Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:15, реферат
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Введение.
1. Духовное, его место и роль в жизни.
2.Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях.
2.1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.
3.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
3.2. Другая мировая религия - ислам
3.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
3.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку.
Заключение.
Список используемой литературы.
Рассмотрим данные проблемы применительно
к трем мировым религиям - христианству,
исламу и буддизму и цивилизациям,
на них основанным.
3.1. Христианское понимание
смысла жизни, смерти и бессмертия
исходит из ветхозаветного
положения: " День смерти лучше
дня рождения" и новозаветной
заповеди Христа "... я имею ключи
от ада и смерти". Богочеловеческая
сущность христианства
Таким образом, целью жизни человека является
обожение, движение к жизни вечной. Без
осознания этого, земная жизнь превращается
в сон, пустую и праздную мечту, мыльный
пузырь. В сущности, она есть только приготовление
к жизни вечной, которая не за горами для
каждого. Поэтому и сказано в Евангелии:
"Будьте готовы: ибо, в который час не
думаете, приидет сын Человеческий".
Чтобы жизнь не превратилась, по словам
М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку",
необходимо всегда помнить о смертном
часе. Это не трагедия, а переход в мир
иной, где уже обитают мириады душ, добрых
и злых и где каждая новая входит на радость
или муку. По образному выражению одного
из нравственных иерархов: "Умирающий
человек - заходящее светило, заря которого
уже блещет над другим миром". Смерть
разрушает не тело, а тленность его и поэтому
она - не конец, а начало жизни вечной.
Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия.
Образ "горного" Иерусалима
связан с отсутствием там болезни,
смерти, голода, холода, нищеты, вражды,
ненависти, злобы и прочих зол. Там
жизнь без труда и радость без печали,
здоровье без немощи и честь без опасности.
Все в цветущей юности и возрасте Христа
утешаются блаженством, вкушают плоды
мира, любви, радости и веселья, причем
"друг друга любят как себя". Евангелист
Лука так определил суть христианского
подхода к жизни и смерти: "Бог не есть
Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все
живы". Христианство категорически
осуждает самоубийство, так как человек
не принадлежит себе, его жизнь и смерть
" в воле Божьей".
3.2. Другая мировая религия -
ислам
- исходит из факта сотворенности
человека волей всемогущего Аллаха, который,
прежде всего, милосерден. На вопрос человека:
"Разве, когда я умру, я буду известен
живым?", Аллах дает ответ: "Разве
не вспомнит человек, что мы сотворили
его раньше, а был он ничем?". В отличие
от христианства, земная жизнь в исламе
расценивается высоко. Тем не менее, в
Последний день все будет уничтожено,
а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера
в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет
оценивать свои действия и поступки не
с точки зрения личного интереса, а в смысле
вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной
в день Справедливого суда предполагает
творение совершенно нового мира. О
каждом человеке будет представлена
"запись" деяний и мыслей, даже
самых тайных и вынесен соответствующий
приговор. Таким образом, восторжествует
принцип верховенства законов морали
и разума над физическими
Описание рая и ада
в Коране полны ярких подробностей,
дабы праведники могли полностью
удовлетвориться, а грешники получить
по заслугам. Рай - это прекрасные "сады
вечности, внизу которых текут
реки из воды, молока и вина"; там
же "чистые супруги", "полногрудые
сверстницы", а также "черноокие
и большеглазые, украшенные браслетами
из золота и жемчуга". Сидящих
на коврах и опирающихся на зеленые
подушки обходят "мальчики вечно
юные", предлагающие на блюдах из золота
"мясо птиц". Ад для грешников -
огонь и кипяток, гной и помои,
плоды дерева "заккум", похожие
на голову дьявола, а их удел - "вопли
и рев". Спрашивать Аллаха о смертном
часе нельзя, так как знание об этом только
у него, а " что тебе дано знать, - может
быть, час уже близок".
3.3. Отношение к смерти и бессмертию
в буддизме значительно отличается от
христианского и мусульманского.
Сам Будда отказывался
отвечать на вопросы: "Бессмертен
ли познавший истину или
Буддизм не стал опровергать развитое
брахманизмом учение о переселении душ,
т.е. веру в то, что после смерти любое живое
существо снова возрождается в виде нового
живого существа (человека, животного,
божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес
в учение брахманизма существенные изменения.
