Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:49, реферат
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Досократические школы древнегреческой философии:
проблематика и содержание учений…………………………………………4
2. Софисты и Сократ……………………………………………………………..8
2.1. Философское учение софистов…………………………………………..8
2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная
философия Сократа………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….15
Словарь философских терминов……………………………………………..16
Список использованной литературы………………
Кроме того, Сократ сочетал индукцию с дедукцией: от найденного с помощью индукции общего положения он переходил к частным случаям, не входившим в индукцию. Это давало ему возможность проверить истинность общих положений, корректировать и уточнять полученные выводы и определения.
Ирония – отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Сократовская ирония двуедина: с одной стороны, она связана с его «скептицизмом», с тезисом о знании им своего незнания, с другой – с его мейевтикой, основанной на уверенности, что человек скрыто обладает правильным знанием и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответов извлечь из него это знание. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании. Таким образом, отрицание, сопровождающее иронию Сократа, не будучи самоцелью, не является позицией нигилизма. Это и понятно: позиция абсолютного ироника и абсолютного скептика шла бы вразрез со всем мировоззрением Сократа и его жизненной установкой – найти в человеке устойчивое ядро, что-то постоянное, единое и гармоническое.
Хотя софистам и принадлежит приоритет в постановке антропологических проблем, тем не менее главным предметом их интереса оставалась риторика и диалектическое (полемическое) искусство. В отличие от них Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Для Сократа знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» – ценность знания. Отсюда и уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных признаком истинной философии и подлинного философа, по Сократу, является признание единства и добродетели; и не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Ориентация на этические проблемы и новое содержание, внесенное им в понятие «философия», определили его отношение к натурофилософии, к изучению «космоса» и явлений природы вообще. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается – познание самого себя и своих дел, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.
Основное содержание сократовских
рассуждений посвящено
Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа – совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Таким образом Сократ пытался найти в сознании, мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, обвинители не «жаждали крови», им было бы достаточно, если бы Сократ не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению на суд он явился, вполне сознавая грозящую ему опасность. Решение суда было не в пользу Сократа, он был признан виновным. Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы, но он отказался, ибо считал, что побег может означать отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд, тем самым он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.
Спецификой древнегреческой
В период своего становления человеческое
познание направлено “вовне”, на объективный
мир. И первые греческие философы
стремятся сконструировать картину
мира, выявить всеобщие основания
бытия этого мира. Накопление философией
объема знаний, разработка инструментария
мышления изменения общественной жизни,
под влиянием которых формируется человеческая
личность, формирование новых общественных
потребностей обусловили дальнейший шаг
в развитии философской проблематики.
Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистско-
Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всесторонее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия – это самосознающее мышление.
Атеизм (от греч. безбожный) форма отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира человека.
Бытие философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.
Дедукция вывод по рпавилам логики; цепь умозаключений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты ил просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок.
Ионийская философия – философия, развивавшаяся на Востоке – в ионийских городах Малой Азии; В целом для восточной, ионийской традиции были характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, оттесненность антрополдогической и этической проблематики.
Индукция умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Майевтика буквально – повивальное искусство с которым Сократ сравнивал свой метод философствования. Исходя из убеждения, что за неимением собственной мудрости, он не может чему-либо учить Сократ видел свою задачу в том, чтобы ставя все новые и новые вопросы в беседе побуждать других самим находить истину.
Материализм философское направление, исходящее из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойства материи, что мир и его закономерности познаваемы.
Материя философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. субстанция, основа всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем.
Релятивизм (от лат. относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличения зависимости процесса познания от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой, достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания.
Риторика - наука об ораторском искусстве
Сенсуализм (от лат. восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремиться вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму.
Скептицизм (от греч. рассматривающий, исследующий) античный, древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в до н.э. Скептики отвергали существование причины явлений, отвергали движение и возникновение, отрицали объективное, существование добра и зла; объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали философов других направленийкак догматиков и считали их глупцами.
Софизм (от греч. – хитрая уловка, измышление), логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении – лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от какой-то мнимой аргументации.
Софистика (от греч. умение хитроумно вести прения) 1. философское течение в Древней Греции, созданное софистами; 2) рассуждение (вывод, доказательство) основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Софисты – условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было синонимично слову «мудрый» и обозначало человека авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни.
Элейская школа одна из основных раннегреческих школ (конец VI – первая половина V в. до н.э.). Сложилась на греческом Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии. Теория познания Элейской школы отмечена рационализмом; онтология – строгим монизмом. Жестко противопоставляла мнение, основанное на чувственных «явлениях», «истине» или «знанию», основанному исключительно на разуме и проверяемому логическими рассуждениями. Все рациональное реально, все иррациональное (противоречивое) ирреально, законы бытия и законы мыщления тождественны. Основная аргументация Элейской школы: если нечто есть, то оно должно обладать свойствами (одно, непрерывно, вечно) выводимыми из самого понятия бытия.
Эмпиризм (от греч. опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.