Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Идея свободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. На протяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания, пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. В основном такой опыт давал положительный результат, т.е. повышалась активность и самодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1.Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»…………………………….3
2.Сущность естественного воспитания
с точки зрения Ж.-Ж. Руссо…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

философия преподавания реферат.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

 Ставя своего воспитанника  в этом возрасте только в  зависимость от вещей, Ж.-Ж. Руссо, как ему кажется, дает возможность  своему питомцу почувствовать  свободу, освободиться от влияния  людей с их запрещениями, приказаниями, предписаниями и т.д.

 Именно эти различные  формы воздействия и давления  на ребенка ограничивают свободу  воспитанника, сковывают его рост  и развитие, а также угнетающе  действуют на его психику.

Вот почему внешне воспитатель предоставляет Эмилю полную свободу, полную самостоятельность в движениях и действиях, боясь пуще всего подчинения людям, зависимости от них, поскольку подчинение одного человека другому - то лишение свободы, это рабство. Пусть воспитанник, говорит Руссо, подчиняется только необходимости вещей, и он, не зная зависимости от людей, будет свободен. «Одна только привычка полезна для детей, - пишет Ж.-Ж. Руссо - это привычка без труда подчиняться необходимости вещей». С помощью этой «узды» необходимости, законов возможного и невозможного воспитатель, по мнению Ж.-Ж. Руссо, имеет возможность искусно управлять своим воспитанником. Искусство управления, руководства состоит при этом не в этом, чтобы поминутно дергать за эту «узду» и тем самым постоянно тормошить, нервировать, раздражать нашего питомца, а чтобы тонко и мягко управлять им, настолько тонко и незаметно, чтобы ребенок даже, говорит Ж.-Ж. Руссо, сам не догадывался об этом, безропотно идя за своим руководителем. Вот почему Ж.-Ж. Руссо утверждает, что главное орудие в руках педагога - это хорошо направленная свобода. И поясняет свою мысль так: «Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда не умеешь, вести его, куда хочешь, с помощью одних законов возможного и невозможного».

Впоследствии К.Д.Ушинский заметит в связи с этим, что Ж.-Ж. Руссо обманывает своего воспитанника, предлагая ему взамен истинной свободы иллюзорную, внешнюю. Однако вряд ли есть основания для таких выводов. В условиях, когда душили все живое в детях, когда испытанным орудием воспитания была розга, сама постановка вопроса о свободе в воспитании, как бы она ни решалась, имела в тот период великое революционное значение как страстный призыв в защиту прав ребенка, как призыв к уважению его человеческого достоинства.

 И, тем не менее, следует  отметить, что Ж.-Ж. Руссо, вольно  или невольно, вступает в явное  противоречие со своими прежними  положениями и высказываниями. Выдвинув  в качестве основного тезиса  мысль о зависимости ребенка  только от вещей, и не признавая  иного подчинения, кроме подчинения  силе необходимости, Ж.-Ж. Руссо ставит  неожиданно своего воспитанника  в полнейшую зависимость от  людей, в данном случае от воспитателя. Но очевидно, что такой воспитатель, которого имеет в виду Ж.-Ж. Руссо, не страшен для свободы  ребенка, так как педагог и  ребенок заранее заключили добровольный  союз между собой, основанный  на добровольном подчинении ребёнка  педагогу, а это уже, по мнению  Ж.-Ж. Руссо, не противоречит свободе. Воспитатель хорошо понимает  душу, и учитывает потребности  своего воспитанника, не мешает  ему удовлетворять свои желания  и интересы, т.е. педагог следует  во всем теории естественного  и свободного воспитания.

Пристально изучал педагогический роман великий русский педагог-демократ К. Д. Ушинский. По мнению Ушинского, ценность «Эмиля» для педагогической теории перевешивала ошибочность некоторых конкретных рекомендаций .

Уже при жизни Руссо «Эмиль» был не всеми правильно понят и вызвал осуждение критиков. Они рассуждали по одной из двух схем: либо признавали известную ценность педагогических идей «Эмиля», а затем утверждали, что в них отсутствует система.

Многие буржуазные философы и педагоги (Ф. Ницше, Ж. Леметр, И. Тен и др.) стали использовать ошибочные суждения Руссо для аргументации собственных доктрин. Так, Ж. Леметр утверждал, что единственное достоинство «Эмиля» в возвеличении религиозного воспитания.

С начала XX в. вновь начинает расти интерес к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо. Буржуазные педагоги отбрасывают революционную сущность педагогической программы «Эмиля». Идеи Руссо стали использоваться для оправдания педоцентризма «реформаторской педагогики», теорий внеклассового воспитания. Современные буржуазные педагоги, прибегая к прямым и косвенным ссылкам на «Эмиля», пытаются заставить поверить в надклассовое воспитание. «Чем дольше ребенок будет находиться в естественном состоянии, тем меньше для него опасности стать рабом законов общества»,— пишет современный французский педагог-клерикал, поклонник Руссо Франсис Имбер ).

Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. И хотя Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского образования), его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания.

В 21 веке педагогические теории Руссо не все прижились, прогресс общества диктует свои позиции, человек существо социальное и растет по правилам общества, однако и в современной педагогике труды Ж.Ж. Руссо востребованы и практикуются повсеместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.

 Так, актуальной остается  разбиение жизни детей на этапы  соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.

 Также современны мысли  Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

 Актуальным и в наше  время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.

 Злободневным в наше  время стал «отказ» родителей  заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители и только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.

 «Эмиль или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции.

 

 

 

 

Список литературы

 

  • Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.
  • Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.:Педагогика, 1981. – С.20–42.

 

 
Электронные источники

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php

http://www.marsexx.ru/tolstoy/russo-emil.html

 

 

 


Информация о работе Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо