Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:21, реферат
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма – это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях.
Введение
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимно дополняют друг друга, некоторые явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Определяющая черта ее характера – переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно – мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма – это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях. В случае отрицательного сальдо – явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении) и наоборот, в случае положительного сальдо – перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Если же положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары – бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания, то есть постижение Истины, самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, не нанесение вреда всему живому, отказ ото лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно и социально – дифференцирующим. Недаром в «Законах Ману» древней индии сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что «тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их, должен быть изгнан как безбожник».
Веды – древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. Вообще же Веды – откровение, священное знание открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2 – го 1 – й половине 1 – го тысячелетия до н.э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью старцев – мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в пятом веке до н. э.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – относят к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.
1.Истоки Индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия
Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата – Варши – Древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация зародилась несколько тысяч лет до нашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные границы – до десятков, а то и сотен тысяч лет. В необозримые исторические глубины уходят истоки и духовной культуры Индии, представленной многочисленными мифами, эпическими сочинениями, религиозными и предфилософскими учениями. Непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связанная с ним древняя религия – брахманизм (от имени Верховного Бога – Брахма).
В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа – гимны, восхваляющие богов; этот раздел Вед был адресован в первую очередь жрецам, отвечающим за исполнение гимнов во время богослужения. Самаведа – песнопения, которые адресовались в первую очередь угдатарам, жрецам которые отвечали за музыкальное сопровождение богослужений. Яджурведа – гимны, сопровождающие жертвоприношения, которой руководствовались ахварью – жрецы, обеспечивающие обряды всем необходимым. Атхарваведа – заклинания; этот сборник адресовался брахманам, верховным жрецам, которые осуществляли общее руководство богослужениями. Период их формирования оценивается очень противоречиво: от тысячи до десятков тысяч лет. Но можно определенно сказать, что Веды являются одним из самых древнейших письменных памятников человеческой мысли. Веды в Индии считаются священным писанием или откровением, которое записали древние мудрецы. Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Проблематика их весьма широка. Многие гимны по масштабу поднимаемых вопросов и методам их разрешения имеют философский характер. К каждой Веде примыкают несколько «собраний сочинений», написанных позднее. Во –первых, это книги, которые называются Брахманами, сборники комментариев и ритуальных текстов. Во – вторых , это Араньяки «лесные книги», т.е. наставления для лесных отшельников. И, в третьих , это Упанишады «сидеть у ног Учителя» это философские произведения, которые расцениваются как высшие сокровенные объяснения Вед. Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады формировались постепенно в течение длительного времени.
Значительное влияние на индийскую культуру оказали пураны – тексты религиозного характера, итихасы – исторические произведения и эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Особое значение для последующего развития философии имела одна из частей Махабхараты – Бхагаватгита «Песнь Бога», в ней аватар воплощение Бога Вишну Кришна разъясняет своему другу и ученику полководцу Арджуие важнейшие положения духовной философии и принципы йоги.
Развитие философских школ Древней Индии тесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев. Первоначальная ведическая религия ариев (племен, покоривших туземные народы Индостана) со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская высшая божественная троица: Ипдра – Сурья – Агни была вытеснена новой троицей: Брахма (Бог – творец ) – Вишну (Бог – хранитель миропорядка) – Шива (Бог – разрушитель ). Под влиянием неортодоксальных философских учений (джайнизм, буддизм, адживика) к концу первого тысячелетия до н.э. в лоне брахманизма нарастают изменения философского, этического и ритуального характера. В течение I тыс. н.э. брахманизм видоизменяется в индуизм, который в двух своих основных разновидностях (шиваизм и вишнуизм) сохранился до нашего времени почти без изменений.
Основополагающие
2.Периодизация
До сих пор в научной среде не сложилось единого мнения о периодах развития индийской мысли. Это связано, прежде всего, с затруднениями в датировках процессов формирования многочисленных школ и течений индийской философии. Поэтому указанные ниже периоды следует воспринимать с определенной долей относительности.
1) Ведический период: начинается в глубокой древности и завершается примерно в VI – V вв. до н.э. На протяжении этого периода формируется основная часть ведической литературы (Веды, Брахманы, Упанишады). Возникновение древних эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» некоторые востоковеды склонны относить так же далеко за VI в. до н.э. В это время в Древней Индии преимущественно развиваются мифологические, религиозные и предфилософские учения.
2) Классический период: VI – V вв. до н.э. это первая половина I тыс. н.э. Возникают и получают основательное развитие важнейшие школы индийской философии.
3) Постклассический или схоластический период: первая половина I тыс. н.э. 18 века. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода. Многие произведения этого этапа отличаются полемичностью и схоластическими наклонностями, хотя, конечно, есть и исключения.
4) Период неоиндуизма, или новейш
3.Общие черты Индийской философии
Долгое время индийская
Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты:
В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость. Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.
Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций.