Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:15, реферат
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Введение.
1. Духовное, его место и роль в жизни.
2.Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях.
2.1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.
3.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
3.2. Другая мировая религия - ислам
3.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
3.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку.
Заключение.
Список используемой литературы.
Это не означает, что общественное сознание превращается в безличное царство абстракций, независимых от человека и влияющих на нее своей глобальностью. В ней все выкристаллизованно человеком. Эта авторская индивидуальность идеи может быть "снята" обществом .Тогда она поступает в распоряжение личности в надличной форме, хотя и само содержание идеи остается "человеческим "
Как видим, общественное сознание - это не сумма индивидуальных сознаний, а качественно новая объективно идеальная действительность с ее требованиями и волей имеет считаться индивид. Однако общественное сознание не противостоит индивидуальности как внешняя механическая сила Каждая личность по-разному реагирует на нее и впитывает ее Однако каждая индивидуальное сознание имеет и свои собственные источники развития, а поэтому несмотря на единство, всеохватность человеческой культуры, каждая личность уникальна Поэтому носителями сознания могут быть индивид, социальная группа и общество в целом Непонимание этого приводит к догматизму или во люнтаризмаризму.
Итак, отражая объективную природу и имманентные законы развития, общественное сознание стимулирует (или тормозит) общественный процесс Она влияет на бытие в целом, обнаруживает смысл эволюции и предполагает его перспективы. Этим она отличается от субъективной (индивидуального сознания), которая ограничена отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидом заключается в принятии им форм духовного освоенния действительности, сложившиеся исторически и с помощью которых происходит производство духовных ценностей и смыслового содержания, накопило человечество и вне которого невозможно становление личности.
Общественное сознание возможно изучать, лишь с внутренней стороны и в процессе деятельности. Что не является абсолютным Принято условно делить ее по "вертикали" (на уровне) и по "горизонтали" (на формы).
2.Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
За небольшими исключениями
у всех времен и народов высказывались
о жизни достаточно негативно, Жизнь
- страдание (Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь
сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла
(Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие
по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь
- это повесть глупца, рассказанная идиотом,
полна шума и ярости, но лишенная смысла"
(Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко
погружена в неправду" (Ницше) и т.п.
Об этом же говорят пословицы и поговорки
разных народов типа "Жизнь - копейка".
Ортега-и-Гассет определил человека не
как тело и не как дух, а как специфически
человеческую драму. Действительно, в
этом смысле жизнь каждого человека драматична
и трагична: как бы удачно не складывалась
жизнь, как бы она не была длительна - конец
ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур
сказал так: "Приучай себя к мысли, что
смерть не имеет к нам никакого отношения.
Когда мы существуем, смерть еще не присутствует,
а когда смерть присутствует, тогда мы
не существуем".
Смерть и потенциальное бессмертие - самая
сильная приманка для философского ума,
ибо все наши жизненные дела должны, так
или иначе, соизмеряться с вечным. Человек
обречен на размышления о жизни и смерти
и в этом его отличие от животного, которое
смертно, но не знает об этом. Смерть вообще
- расплата за усложнение биологической
системы. Одноклеточные практически бессмертны
и амеба в этом смысле счастливое существо.
Когда организм становится многоклеточным,
в него как бы встраивается механизм самоуничтожения
на определенном этапе развития, связанный
с геномом.
Столетиями лучшие умы
человечества пытаются хотя бы теоретически
опровергнуть этот тезис, доказать, а
затем и воплотить в жизнь
реальное бессмертие. Однако идеалом
такого бессмертия является не существование
амебы и не ангельская жизнь в
лучшем мире. С этой точки зрения
человек должен жить вечно, находясь
в постоянном расцвете сил. Человек
не может смириться с тем, что
именно ему придется уйти из этого
великолепного мира, где кипит
жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной
картины Вселенной, не испытывать "насыщения
днями" как библейские пророки - может
ли быть что-то более заманчивым?
Но, размышляя об этом, начинаешь понимать,
что смерть - пожалуй, единственное, перед
чем все равны: бедные и богатые, грязные
и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в
древности, и в наши дни постоянно делались
и делаются попытки убедить мир, что есть
люди, побывавшие "там" и вернувшиеся
назад, но здравый рассудок отказывается
этому верить. Требуется вера, необходимо
чудо, какое совершил евангельский Христос,
"смертию смерть поправ". Замечено,
что мудрость человека часто выражается
в спокойном отношении к жизни и смерти.
Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем,
что лучше - жить или умереть. Поэтому нам
не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью,
ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны
одинаково относиться к ним обоим. Это
идеальный вариант". А еще задолго до
этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину,
смерть предназначена для рожденного,
а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном
- не скорби".
Вместе с тем, немало великих
людей осознавали эту проблему в
трагических тонах. Выдающийся отечественный
биолог И.И. Мечников, размышлявший о
возможности "воспитания инстинкта
естественной смерти", писал о
Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый
невозможностью решить эту задачу и преследуемый
страхом смерти, спросил себя, не может
ли семейная любовь успокоить его душу,
он тотчас увидел, что это - напрасная надежда.
К чему, спрашивал он себя, воспитывать
детей, которые вскоре очутятся в таком
же критическом состоянии, как и их отец?
Зачем мне любить их, растить и блюсти
их? Для того же отчаяния, которое во мне,
или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать
от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию
этой истины. А истина - смерть".
2.1. Измерения проблемы жизни,
смерти и бессмертия.
Первое измерение проблемы жизни, смерти
и бессмертия - биологическое, ибо эти
состояния являют по сути дела различные
стороны одного феномена. Давно уже была
высказана гипотеза панспермии, постоянного
наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного
их воспроизводства в подходящих условиях.
Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь
есть способ существования белковых тел,
и этот способ существования состоит по
своему существу в постоянном самообновлении
химических составных частей этих тел",
акцентирует космический аспект жизни.
Рождаются, живут и умирают
звезды, туманности, планеты, кометы и
другие космические тела, и в этом
смысле не исчезает никто и ничто.
Данный аспект наиболее разработан в
восточной философии и
Осознание единства жизни человека и человечества
со всем живым на планете, с ее биосферой,
равно как и потенциально возможными формами
жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое
значение.
Это идея святости жизни, права
на жизнь для любого живого существа
уже в силу самого факта рождения
принадлежит к числу вечных идеалов
человечества. В пределе, вся Вселенная
и Земля рассматриваются как
живые существа, а вмешательство
в еще плохо познанные законы
их жизни черевато экологическим кризисом.
Человек предстает как малая частица этой
живой Вселенной, микрокосмос, вобравший
в себя все богатство макрокосмоса. Чувство
" благоговения перед жизнью", ощущение
своей причастности к удивительному миру
живого в той или иной степени присуще
любой мировоззренческой системе. Даже,
если биологическая, телесная жизнь считается
неподлинной, транзитной формой человеческого
существования, то и в этих случаях (например,
в христианстве) человеческая плоть может
и должна обрести иное, цветущее состояние.
Второе измерение проблемы жизни, смерти
и бессмертия связано с уяснением специфики
человеческой жизни и ее отличия от жизни
всего живого. Уж более тридцати веков
мудрецы, пророки и философы разных стран
и народов пытаются найти этот водораздел.
Чаще всего полагают, что все дело в осознании
факта предстоящей смерти: мы знаем, что
умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию.
Все остальное живое тихо и мирно завершает
свой путь, успев воспроизвести новую
жизнь или послужить удобрением почвы
для другой жизни. Человек же обречен на
мучительные пожизненные раздумья о смысле
жизни или ее бессмысленности, изводит
этим себя, а часто и других, и вынужден
топить эти проклятые вопросы в вине или
наркотиках. Отчасти это верно, но возникает
вопрос: как быть с фактом смерти новорожденного
ребенка, который не успел еще ничего понять,
или умственно отсталого человека, который
не в состоянии ничего понимать? Считать
ли началом жизни человека момент зачатия
(который невозможно точно определить
в большинстве случаев) или момент рождения.
Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь
к окружающим, сказал,
чтобы они обратили свои взоры на миллионы
других людей, а не глядели на одного
льва. Безвестная, и никого не трогающая
кроме матери смерть, смерть маленького
существа от голода где-нибудь в Африке
и пышные похороны всемирно известных
лидеров перед лицом вечности не имеют
различий. В этом смысле глубоко прав английский
поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого
человека умаляет все человечество и поэтому
"никогда не спрашивай, по кому звонит
колокол, он звонит по тебе".
Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".
В этом смысле жизнь и
смерть не охватывается категориями
рационального познания, не укладывается
в рамки жесткой
Третье измерение этой проблемы связано
с идеей обретения бессмертия, которая
рано или поздно становится в центр внимания
человека, особенно если он достиг зрелого
возраста.
Выделяют несколько видов бессмертия,
связанных с тем, что после человека остается
его дело, дети, внуки и т.д., продукты его
деятельности и личные вещи, а также плоды
духовного производства (идеи, образы
и т.д.).
Первый вид бессмертия - в генах потомства,
близок большинству людей. Кроме принципиальных
противников брака и семьи и женоненавистников,
многие стремятся увековечить себя именно
этим способом. Одним из мощных влечений
человека является стремление увидеть
свои черты в детях, внуках и правнуках.
В королевских династиях Европы прослежена
передача определенных признаков (например,
носа у Габсбургов) на протяжении нескольких
поколений. С этим связывается наследование
не только физических признаков, но и нравственных
принципов семейного занятия или ремесла
и т.д. Историки установили, что многие
выдающиеся деятели русской культуры
19 века находились в родстве (пусть и отдаленном)
между собой. Один век включает в себя
четыре поколения.
Таким образом, за две тысячи
лет сменилось 80 поколений, и 80-й
предок каждого из нас был современником
Древнего Рима, а 130-й - современником
египетского фараона Рамзеса II.
Второй вид бессмертия - мумификация тела
с расчетом на вечное его сохранение. Опыт
еще египетских фараонов, практика современного
бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Дзэдун
др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций
это считается принятым. Достижения техники
конца XX века сделали возможным криогенезацию
(глубокое замораживание) тел умерших
с расчетом на то, что медики будущего
оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Такая фетишизация человеческой телесности
характерна в основном для тоталитарных
обществ, где геронтократия (власть стариков)
становится основой стабильности государства.
Третий вид бессмертия - упование на "растворение"
тела и духа умершего во Вселенной, вхождение
их в космическое "тело", в вечный
кругооборот материи. Это характерно для
ряда восточных цивилизаций, особенно
японской. К такому решению близка исламская
модель отношения к жизни и смерти и разнообразные
материалистические или точнее натуралистические
концепции. Здесь речь идет об утрате личностных
качеств и сохранению частиц бывшего тела,
могущих войти в состав других организмов.
Такой крайне абстрактный вид бессмертия
неприемлем для большинства людей и эмоционально
отвергается.
Четвертый путь в бессмертие связан с
результатами жизненного творчества человека.
Недаром членов различных академий награждают
титулом "бессмертные". Научное открытие,
создание гениального произведения литературы
и искусства, указание пути человечеству
в новой вере, творение философского текста,
выдающаяся военная победа и демонстрация
государственной мудрости - все это оставляет
имя человека в памяти благородных потомков.
Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы
и святые, зодчие и изобретатели. Навечно
сохраняются в памяти человечества и имена
жесточайших тиранов и величайших преступников.
Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создается
впечатление, что чем большее количество
человеческих жизней и сломанных человеческих
судеб лежит на совести того или иного
исторического персонажа, тем больше у
него шансов попасть в историю и обрести
там бессмертие. Способность влиять на
жизнь сотен миллионов людей, "харизма"
власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких
людях слагают легенды и предания, которые
передаются от поколения к поколению.
Пятый путь в бессмертие связан с достижением
различных состояний, которые наука называет
"измененные состояния сознания".
В основном они являются продуктом системы
психотренинга и медитации, принятой в
восточных религиях и цивилизациях. Тут
возможны "прорыв" в иные измерения
пространства и времени, путешествия в
прошлое и будущее, экстаз и просветление,
мистическое ощущение причастности к
Вечности.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия,
равно как и пути его достижения, являются
обратной стороной проблемы смысла жизни.
Очевидно, эти вопросы решаются различно,
в зависимости от ведущей духовной установки
той или иной цивилизации.
3. Отношение к смерти, проблемы
жизни, смерти и бессмертия в религиях
мира.
Информация о работе Духовная жизнь общества. Ценности, их роль в жизни общества и Человека