Дух русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Ключи к тайне русской души европейцы начали подбирать давно, ещё Канту казалось, что Россия не проявила себя на столько, чтобы можно было делать выводы о её национальном характере. Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Лосский Н.О. Характер русского народа.
1.1.Доброта-первичное свойство русского народа …..………………………6
1.2.Даровитость русского народа .……………………………………………10
1.3.Свобода русского духа………………………………………………………12
2.Русская идея как помощь в раскрытии русского духа………………………13
3.Россия-неизвестная земля(И. Ильин,В.Соловьёв)….……………………16
4.Сказочный взгляд на Россию ...………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

ьМинистерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  «Российский государственный 

 профессионально-педагогический  университет»

 

Институт искусств

Кафедра философии и культурологии

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«ФИЛОСОФИЯ» на тему:

Дух русского народа

 

 

 

Выполнил студент

гр. Кт-111 ПСДО

Мохнашина Ю.В.

 

Проверил преподаватель

 

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Лосский Н.О. Характер  русского народа.

1.1.Доброта-первичное свойство  русского народа   …..………………………6

1.2.Даровитость русского  народа   .……………………………………………10

1.3.Свобода русского духа………………………………………………………12

2.Русская идея как помощь  в раскрытии русского духа………………………13

3.Россия-неизвестная земля (И. Ильин, В. Соловьёв) ….……………………16

4.Сказочный взгляд на  Россию ...………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Ключи к тайне русской души европейцы начали подбирать давно, ещё Канту казалось, что Россия не проявила себя на столько, чтобы можно было делать выводы о её национальном характере. Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. Пытаясь дать характеристику русских людей, приходится говорить о тех общих свойствах, которые чаще всего встречаются у русских и поэтому выразимы в общих понятиях. Эти общие свойства представляют собой нечто вторичное, производной из индивидуальной сущности каждого отдельного лица, но все же они заслуживают исследования, потому что дают представление о том, с какими чертами характера можно встретиться в среде русского народа.

          Самая увлекательная, но и трудная, не всегда разрешимая задача состоит в том, чтобы найти такое основное свойство, из которого вытекают два противоположных свойства, так что отрицательное свойство есть как бы оборотная сторона той же медали, у которой лицевая сторона - положительная.

           Мировая война и большевистская революция дали новую пищу для размышления о русской душе. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачи, место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.

            Россияне обладают особенным и независимым менталитетом. Патриотизм - великое чувство русского человека. К сожалению, с недавних пор многие приравнивают патриотизм к расизму. Эта проблема актуальна в наше время. Я считаю, что патриотизм-это не только борьба за то, чтобы только русские могли жить в России, а это любовь к Родине как к большому понятию, это Русская земля, природа, её культурное богатство...

              Среди многообразия мотивов и ведущих тем русской философии таких как соборность, всеединство, русский космизм тема русская идея имеет особое значение. Можно назвать десятки имен и не менее полусотни книг и статей, которые уже в названии содержат такое понятие и концептуальную программу. Как может быть постигнута, понята и выражена русская идея? Существует множество синонимов, которые характеризуют, разграничивают наши представления, смысловые значения понятия русская идея. Это - судьба России, душа России, русский характер, русская культура, русское сознание и многие другие. Тем не менее, понятие Русская идея стало интегральным выражением множества смысловых характеристик. Эта тема существует столько же столетий, сколько их насчитывает русская культура. Еще в Слове о Законе и Благодати митрополита Иллариона, в Поучении Владимира Мономаха отчетливо намечены основные контуры русской идеи.

            Для меня одним из примеров широты русской души, огромной любви к Родине послужили слова, выцарапанные на скале в г. Горячий Ключ людьми, проходившими там реабилитацию после аварии на Чернобыльской АЭС:

Россия - ветер,

Россия - буря,

Одну на свете

Люблю такую!

              Русская душа всегда была загадкой для европейцев, да и для нас она отчасти остается тайной, ведь русская душа многогранна и неповторима.

             Выбором темы Дух русского народа, я хочу напомнить нашему поколению о силе и стойкости, широте и красоте русской души. Ведь мы начинаем забывать о своих традициях, духовных ценностях, ориентируясь на Запад.

              Цель - раскрыть понятие заданной темы, анализ источника, критика на тему реферата.

               Задачи - расширение и углубление знаний, сбор и обработка информации по теме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Лосский Н. О. Характер русского народа

1.1 Доброта - первичное  свойство русского народа

            К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанною с нею религиозностью народа. В Дневнике писателя Достоевский дает конкретный образ доброты, рассказывая о том, как в девятилетнем возрасте он пошел в лес за грибами и, забравшись в чашу кустарника, вдруг услышал крик Волк бежит! Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. Это был наш мужик Марей, - мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в темно-русой окладистой бороде. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за соху, а другой за его рукав, то он разглядел его испуг.

- Волк бежит! - прокричал  я, задыхаясь.

Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновение почти мне поверив.

- Где волк?

- Закричал… Кто-то закричал  сейчас: Волк бежит… - пролепетал  я.

- Что ты, что ты, какой  волк, померещилось; вишь! Какому тут  волку быт

ь! - бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун, и должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с

беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

- Ишь ведь испужался! - качал он головой. - Полно, родный.

Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

- Ну я пойду, - сказал  я вопросительно и робко смотря  на него.

- Ну и ступай, а я-те в след посмотрю. Уж я тебя волку не дам! - прибавил он, все так же матерински мне улыбаясь. - Ну Христос с тобой; ну ступай, - и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, все стоял со своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался.

