрецов, потом пленным (в 525 г. до н. Есть. Египет захвачен персами) попал в Вавилон, где учился у  индийских мудрецов. После многолетнего обучения Пифагор возвращается в  Великой Эллады, в город Кротон, где и организует Пифагорейский  союз - научно-фантастическую и этико-политическую содружество единомышленников.

Пифагорейский союз - закрытое общество, а учение пифагорейцев - тайное. Образ жизни пифагорейцев полностью  соответствовал иерархии ценностей.

  • Первое место отводилось прекрасном и благопристойном (в том числе науке).
  • Второе место занимало выгодное и полезное.
  • Третье - приятное.

Пифагорейцы поднимались  до восхода солнца, выполняли мнемонические (связанные с развитием и укреплением  памяти) упражнения, а затем шли  на берег моря встречать солнце, обдумывали предстоящие дела, работали. В конце дня после омовения все вместе обедали и славили  богов. Затем - совместное чтение. Перед  сном каждый пифагореец отчитался о  прошлом пройденный день. В основе пифагорейской этики лежало учение о должном: победу над страстями, подчинение младших старшим, культ  дружбы и товарищества, почитание  Пифагора. Такой образ жизни должен мировоззренческие основы, исходил  из представлений о Космосе как  упорядоченную и симметричную целостность, красота которого открывается не всем, а тем, кто ведет праведный  образ жизни.

О Пифагоре - личность, несомненно, выдающейся - сложено множество легенд. Есть свидетельства, что Пифагора видели одновременно в двух разных городах, имел золотое бедро, что однажды  его приветствовала человеческим голосом  река Кас подобное. Сам Пифагор  утверждал, что "число владеет  вещами", в том числе и моральными, а справедливость-е число, умноженное на само себя. Во-вторых, душа есть гармония, а гармония - это числовое соотношение, душа бессмертна и может переселяться (идею метапсихозу Пифагор, возможно, позаимствовал из учения орфизма-хов), т.е. Пифагор придерживался дуализма души и тела. В-третьих, философ положил  в основу космоса число, наделяет старое слово новым содержанием: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, что единственная подлежит познанию. Число - это упорядоченное числом мироздание. Значительный вклад совершил Пифагор в развитие науки, прежде всего, математики. В астрономии ему  приписывают открытие косой положение  Зодиака, определения продолжительности "великого года" - интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое положение. Пифагор - геоцентрист заявляя, что планеты, двигаясь вокруг Земли по эфиру, создают монотонные звуки разной высоты, а вместе создают гармоничную мелодию. К середине V в. до н. есть. Пифагорейский союз распался. Тайное становится явным.

Информация о работе Досакратики - философы античного периода