Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:21, реферат
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма – это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях.
Санкхья отрицает существование
бога как творца мира. Классическая санкхья
дуалистична. У мироздания два независимых
источника: пракрити (природа, натура,
материя) и пуруша (мировой дух, неизменный
и самодостаточный). Бога как создателя
нет: «Мир не создавался, следовательно,
не было его создателя…» (Санкхья – карика,
IV). Материя – это непроявленное. Она должна
подвергнуться воздействию Пуруши, который
сам, будучи бездействующим, побуждает
пракрити к действию. В результате этого
из пракрити выявляется то, что в ней было
скрыто изначально. Особое внимание при
этом санкхья уделяет разработке теории
развивающейся материи, чье развитие порождает
разнообразие живой и неживой природы.
Йога очень близка санкхье по теоретическим
рассуждениям, но постулирует наличие
верховного божества Ишвары, понимая его
как личное божество. Школа йоги подробно
разрабатывает конкретные правила психического
и физического тренинга, которые должны
привести к совершенству и обретению покоя.
Йога направлена на то, чтобы освободить
нас от господства тела как проявления
пракрити и растворить наш личный страдающий
дух как проявление пуруши в самом пуруше
путем йогической практики. Человеку следует
освободиться от пяти видов страдания
– авидья (незнание), асмита (страдание
от отождествления «я» с разумом), рага
(страдание от стремления к телесным наслаждениям),
двеша (страдание из – за страха физической
боли), абхинивеша (страдание из – за страха
смерти). На освобождение направлены различные
ступени йоги – джняна – йога (освобождение
через знание), бхакти – йога (освобождение
через любовь к богу), карма – йога (освобождение
через бескорыстную деятельность), раджа
– йога (освобождение через последовательность
нравственных, физических, психических
упражнений).
Раджа – йога – это йога самоуглубления и «растворение» себя в боге. Путь освобождения в раджа – йоге состоит из двух этапов. Первый из них (хатха – йога ) есть во – первых, воздержание от причинения зла живому, воздержание от лжи и неискренности, воздержание от воровства, воздержание от принятия даров, воздержание от чувственных наслаждений (яма); во – вторых, приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души – размышлениями о боге и положительными эмоциями (дружелюбие), привыкание к телесным страданиям (нияма); в – третьих, улучшение состояния тела статичными позами (80 поз), в которых надо находиться как можно дольше и уметь выходить (асана); в – четвертых, регулирование дыхания (пранаяма). На втором этапе происходит отключение чувств от внешних предметов (пратьяхара); приобретается умение сосредоточиться на каком – либо предмете (дхарана); правильное равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором сосредоточено внимание (дхьяна); и, наконец, происходит поглощение ума (читта) предметом сосредоточения (самадхи) как конечная ступень йогической практики.
Представляет собой основанное на
«Ведах» размышление над своим «я», трансцендентным
знанием и Брахманом как высшей духовной
реальностью. Не отвергая богов индийского
пантеона, миманса отвергает бога-творца.
Мироздание реально и вечно. Оно управляется
безличным законом кармы, а не личностным
божеством. Кроме тел в мироздании существуют
и индивидуальные души, хотя всеобщей
мировой души нет. Индивидуальная душа
вечна, она одухотворяет материю. Душа
не умирает со смертью тела, а продолжает
свое существование по закону кармы, т.е.
страдает. Важной составляющей мимансы
являются ритуальные действия, цель которых
– освобождение души от страдания.
Парная с мимансой веданта, которую называют высшей мимансой (утрата – мимансой), также рассматривает Брахмана единственной подлинной сущностью. Существующий мир со всем многообразием вещей и животных производен от Брахмана. Абсолют открывается только тем, кто соблюдает ритуал, освобождается от мнимых радостей жизни. Видимый мир – продукт силы Брахмана. Эта сила – майя. Она иллюзорна, а, значит, иллюзорно и творение. Мир – это игра (лила) божества. Только на высшей ступени познания мы видим, что мир – это брахман. Он носитель трех атрибутов – бытия, сознания, блаженства. Человек также иллюзорен. Следовательно, иллюзорно чувственное познание, ум, логика. Лишь осознав иллюзорность всего видимого, своего «я», мира в целом, можно слиться с Брахманом.
Ведантой принято называть совокупность философских систем, которые интерпретируют представления, изложенные в Ведах. Представителем этой школы был мыслитель Шанкара, живший в 8 веке до нашей эры. Он считал что имеется лишь одно космическое начало 4 присутствующее в Ведах различие между брахманом и атманом представляет собой отражение различных аспектов этого начала: если брахман – это начало, взятое в его целостности, то атман – это начало , рассмотренное в связи с индивидуальностью, отдельным человеком. Между атманом и брахманом существует различие что и между фрагментом пространства и пространством в целом. На основе этих идей Шанкара приходит к выводу, что множественность вещей представляет собой иллюзию, которая возникает в результате того что человек не обладает подлинным знанием. Осознание единства атмана и брахмана это цель познания и залог спасения. Религию, признающую личного бога, Шанкара рассматривал как более низкую ступень познания. Религия несет в себе истину, однако в искаженном виде. Истинное же значение состоит в том, что не существует ни отдельного персонифицированного бога, ни отдельных личностей и сущностей.