Если брахманы утверждали, что путем различных
для каждого сословия ("варны") обрядов,
жертв и заклинаний модно достичь "хороших
перерождений", т.е. стать раджей, брахманом,
богатым купцом и т.д., то буддизм объявил
всякое перевоплощение, все виды бытия
неизбежным несчастьем и злом. Поэтому
высшей целью буддиста должно быть полное
прекращение перерождений и достижение
нирваны, т.е. небытия.
Поскольку личность понимается
как сумма драхм, находящихся
в постоянном потоке перевоплощения,
то отсюда следует нелепость, бессмысленность
цепи природных рождений. "Дхаммапада"
утверждает, что "рождение вновь и вновь
- горестно". Выходом является путь обретения
нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений
и достижение просветления, блаженного
"острова", находящегося в глубине
сердца человека, где ""ничем не владеют"
и "ничего не жаждут". Известный символ
нирваны - угашение вечно трепещущего
огня жизни хорошо выражает сущность буддийского
понимания смерти и бессмертия. Как говорил
Будда: "Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования
человека, не видевшего высшей жизни".
Для большинства людей достичь нирваны
сразу, в данном перерождении, невозможно.
Следуя по пути спасения, указанному Буддой,
живое существо обычно должно снова и
снова перевоплощаться. Но это будет путь
восхождения к "высшей мудрости",
достигнув которой существо сможет выйти
из "круговорота бытия", завершить
цепь своих перерождений.
Спокойное и умиротворенное
отношение к жизни, смерти и бессмертию,
стремление к просветлению и освобождению
от зла характерно и для других
восточных религий и культов.
В этой связи меняется отношение
к самоубийству; оно считается
не столь греховным, сколько бессмысленным,
ибо не освобождает человека от круга
рождений и смертей, а только приводит
к рождению в более низком воплощении.
Нужно преодолеть такую привязанность
к своей личности, ибо, по словам
Будды, "природа личности есть непрерывная
смерть".
3.4. Концепции жизни, смерти
и бессмертия, основанные на безрелигиозном
и атеистическом подходе к миру и человеку.
Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Для верующего тут все
ясно, а для неверующего возникает
альтернатива трех возможных путей
решения этой проблемы.
Первый путь - это принять мысль, которая
подтверждается наукой и просто здравым
рассудком, что в мире невозможно полное
уничтожение даже элементарной частицы,
и действуют законы сохранения. Сохраняется
вещество, энергия и, как полагают, информация
и организация сложных систем. Следовательно,
частицы нашего "я" после смерти войдут
в вечный кругооборот бытия и в этом смысле
будут бессмертными. Правда, они не будут
обладать сознанием, душой, с которой связывается
наше "я". Более того, этот вид бессмертия
обретается человеком в течение всей жизни.
Можно сказать в форме парадокса: мы живы
только потому, что ежесекундно умираем.
Заключение.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.
В духовных (научных, эстетических,
религиозных) ценностях
Духовное производство
Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.
Важнейшей функцией духовного
производства является духовная деятельность,
которая направлена на совершенствование
всех остальных сфер жизни общества (экономической,
политической, социальной). Процесс духовного
производства будет завершенным, когда
его продукт дойдет до потребителя. Важное
значение имеет такая функция духовного
производства, как формирование общественного
мнения.
В чем заключается специфика духовного
производства, его отличие от материального
производства? Прежде всего в том, что
его конечным продуктом являются идеальные
образования, обладающие целым рядом положительных
свойств. Главное из них — всеобщий характер
их потребления. Нет такой духовной ценности,
которая не была бы в идеале достоянием
всех. Материальные блага ограничены.
Чем больше людей на них претендуют, тем
меньше приходится на долю каждого. С духовными
благами все иначе — от потребления они
не убывают. Наоборот: чем больше людей
овладевают духовными ценностями, тем
больше вероятность их приращения.
Список используемой литературы.
1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы.
2. Философия.
Учебное пособие для студентов.
3. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов. 1993 г.
4.Теология смерти.
Издательство политической
5.Религия Синто и войны. Лениздат.1987 г.
6.Internet
Информация о работе Духовная жизнь общества. Ценности, их роль в жизни общества и Человека