Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Идея свободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. На протяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания, пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. В основном такой опыт давал положительный результат, т.е. повышалась активность и самодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1.Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»…………………………….3
2.Сущность естественного воспитания
с точки зрения Ж.-Ж. Руссо…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

философия преподавания реферат.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

Во второй главе говорится о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает» .

Верх искусства при хорошем воспитании - сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как берутся воспитывать детей, не придумали еще другого такого способа руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При всяком преждевременном наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели думают сделать чудо, делая их злыми с целью научить, что такое доброта, а потом важно говорят нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому Руссо говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо».

Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что все у них основано на ощущениях.

В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно - геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

В третьей книге Жан-Жак Руссо описывает «третье состояние детства», годы «формирования интеллекта» своего ребенка - от 12 до 15 лет. Главной целью воспитания Эмиля становится развитие критического, самостоятельного мышления История социальной педагогики. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 120.

К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее в окружающем мире посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка - исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженном в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника».

Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд - воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам выдумывает ее…» .

Четвертая книга посвящена воспитанию Эмиля после достижения им 15 лет. Именно с этого возраста, считает Руссо, следует начать основное в воспитании - учить любить людей.

На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.

Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины - совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения».

Руссо намеревался написать продолжение «Эмиля» в нескольких книгах, но оставил нам только два письма Эмиля к своему воспитателю; второе из них незаконченное.

Продолжение педагогического романа должно было называться «Эмиль и Софи, или Одинокие». Из двух писем Эмиля к своему наставнику мы узнаем о трагической судьбе Эмиля и Софи. Идиллия, которой заканчивается «Эмиль», разрушена.

Однако Эмиль пишет своему наставнику: «Никогда я так остро не сознавал всю ценность ваших наставлений, как в те дни, когда на меня обрушились удары жестокой судьбы, похитившей у меня все, за исключением моего «я». Я одинок, я все потерял; но остался верен себе, и отчаянье не повергло меня в прах».

Жизнь героев была испорчена развращающим влиянием большого города. Оказавшись в Париже, Эмиль и Софи резко изменились, утратив все свои достоинства. Светская жизнь развратила Софи и превратила Эмиля в человека, уже не способного любить свою супругу. Они расстаются.

2.Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо

Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предпочитая отдавать их сразу после рождения в приют. Тем не менее, его заслугой в том, что он привёл в целостную картину всё то, что к этому времени было известно о природе ребёнка, о его развитии.

 Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

 Что такое «воспитание»? В современном Руссо обществе  существовало понимание воспитания  как переделывание ребенка взрослыми  по установленному образцу с  помощью литературы, религии и  т.п. и превращение его путем  обучения в такого человека, который  нужен для соответствующего «места»  в обществе. Руссо противопоставил  такому воспитанию личность, воспитанную  средствами природы, с собственными  естественными интересами, руководствующуюся  в жизни собственными природными  способностями. Если господствующее  воспитание стремилось сделать  человека выдрессированным и  постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек - это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей  и дарований.

 Основой педагогических  взглядов Руссо составляет теория  естественного воспитания, которая  тесно связана с его социальными  взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

 По мнению Ж.-Ж. Руссо, в воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие  наших способностей и наших  органов есть воспитание, получаемое  от природы, - писал он, - обучение  тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны  людей, а приобретение нами собственного  опыта относительно предметов, дающих  нам восприятия, есть воспитание  со стороны вещей». Воспитание  выполняет свою роль тогда, когда  все три определяющих его фактора  будут действовать согласованно.

 Далее Ж.-Ж. Руссо пытается  доказать, что воспитание со стороны  природы вовсе не зависит от  людей, воспитание со стороны  вещей зависит лишь в некоторой  степени и только воспитание  со стороны людей определяется  самими людьми. Из этих рассуждений  Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди  не властны, следует два последних  фактора (т.е. воспитание со стороны  вещей и со стороны людей) подчинить  первому фактору, т.е. природе. Успех  воспитания зависит, прежде всего, от согласования всех трех  факторов.

 В соответствии с  этими факторами и сущность  воспитания понимается Ж.-Ж. Руссо  по-разному.

 Если речь идет о  воспитании природой, то здесь  Руссо, как указывалось выше, отождествляет  воспитание с развитием (воспитание  есть внутреннее развитие наших  способностей и наших органов).

 Когда он говорит  о воспитании через вещи, то  теперь он понимает под воспитанием  содействие ребенку в приобретении  собственного опыта.

 И, наконец, когда рассматривается  воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием  понимается руководство детьми.

Таким образом, сущность воспитания можно представить следующей схемой: саморазвитие - содействие - руководство.

 Воспитание есть всегда  и во всех случаях функция  общественная, и развитие ребенка, формирование его личности определяется  не "природой" ребенка, а обществом, социальными условиями жизни  и деятельности. Однако Ж.-Ж. Руссо, несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственно воспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системе аристократического и религиозного воспитания, где совершенно не считались с "природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического и психического развития, с его истинными потребностями и стремлениями. Смелое и последовательное выступление великого французского мыслителя в защиту природы и прав ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения Личности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека - выдающийся вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие педагогической, психологической и философской мысли.

 Понимание Ж.-Ж. Руссо  естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я.А. Коменским. Руссо говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребёнка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

 Признавая, что человеческая  природа является совершенной, Руссо  идеализировал природу ребенка  и считал необходимым позаботиться  о создании условий, в которых  все присущие ему от рождения  задатки могли бы беспрепятственно  развиваться. Воспитатель не должен  навязывать ребенку свои взгляды  и убеждения, нравственные готовые  правила, а должен предоставлять  ему возможность расти и развиваться  свободно, сообразно его природе  и по возможности устранять  все то, что этому может помешать. Естественное воспитание - это свободное  воспитание.

 Руссо считал, что воспитатель  должен действовать так, чтобы  детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод  «естественных последствий», сущность  которого заключается в том, чтобы  ребенок сам ощущал результат  своих неправильных действий, неотвратимо  возникающие из-за этого вредные  для него последствия. Фактически  он ставил ребенка в зависимость  и от вещей, и от постоянно  находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась  лишь видимость свободы, так как  всегда он должен был поступать  в соответствии с желанием  воспитателя «Без сомнения, - писал  Ж.-Ж. Руссо, - он должен хотеть  только то, что вы хотите заставить  его делать». Таким образом, именно  воспитатель, воздействуя на своего  воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

 Воспитатель, которому  Руссо отводил большую роль  в формировании нового человека, должен ясно представлять себе  стоящую перед ним цель. Он  должен дать воспитаннику не  сословное, не профессиональное, а  общечеловеческое воспитание. Это  требование во времена Ж.-Ж. Руссо  было, несомненно, прогрессивным.

  Прежде всего, он отдает  себе отчет в том, что «дети  и в естественном состоянии  пользуются только несовершенною  свободой». То «царство свободы», которое провозгласил Руссо в  начале романа и к которому  он собирается вести своего  воспитанника, скоро на деле оказывается  во многих случаях лишь иллюзией, видимостью свободы, свободой формальной. И, тем не менее, сам, скоро убеждаясь  в этом и не скрывая этого  от читателя, все же пытается  найти пути разрешения этих  противоречий и продолжает вести  своего Эмиля по пути свободного  воспитания,

Информация о работе Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо