Духовная жизнь общества. Ценности, их роль в жизни общества и Человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Содержание работы

Введение.
1. Духовное, его место и роль в жизни.
2.Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях.
2.1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.
3.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
3.2. Другая мировая религия - ислам
3.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
3.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

МОЯ ФИЛОСИФИЯ!.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал) ОУП ВПО

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

в. г. Севастополе 

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему «Духовная жизнь  общества.

Ценности,их роль в жизни общества и

     Человека»

 

 

Выполнил:

студент группы 1Э 3Б

Глазова Е. А.

Проверил:

Денисова О.В.

«_______»

«___»_______2013

 

                                              

                                            г. Севастополь

                                                       2013

Содержание.

Введение.

1. Духовное, его место  и роль в жизни.

2.Проблемы жизни и смерти  и отношение к смерти в различные  исторические эпохи и в различных  религиях.

2.1. Измерения проблемы  жизни, смерти и бессмертия. 
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.

3.1. Христианское понимание  смысла жизни, смерти и бессмертия

3.2. Другая мировая религия  - ислам 

3.3. Отношение к смерти  и бессмертию в буддизме

3.4. Концепции жизни, смерти  и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение.

 

Духовная жизнь общества в настоящее время считается  одной из самых актуальных и популярных тем. В наше время большинство людей больше заботит их финансовое положение, получение как можно большей прибыли и их не очень то волнуют остальные сферы его жизни.

В жизни человека есть главные 4 составляющие сферы, такие как :

- Биологическая, т. е. его физическое состояние

- Психологическая, это его переживания, внутреннее состояние

- Социальная , его общение, роль в жизни общества

И – Духовная, это подразумевается  не только его личное общение с  его Высшей Силой, но и своего рода всевозможные духовные принципы, понимание  и т. д.

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.

Здесь рождается и реализуется  дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни  общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

 

 

 

 

 
   



 

 

 

 

1. Духовное, его место и роль в жизни.

Духовная сфера общества достаточно многогранна. К ней относят весь мир идеального: совокупность различных знаний, идей, идеалы, принципы, типы мировоззрения, искусства, образование, воспитание, их отражения в сознании и поведении людей, различные отношения, учреждения (музеи, театры, галереи и другие организации, институты и институты).

Эта сфера возвышается  над экономическим и социально-политической жизнью, достаточно удаленной от материальной жизни и несет его влияния  в опосредованном виде . Несколько ближе ее связь с политическими я явлениями и процессами. Она имеет относительную самостоятельность, в ней постоянно проявляется творческий потенциал духа, общественного сознания.

Если духовное рассматривается  с точки зрения его содержания, особенностей, наличия в нем внутренних процессов, тогда употребляют понятие "общественное сознание", которое не сводится к сумме сознаний отдельных людей, а включает лишь черты, которые являются общими и характерными для людей определенных групп или всего общества . Эти черты формируются под влиянием условий жизни и деятельности людей, а также социальных и информационных процессов, роль которых возрастает.

Общественное сознание имеет  свое содержание, структуру, закономерности функционирования и развития .По своему содержанию она является отражением общественного бытия .Как и сознание в целом, выражает определенное отношение к действиям ясности, социальных потребностей и интересов Осознание последних способствует направлению деятельности людей на достижение поставленных целей.

Общественное сознание делится за субъектами выражения на: индивидуальную; коллективной (групповой); классовую; национальную; всего общества

По формационным признакам: первобытнообщинная сознание; рабовладельческая сознание; феодальная сознание; капиталистическая сознание; социалистическое сознание;

По цивилизационным подходом: сознание цивилизаций Майя; сознание Цивилизаций ацтеков; сознание цивилизаций  инков; сознание древнегреческой цивилизации; сознание древнеримской цивилизации  и и др.;

По историческим эпохам: сознание эпохи Возрождения; сознание эпохи Реставрации; сознание эпохи  Просвещения; сознание эпохи Нового времени и т.д.

Духовная жизнь включает в себя и духовное производство, охватывает собой всю многогранную деятельность людей по производству, распределению, обмена, потребления  и хранения духовных ценностей (идей, представлений, Научных знаний, идеалов и т.п.), осуществляемых с помощью определенных социальных институтов .Сюда относят образование, идейное, нравственное, религиозное, эстетическое, правовое воспитание Некоторые из философов относит сюда дух т а др., вкладывая в это разный смысл, а также различные формы, средства привлечения людей к духовной культуре, которые функционируют во взаимосвязи с другими видами общественного производства, представляют собой процесс формирования и удовлетворения духовных потребностей и производства общественного сознания.

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что  общественное бытие определяет общественное сознание .Однако не абсолютизирует этого, поскольку общественное сознание имеет свою относительную самостоятельность, и поэтому в может осуществлять обратное влияние на него Абсолютизация общественного бытия или общественного сознания не оправдана еще и потому, что жизнедеятельность человечества является достаточно сложным и противоречивым процессом единения материального и духовного (идеального). Будучи относительно самостоятельными, они взаимно дополняют друг друга . Поэтому общественное сознание не только отражает мир, но и творит его, осуществляя опережающего, прогностическую функцию по общественным бытием.

 

Ее роль проявляется в  социальной активности Теории, идеи и  др., отражая интересы людей, воплощаются  в практику Регулятивный характер общественного  сознания проявляется и в ее целенаправленном в влиянии на общественную практику путем мобилизации духовной энергии  людей .Это, в свою очередь, создает условия для функционирования общественного сознания как социально-преобразующей силы, влияет на активно-творческую деятельность людей, формирует мировоззрение и идеалы Поэтому развитие общественного сознания должна рассматриваться как важное условие осуществления многоплановых задач, и как важный фактор прогресса.

Однако формирование и  обогащение общественного сознания является не только целью, но и предпосылкой осуществления многогранных задач, поиском путей разрешения противоречий общественного развития.  Если идеи овладевают во массами, становятся материальной силой, то они выступают движущей силой общественного прогресса. А ценности общественного сознания, их формирования и функционирования становятся инструментами регулирования общественно развития.

Общественная, коллективная (групповая) и индивидуальное сознание всегда находятся в диалектическом единстве, поскольку у них общий  объект отражения (бытие людей), хотя и они не тождественны . Индивидуальная ведомость конкретная, многогранна, включает в себя особенности, которые формируются спецификой ее бытия характерно и то, что она включает в себя не только знания, но и отношение к бытию, деятельности и нее жизни.

Относительно общественного  сознания, то она составляет не просто сумму индивидуальных сознаний, а  что-то другое по сравнению с индивидуальным сознанием Она отражает мир глубже и полнее, однако абстрагируется е  ид конкретных свойств, вбирая в себя существенное. Этим она как возвышается над индивидуальным сознанием .И все же индивидуальное сознание с ее многогранностью, что составляет сущность духовности и личности, достаточно важным условием формирования ценностей духовной культуры.

Следует сказать и о  личной духовной жизни, основу которого составляет его духовный мир (духовные ценности, мировоззренческие ориентации и т.п.) Однако он тоже невозможен вне  духовной жизнью общества

Общественное сознание проявляется в двух ипостасях: в от вычислительной и активно-творческой, Она отражает общественное бытие только при условии его одновременного активно-творческого преобразования Функция опережает  отражение сознания лучше всего реализуется в ее отношении к общественной жизни, постоянно прогрессирует время идеи все больше опережают существующий состояние развития общества .

Так, общественное сознание может открывать, оценивать общественное бытие, его содержание, прогнозировать и через практическую деятельность людей преобразовывать его

Однако, при определенных условиях общественное сознание способна выполнять и роль деструктивной силы, тормозить общественное развитие. Это зависит от того, насколько те или иные идеи адекватные национальным и общем человеческим ценностям, насколько могут раскрыть духовный потенциал личности. Любые реформы, изменения не подкреплены общественным сознанием, не могут дать ожидаемых результатов.

 

Общество всегда выступает  как материальная реальность, а общественное сознание, будучи духовной реальностью, тоже выступает составляющей общественного  бытия, поскольку является данностью  сознания каждого индивида И всё это же общественное бытие и общественное сознание отличные и относительно самостоятельные Если на первых этапах развития человечества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то позже этот процесс стал опосредственным, (через государство, политику и т.д.), а влияние сознания на бытие набрало непосредственный характер.

Идеи, теории не возникают  на пустом месте, а формируются, развиваются  на основе духовной культуры прошлого и непрерывного развития человечества Носителями общественного сознания являются социальные группы, сообщества,, конкретные личности и др. То есть она  способна существовать только в индивидуальном (через индивидуальное сознание), а  последняя является духовным миром  каждой личности.

Развитие общественных отношений  всегда обусловливало рост роли их субъектов в дальнейшем обогащении духовной жизни общества Поэтому исследование этой проблемы объясняется еще и осуществлением разработок н нетрадиционных подходов к путям их решения (возрождение национального в культуре и духовности, его сближение с общечеловеческим на основе постоянной интеграции общественной жизни, необходимостью становления новой духовности, нового менталитета людей, культуры, мышления, сознания; становление новых путей формирования, воспитания людей, которые по-новому могли реализовывать духовный потенциал, переосмыслить классические парадигмы духовной жизни).

Главная задача заключается  в том, чтобы создать необходимые  условия для надлежащего освоения человеком всего потенциала национальной и мировой духовности и культуры Важно создать и необходимые условия для всесторонней самореализации духовно-культурных ценностей и собственных сущностных сил.

Каково же соотношение  между общественной и индивидуальной сознаниями? м зарождению, функционированию, характера бытия и исторической миссии) явление Это атрибут общества Она сопоставима с общественным бытием и реализуется в системе "человек - деятельность - общение - общество - история - язык - культура ", находится в развитии, постоянном приобщении все новых индивидов к шедеврам истории.

Вне человечеством индивид  не мог бы (не может) мыслить по-человечески Когда в условиях общественной жизни (общение) люди учатся познавать мир, они с помощью языка и высказывают свои идеи, что выводит их и индивидуальное сознание на уровень общественного бытия Индивид и его сознание конечные во всем, а в системе общества (в пределах Существование человечества) набирают бессмертие Общественное сознание, которая в конце счета производится мозгом индивида, теперь включена (включается) в контекст социального бытия и в течение жизни влияет на индивида.

Любое сознание нельзя вывести  только по отражению объектов есть только отношение \"субъект - объект\" не может породить сознание Для этого субъект должен быть включенным в сложную систему (сплошь ьне жизни) Все, кто приходит в этот мир, должны следовать духовную культуру, чтобы получить человеческую сущность и научиться мыслить по-человечески В ходе этого люди вступают в диалог с общественным сознанием, щ в противостоит им объективно Для того, чтобы ее изменить, сначала следует ее освоить.

Информация о работе Духовная жизнь общества. Ценности, их роль в жизни общества и Человека