Древняя индийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:21, реферат

Описание работы

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма – это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях.

Файлы: 1 файл

Философия древней индии.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основополагающие понятия Индийской философии

 

Авидья – незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших  истин бытия.

 

Атман – высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский – как некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: индивидуализированный – как высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив – Атма ) – Высший Бог, находящийся в глубинах субъективности каждого человека.

 

Брахман – понятие, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется все мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин – Пара – Брахма (Парабраман), что буквально означает «за пределами Брахмы».

 

Джива – в широком значении божественная душа человека или искра жизни. В определенном смысле соответствует европейскому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива или Джив – Атма обозначает единое вселенское жизненное начало духовного свойства.

 

Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

 

Карма – закон воздаяния, в широком  смысле понимаемый как рок или  судьба. В философских учениях  карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно – следственных связей, по которому каждое существо рано или поздно настигают последствия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний. От кармы зависят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

 

Лока – область, место, сфера, мир. В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров или сфер) – три локи, семь лок, четырнадцать лок. Таким образом выражается представление о существовании множества миров – материального земного и духовных надземных.

 

Майя – иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман – Атман ). Ее достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара.

 

Мукти – освобождение от сансары  и власти земной кармы. Мукти –  во многом смысловой аналог понятия  «мокша», которое, в свою очередь, близко буддийскому термину «нирвана».

 

Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход нирваны т.е. того, кто достиг нирваны в сферы высшего надземного бытия. Из – за буквального понимания корневой основы слова «угасание», «затухание» нередко ошибочно трактуется как «полное угасание всякой жизни». В действительности для посвященных буддистов это означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному, земному бытию.

 

Пракрита – материальная природа как противоположность духовной природы (Пуруши).

 

Пуруша – духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека – «небесный  человек»; иногда – высшее духовное «Я» человека.

 

Сансара – круг постоянных странствований, или перевоплощений человеческой души. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия (локи), существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мир и возрождается в новом теле. Этот цикл повторяется бесчисленное количество раз до тех пор, пока не будет достигнуто освобождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Философские школы древней Индии

 

К шестому  веку до нашей эры  в  Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны – появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, а следовательно верили в существование Бога, бессмертия души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Вторая группа – это неортодоксальные школы не признающие авторитет Вед или критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени уже приобрел формально – ритуальный  догматический характер.

 

5.1Неортодоксальная школа индийской философии

 

  • Джайнизм

Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана жил в VI в. до н. э., более точной даты нет, происходил из богатого рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману называют также Джина (Победитель – имеется в виду победитель над круговоротом перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно в V в. н. э. был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.

Джайнистское  учение, в котором как и в других индийских системах религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог – это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог – творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение  души из-под влияния кармы и  самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое  внимание разработке этики, традиционно  называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от самсары – сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайинстской этики. В этических принципах, разработанных, прежде всего для членов джайиистсквх общин, подробно изложены различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в частности, принципы не причинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также различные умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива – аджива ), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве времени. Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания, которые касаются жизни и – свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные с личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира нашей Земли.

С течением времени в джайнизме  сформировалось два направления, которые  отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

 

  • Буддизм

Буддизм – религиозно философское  учение, о духовном пробуждении возникшее около шестого века до нашей эры. Одна из современных мировых религий. Противоположен веданте, так как утверждают способность человека к самостоятельному освобождению. Этическая концепция буддизма состоит в том, что все, что выходит за пределы этики, буддисты отказываются обсуждать. Пока человек отягощен земными заботами он находится в состоянии неведения, что ему нужно делать, что бы достигнуть совершенства.  Основная проблема для человека это поиск истинного пути для спасения.

 

  • Вайбхашика 

Школа Вайбхашика следовала «Вибхаше». Отвергала авторитет сутр и следовала точке зрения Вибхаше. Опиралась на опыт, т.е. знание, полученное в результате непосредственного контакта с объектом. Опыт основывается на восприятии органов чувств. Любое суждение невозможно, вне чувственного познания. Опыт основывается на чувстве. Объекты разделяли на: 1 воспринимаемые и выводимые; 2 чувственные и мысленные. Постоянными являются элементы, лежащие в основе субстанции. Причина и следствие относятся к двум сторонам одной и той же вещи. Вода – будет являться общей субстанцией для льда и капли. Считали, что причина не исчезает, а всего лишь изменяет своё название. По положению школы допускается реальное существование элементов. Признают реальность внешнего мира. Объекты разделяют на внешние – принадлежащие к элементу и внутренние – внутренний  интеллект человека. Первичные субстанции состоят из первичных атомов, т.е. материальных объектов воспринимаемых органами чувств – комбинацией 4 – х элементов: цвет, запах, вкус, осязание – что в свою очередь делится на первичные атомы. Инструмент познания – восприятие (целостное видение объектов) и их ощущение. Восприятие + ощущение = ориентировку в окружающем мире. Восприятие – даёт истину, свободную от всякого измышления (выдумывания). Необходимо умозаключение – некое умственное действие, связывающее в ряд мысли. Будда является человеком, достигшим ограниченной нирваны, и после смерти – окончательной нирваны. Считают, что божественное качество Будды – это интуиционная истина.

 

  • Саутрантика

Философская школа буддизма хинаяны  – школа Саутрантика. Во II – III веке нашей эры Саутрантика отделилась от буддийской школы Вайбхашика. Причиной отделения стало признание не всех трех, а только двух первых разделов Типитаки. Саутрантика под влиянием Махаяны отрицает аутентичность Абхидхарма. Такое сложившееся положение в буддизме привело к появлению ряда новых школ, которые проповедуют смесь идей махаяны и хинаяны.  
Основная черта Саутрантика – это критическое отношение к схоластическому реализму, проповедуемому школой Вайбхашики. В Саутрантике считается, что реальность – это только мгновение, а длительное существование – это всего лишь номинальность. В отличие от Вайбхашики Саутрантика полностью отвергает существование будущих и прошлых дхарм, подтверждая только существование дхармы настоящего времени. Из этого положения можно сделать вывод, что понятия исчезновения и возникновения – это не бесконечное движение по ступеням, а реальное исчезновение и реальной возникновение.  
Философская школа Саутрантика допускает существование абстрактной организации, которая выполняет функции души в теле человека.

 

  • Чарвака – локаята

Основателем этой индийской школы  считался мудрец Брихаспати. Материалистическое учение локаята отрицает существование внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров, кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии. Коль скоро логическое осмысление не проявленных объектов невозможно, а умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное доказательство существования духовных категорий несостоятельно. Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия объекта. Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки материализма (то, что невидимо – не существует) сама по себе недоказуема, а является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия элементов, составляющих человека, подобно тому, как пьянящее свойство алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных компонентов. Существовало несколько направлений локаяты, одно из которых рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»), другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее считается таким же смертным, как и физическое тело. Этические нормы учения основаны на конечности земного существования: человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и изучение “Вед” считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и импотентов. С другой стороны, последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлемыми.

 

5.2Ортодоксальная школа индийской философии

 

  • Ньяя и вайшешиека это две школы, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом. Их учение заметно отличались от атомистических учений, созданных в древней Греции. Дело в том, что вайшешники полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Школа ньяя известна так же созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношения общности, отношения особенности, отношения присущности и небытие. Хотя число категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти любопытные соответствия. Основной же целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах ввода.

Информация о работе Древняя индийская философия