Древняя индийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:21, реферат

Описание работы

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма – это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях.

Файлы: 1 файл

Философия древней индии.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

  • Санкхья и йога

Санкхья отрицает существование бога как творца мира. Классическая санкхья дуалистична. У мироздания два независимых источника: пракрити (природа, натура, материя) и пуруша (мировой дух, неизменный и самодостаточный). Бога как создателя нет: «Мир не создавался, следовательно, не было его создателя…» (Санкхья – карика, IV). Материя – это непроявленное. Она должна подвергнуться воздействию Пуруши, который сам, будучи бездействующим, побуждает пракрити к действию. В результате этого из пракрити выявляется то, что в ней было скрыто изначально. Особое внимание при этом санкхья уделяет разработке теории развивающейся материи, чье развитие порождает разнообразие живой и неживой природы.  
Йога очень близка санкхье по теоретическим рассуждениям, но постулирует наличие верховного божества Ишвары, понимая его как личное божество. Школа йоги подробно разрабатывает конкретные правила психического и физического тренинга, которые должны привести к совершенству и обретению покоя. Йога направлена на то, чтобы освободить нас от господства тела как проявления пракрити и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом пуруше путем йогической практики. Человеку следует освободиться от пяти видов страдания – авидья (незнание), асмита (страдание от отождествления «я» с разумом), рага (страдание от стремления к телесным наслаждениям), двеша (страдание из – за страха физической боли), абхинивеша (страдание из – за страха смерти). На освобождение направлены различные ступени йоги – джняна – йога (освобождение через знание), бхакти – йога (освобождение через любовь к богу), карма – йога (освобождение через бескорыстную деятельность), раджа – йога (освобождение через последовательность нравственных, физических, психических упражнений).

Раджа – йога – это йога самоуглубления и «растворение» себя в боге. Путь освобождения в раджа – йоге состоит из двух этапов. Первый из них (хатха – йога ) есть во – первых, воздержание от причинения зла живому, воздержание от лжи и неискренности, воздержание от воровства, воздержание от принятия даров, воздержание от чувственных наслаждений (яма); во – вторых, приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души – размышлениями о боге и положительными эмоциями (дружелюбие), привыкание к телесным страданиям (нияма); в – третьих, улучшение состояния тела статичными позами (80 поз), в которых надо находиться как можно дольше и уметь выходить (асана); в – четвертых, регулирование дыхания (пранаяма). На втором этапе происходит отключение чувств от внешних предметов (пратьяхара); приобретается умение сосредоточиться на каком – либо предмете (дхарана); правильное равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором сосредоточено внимание (дхьяна); и, наконец, происходит поглощение ума (читта) предметом сосредоточения (самадхи) как конечная ступень йогической практики.

 

  • Миманса

Представляет собой основанное на «Ведах» размышление над своим «я», трансцендентным знанием и Брахманом как высшей духовной реальностью. Не отвергая богов индийского пантеона, миманса отвергает бога-творца. Мироздание реально и вечно. Оно управляется безличным законом кармы, а не личностным божеством. Кроме тел в мироздании существуют и индивидуальные души, хотя всеобщей мировой души нет. Индивидуальная душа вечна, она одухотворяет материю. Душа не умирает со смертью тела, а продолжает свое существование по закону кармы, т.е. страдает. Важной составляющей мимансы являются ритуальные действия, цель которых – освобождение души от страдания.  

Парная с мимансой веданта, которую называют высшей мимансой (утрата – мимансой), также рассматривает Брахмана единственной подлинной сущностью. Существующий мир со всем многообразием вещей и животных производен от Брахмана. Абсолют открывается только тем, кто соблюдает ритуал, освобождается от мнимых радостей жизни. Видимый мир – продукт силы Брахмана. Эта сила – майя. Она иллюзорна, а, значит, иллюзорно и творение. Мир – это игра (лила) божества. Только на высшей ступени познания мы видим, что мир – это брахман. Он носитель трех атрибутов – бытия, сознания, блаженства. Человек также иллюзорен. Следовательно, иллюзорно чувственное познание, ум, логика. Лишь осознав иллюзорность всего видимого, своего «я», мира в целом, можно слиться с Брахманом.

 

Ведантой принято называть совокупность философских систем, которые интерпретируют представления, изложенные в Ведах. Представителем этой школы был мыслитель Шанкара, живший в 8 веке до нашей эры. Он считал что имеется лишь одно космическое начало 4 присутствующее в Ведах различие между брахманом и атманом представляет собой отражение различных аспектов этого начала: если брахман – это начало, взятое в его целостности, то атман – это начало , рассмотренное в связи  с индивидуальностью, отдельным человеком.  Между атманом и брахманом существует различие что и между фрагментом пространства и пространством в целом. На основе этих идей Шанкара приходит к выводу, что множественность вещей представляет собой иллюзию, которая возникает в результате того что человек не обладает подлинным знанием. Осознание единства атмана и брахмана это цель познания и залог спасения. Религию, признающую личного бога, Шанкара рассматривал как более низкую ступень познания. Религия несет в себе истину, однако в искаженном виде. Истинное же значение состоит в том,  что не существует ни отдельного персонифицированного бога, ни отдельных личностей и сущностей.

 

 

 

 

 

 

 

6.Буддизм яркий представитель неортодоксальной философской  школы древней индии

 

Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское  учение, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль. 
Основатель буддизма — царевич Сид дхартха Гаутама, получивший духовный титул «Будда» («Просветленный»), родился в Северной Индии в VI – V  веках до н.э. 
Основатель буддизма – Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни это «отшельник из рода Шакьев») – сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI – V  веках до н.э. До нас дошло множество красивых легенд о жизни Будды, в которых, однако, подлинные события нередко дополнялись некоторыми преувеличениями и мифологическими сюжетами, привнесенными последователями Благословенного. 
Известно, что с самого детства юный царевич был склонен к размышлениям о проблемах бытия. Позже, но одной из версий – в возрасте около тридцати лет, Сиддхартха, осознав непостоянство жизни и наполненность ее страданиями, отказывается от дворцовой роскоши и своего царского положения и становится отшельником. Спустя много лет он достигнет Озарения и раскроет причину человеческих страданий, а также другие великие тайны бытия. С тех пор отшельник Сиддхартха Гаутама получает духовный титул «Будда», что означает «просветленный» или «озаренный». До конца своих дней Гаутама Будда будет проповедовать дхарму – учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. В течение столетий миллионы людей найдут в нем своего духовного учителя.

 

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку», «Три корзины учения» это собрание  буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выделяют три раздела: 

1. «Винная – питака » (посвящена правилам поведения и принципам сангхи – буддийской общины); 

2. «Сутта – питака » (собрание проповедей и притч); 

3.  «Абхидхарма – питака » (посвящена философской проблематике учения Будды). 
 

Фундаментальными основаниями  буддизма являются «четыре благородные  истины». В кратком изложении  они выглядят так. 

1. Земная жизнь полна страданий  от непрерывных рождений и смертей. 

2. Страдания имеют причину. Она  заключается в жажде чувственной, материальной жизни, заставляющей человека рождаться в мире страданий вновь и вновь. 

3. Существует возможность прекращения  страданий благодаря просветлению  и отрешению от жажды чувственной, материальной жизни. 

4. Существует практический восьмеричный  путь достижения просветления, освобождения  от жажды материальной жизни  и достижения высшего состояния бытия – нирваны. Ступени этого пути: правильное распознавание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение и озарение (самадхи). 

Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положений, а из философских постулатов и личного духовно  
го опыта его основателя. Поэтому настоя- <<и будете страдать щий буддизм правильнее считать этико- пока'не преодоле-' философским учением, или, как иногда ете невежество», еще говорят, духовным Учением Жизни, Гаутама Будда 
хотя позже появились и чисто религиоз- '  
ные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощную философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются следующие положения: 

  1. Отрицание Бога как некоего личностного (антропоморфного) существа, сотворившего и управляющего миром.
  2. Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Впенричинпые («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.
  3. Нирвана — состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (метафизического) бытия. 
    Убеждение в существовании высших (надземных, духовных, трансцендентных, метафизических — то же самое) миров как особых состояний космического бытия. 
    Нирвана — олицетворение наивысших из этих состояний.
  4. Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.
  5. Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Переврплощепию подлежит не личная душа, а сверхличпый поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (па одну жизнь) комбинации дхарм или скандх (психоэпергетических элементов). Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.
  6. Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. Вместе с тем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпирический, в его европейском понимании, характер. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные (метара- циопальпые, или духовные) методы познания. Следует обратить внимание и па то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, ее познание предполагает высшие (метарациональные) способности сознания и значительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональный и чувственный опыт здесь недостаточен. 
     
  7. Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества (авидьи), преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в конечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сапгхи). 

Основные религиозно-фило- софские  течения 
в буддизме: 
•махаяиа — «Большая колесница» •хипаяпа — «Малая колесница» 
• ваджраяна — «Алмазная колесница». 
С течением времени в рамках буддизма появилось множество направлений и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма как этико-философского и религиозного учения: маха- яна — «Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм), хинаяна — «Малая колесница» (или так называемый Южный буддизм), ваджраяна — «Алмазная колесница». 
Основные философские школы: 
— Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа, Асвагхоша; 
— Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха, Дигпага; 
— Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра; 
— Сарвасти-вада (вайбхашика) — Катьяянипутра, Васумитра, Бхаданта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Веданта яркий представитель ортодоксальной философской школы древней индии

 

Веданта это религиозно философская  основа брахманизма. Брахманизмы утверждают что Веды это источник истинного  знания  о Боге и смысле жизни, знание о единстве Брахмана  и  Атмана. Основу веданты состовляет различие и противопоставление двух миров мира существования ( изменяемого, невечного) и мира реальности (неизменяемого, вечного).

Реальность имеет два полюса: субьективный Атман ( душа) и обьективный Брахман (молитва) , различия между которыми возникает лиш в мире существования.

Брахман это обсолютное единство всего  со всем. Атман это разум душа Брахмана. Атман – Брахман познающий  самого себя. Высший вид знания это  знания того что все есть Брахман  и того что Брахман есть Атман. Достижению такому знания мешает личная и мировая Авидья ( невежество).

 

Цель изучения веданты это постижения вечной природы реальности, или Брахмана, и разоблочения видимости Авидьи мира земных вещей. Реальность тоесть Брахман не знает борьбы никокого изменения и становления тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Брахман везде и по всюду. Все вещи зависят от него и заключаются в нем.  Природа брахмана невыразима и неопределима ибо нет ничего более высшего   и низшего  чем Брахман. Он - предел знания.  Авидья причина всех наших страданий. Только она мешает познать все как единство Брахмана и Атмана.

 

Смысл жизни человека. Человек может  пакарить  Авидью и познать реальность если вырветься из бесконечного круга  перевоплощений и освободиться от своей  кармы.

Информация о работе Древняя индийская философия