          В этой картинке прекрасно изображена душевная мягкость русского человека, одинаково часто встречающаяся и у простолюдина, и во всех слоях общества. Говорят иногда, что у русского народа - женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, народ создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нем особенно примечательное сочетание мужественной природы с женственною мягкостью. Кто жил в деревне и вступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме живые воспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.

             Солдаты Советской армии нередко вели себя отвратительно - насиловали женщин, грабили все что нравится им. Не только солдаты, даже офицеры отнимали у всех часы. Интересно однако наблюдение профессора психологии Братиславского университета в Словакии. Он встретил Советскую армию в деревне, где жили его родители, и близко наблюдал поведение русских солдат. Они ведут себя, как дети, говорил он, награбят много часов, а потом и раздают их направо и налево.

              Доброта - одно из основных свойств русского народа: поэтому даже и бесчеловечный режим советской власти не искоренил их. Об этом свидетельствуют иностранцы, наблюдавшие за жизнью в СССР. Австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944-1949 гг., написал книгу Народ, разучившийся улыбаться. Он говорит, что, живя вблизи Можайска, пленные поняли, какой особый народ русский. Все рабочие, а в особенности женщины относились к нам, как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше бельё и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что русские сами жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убавить в них желание помогать нам, их вчерашним врагам.

              Доброта русского человека свободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и от фарисеизма: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя. Л.Толстой в Анне Карениной превосходно изобразил характер князя Щербатова, непосредственно доброго человека, и его насмешливое отношение к поэтизму М ме Шталь. Дочь его Кити говорит Вареньке, воспитательнице госпожи Шталь: Я не могу жить иначе, как по сердцу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня. Жизнь по сердцу создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности. Жизнь по сердцу, а не по правилам выражается в индивидуальном отношении к личности всякого другого человека. Отсюда в русской философии вытекает интерес к конкретной этике в противовес к законнической этике. Примером может служить Оправдание добра Валентина Соловьева, книга Вышеславцева Этика Фихте, Бердяева Назначение человека, Н.Лосского Условие абсолютного добра.

               У русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных, уничижительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены и разнообразны. Велико богатство для личных имен: Иван - Ваня, Ванюша; Мария - Маня, Маша, Маничка, Машенька, Машутка. Многие не личные имена могут приобретать форму, ласкательную, уменьшительную, увеличительную, уничижительную, напр., дом - домик, домище, домина, домишко. Уменьшительно-ласкательные имена могут быть образованны весьма различными способами, напр., головка, головушка, камешек, кораблик, кружок, чемоданчик, волосок, волосочек. Не только от существительных, и от других частей речи существуют ласкательно-уменьшительные формы, напр., прилагательные маленький, рад-радешенек, наречия - рядышком, прямехонько.

              У положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желание мира, добрых отношений с людьми во что бы то ни стало. Русские крестьяне лгут иногда из любезности, говорит Легра, ссылаясь на наблюдения Г. Норманна. Надо заметить еще, что источником русской лжи человека может быть слишком большая живость воображения, о которой будет сказано в главе Даровитость русского народа. О русском вранье Достоевский написал целую статью, очень насмешливую: у нас, говорит он, в огромном большинстве лгут из гостеприимства, хочется произвести эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, ну лгут, даже, так сказать, жертвуя собою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Даровитость  русского народа

          Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.

          Основное свойство русского народа, искание абсолютного добра, есть источник разнообразия опыта и разносторонности упражнения различных способностей. Отсюда естественно возникает богатое развитие духа и обилие дарований.

          К Западноевропейской культуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила ее настолько, что начала творчески проявляться в этой области. Уже в XVIII веке появился такой многосторонний гений, как Ломоносов, сын крестьянина рыбака, родившийся в самых суровых условиях жизни вблизи Белого моря. Девятнадцатый век весьма богат выдающимися учеными во всех областях знания, такими как: математики Лобачевский, М. В. Остроградский, физик Лебедев, открывший давление света, П. Л. Капица, химики Менделеев, Ипатьев, В. И. Вернадский (биосфера и ее законы), Докучаев, основатель науки почвоведения, физиолог И. П. Павлов. С. Н. Виноградский, историки Карамзин, С. М. Соловьев, Ключевский, философ В. С. Соловьев. Убедительным доказательством высокого уровня русской науки во всех областях могут служить достоинства статей в русском Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. После большевистской революции во всех школах всех стран дети русских эмигрантов по способностям и успехам оказывались среди первых учеников.

          Любовь к красоте и утонченное восприятие ее сказывается у русского народа в том, как способны видеть красоту природы даже и совершенно необразованные люди. Щедрин рассказывает о своей беседе с отставным солдатом, семидесятилетним стариком, который шел на Афонии, между прочим, заговорил о чудесах. Нет того на свете знамения, которое бы, по Божьему произволению, случиться не могло! Только заверить трудно, потому как для этого надобно самому большую простоту в сердце иметь, - тогда всякая вещь сама тебе объявится. Иной человек ума и преизбыточного, а идет, примерно хоть по полю, и ничего не замечает. Потому как у него в глазах и ширина, и долина, и высь, и травка, и былие - все обыдень-дело… А другой человек, умом не злокозненным, сердцем бесхитростно действующий, окроме ширины, и долины, и выси, слышит тут гласы архангельские, красы бестелесные зрит. Пташка Божия тебе песенку поет, ветерочки мягкие главу остужают, листочки звуками тихими в ушах шелестят… и столько становится для тебя радостно и беззаботно, что даже плакать можно! 

Информация о работе Дух русского народа