6.Буддизм яркий представитель неортодоксальной философской школы древней индии
Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское
учение, оказавшее огромное влияние па
мировую философскую мысль.
Основатель буддизма — царевич Сид дхартха
Гаутама, получивший духовный титул «Будда»
(«Просветленный»), родился в Северной
Индии в VI – V веках до н.э.
Основатель буддизма – Гаутама Будда
(Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни
это «отшельник из рода Шакьев») – сын
царя (раджи) одного из древних индийских
княжеств, находившегося на севере современной
Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни
Будды большинством ориентологов относится
к VI – V веках до н.э. До нас дошло множество
красивых легенд о жизни Будды, в которых,
однако, подлинные события нередко дополнялись
некоторыми преувеличениями и мифологическими
сюжетами, привнесенными последователями
Благословенного.
Известно, что с самого детства юный царевич
был склонен к размышлениям о проблемах
бытия. Позже, но одной из версий – в возрасте
около тридцати лет, Сиддхартха, осознав
непостоянство жизни и наполненность
ее страданиями, отказывается от дворцовой
роскоши и своего царского положения и
становится отшельником. Спустя много
лет он достигнет Озарения и раскроет
причину человеческих страданий, а также
другие великие тайны бытия. С тех пор
отшельник Сиддхартха Гаутама получает
духовный титул «Будда», что означает
«просветленный» или «озаренный». До конца
своих дней Гаутама Будда будет проповедовать
дхарму – учение о преодолении земных
страданий и достижении нирваны. В течение
столетий миллионы людей найдут в нем
своего духовного учителя.
Философские тексты, написанные самим
Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал
в форме устных бесед, притч и наставлений.
Позже ближайшими учениками некоторые
из них были записаны и составили «Трипитаку»,
«Три корзины учения» это собрание
буддийских канонических текстов. В «Трипитаке»
выделяют три раздела:
1. «Винная – питака » (посвящена правилам
поведения и принципам сангхи – буддийской
общины);
2. «Сутта – питака » (собрание проповедей
и притч);
3. «Абхидхарма – питака » (посвящена
философской проблематике учения Будды).
Фундаментальными основаниями
буддизма являются «четыре благородные
истины». В кратком изложении
они выглядят так.
1. Земная жизнь полна страданий
от непрерывных рождений и
смертей.
2. Страдания имеют причину. Она
заключается в жажде
3. Существует возможность
4. Существует практический
Учение Будды в первоначальном,
чистом виде не является религией, так
как исходит не из религиозных положений,
а из философских постулатов и личного
духовно
го опыта его основателя. Поэтому настоя-
<<и будете страдать щий буддизм правильнее
считать этико- пока'не преодоле-' философским
учением, или, как иногда ете невежество»,
еще говорят, духовным Учением Жизни, Гаутама
Будда
хотя позже появились и чисто религиоз-
'
ные версии буддизма. Этические идеи Будды
опираются на мощную философскую платформу
(онтологию, антропологию и гносеологию),
краеугольными камнями которой являются
следующие положения:
Основные религиозно-фило- софские
течения
в буддизме:
•махаяиа — «Большая колесница» •хипаяпа
— «Малая колесница»
• ваджраяна — «Алмазная колесница».
С течением времени в рамках буддизма
появилось множество направлений и философских
школ, во многих из которых идеи учения
Будды претерпели существенные изменения.
В позднем буддизме выделяют около 30 школ.
Важнейшие направления буддизма как этико-философского
и религиозного учения: маха- яна — «Большая
колесница» (или так называемый Северный
буддизм), хинаяна — «Малая колесница»
(или так называемый Южный буддизм), ваджраяна
— «Алмазная колесница».
Основные философские школы:
— Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа,
Асвагхоша;
— Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха,
Дигпага;
— Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара,
Яшомитра;
— Сарвасти-вада (вайбхашика) — Катьяянипутра,
Васумитра, Бхаданта.
7.Веданта яркий представитель ортодоксальной философской школы древней индии
Веданта это религиозно философская основа брахманизма. Брахманизмы утверждают что Веды это источник истинного знания о Боге и смысле жизни, знание о единстве Брахмана и Атмана. Основу веданты состовляет различие и противопоставление двух миров мира существования ( изменяемого, невечного) и мира реальности (неизменяемого, вечного).
Реальность имеет два полюса: субьективный Атман ( душа) и обьективный Брахман (молитва) , различия между которыми возникает лиш в мире существования.
Брахман это обсолютное единство всего со всем. Атман это разум душа Брахмана. Атман – Брахман познающий самого себя. Высший вид знания это знания того что все есть Брахман и того что Брахман есть Атман. Достижению такому знания мешает личная и мировая Авидья ( невежество).
Цель изучения веданты это постижения
вечной природы реальности, или Брахмана,
и разоблочения видимости Авидьи
мира земных вещей. Реальность тоесть
Брахман не знает борьбы никокого
изменения и становления
Смысл жизни человека. Человек может пакарить Авидью и познать реальность если вырветься из бесконечного круга перевоплощений и освободиться от своей кармы.