Духовное бытие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:43, реферат

Описание работы

Духовность – сложное понятие. Дух – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………….………………………………………..…3
I .Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл..............4
II. Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие.
Природа, общество, “вторая природа”……………………………………………………………….....4
2.1. Своеобразие духовного бытия и его основные сферы…………………………………...5
2.2. Основные сферы бытия……………………………………………………………..…..….5
III. Многомерность и противоречивость человеческого бытия, его “пограничный” характер в ряду разнокачественных форм и сфер действительности……………………………………….…..7
3.1. Антропный космологический принцип и его роль в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире………………………………………………………........8
3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире…………..………….9
IV. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции материи. Развитие представлений о материи………………………………………………………………………..........10
V. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи……………………………………………………………………………………………14 VI. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (творческая эволюция). Основные закономерности самоорганизации материи………………....16
6.1 Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени………………………………………..20
VII. Заключение ……………………………………………………………………………………....24
VIII. Список используемой литературы……………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Духовное бытие общества 111.doc

— 4.03 Мб (Скачать файл)

  Социальное время, являющееся мерой изменчивости, темпов, динамизма социальных процессов, также существенно различается в различных цивилизациях и на различных этапах истории. По мере развития общества происходит своеобразное “ускорение” исторического времени, проявляющееся в нарастании интенсивности, глубины, социальной и духовной значимости совершающихся перемен. Период существования первобытного общества - сотни тысяч лет, рабовладельческого - 3-4 тыс. Лет, феодального 1-1,5 тыс.лет, буржуазно-капиталистического - примерно 300 лет. Однако уже за первое столетие своего существования капитализм по оценке К. Маркса создал производительные силы более грандиозные, чем созданные человечеством за всю предшествующую историю. Характерно, что именно в эпоху капитализма и именно в недрах западной цивилизации появился знаменитый афоризм “время - деньги”, выражающий глубинную суть этой цивилизации.       Нелишне отметить, что и в Советском Союзе в эпоху его форсированной индустриализации, культурной революции, других глубинных преобразований послереволюционного времени многомиллионные массы советских людей жили с ощущением динамизма происходящего, интенсивности перемен, стремлением, ускорить приближение коммунизма. Динамичный дух этого времени отразился в характерных афоризмах советской эпохи (“время-вперед”, “догнать и перегнать”, “страна на марше” и т.п.). Однако к началу 70-х годов ХХ века динамизм развития страны был утерян и начавшаяся эпоха застоя закончилась разрушением СССР. Деградация и разрушение сопровождали развитие России и в 90-е годы. Достаточно очевидно, что сама возможность дальнейшего существования нашей страны зависит от того, сможет ли она вновь обрести динамизм развития.

  Таким образом, философский анализ понятий пространства и времени показывает, что они имеют не только естественнонаучное и общетеоретическое, но и важное жизнеориентирующее, социальное значение. Этот анализ приводит к выводу, что для формирования современного человека, огромное значение имеет ориентация на бережное, экономное отношение к времени, интенсивное его использование для образования, творчества, развития личности, продуктивного труда. Подлинно современный человек с высоким уровнем культуры и общего развития отличается ответственным отношением к своему времени и времени других людей, умением достигать поставленных целей в сжатые сроки, стремлением сделать за время своей жизни как можно больше полезного. К сожалению, реальная жизнь нередко подтверждает карикатурный образ России в виде медведя, либо беспробудно спящего в берлоге, либо сидящего на замшелом пне и с недоумением взирающего на стремительно мчащийся вперед мир. Подобный образ является суровым напоминанием о необходимости для каждого российского человека и общества в целом задуматься над происходящим, осознать причины хронического отставания России, найти реальные пути и надежные средства восстановления динамизма ее развития.

                                                          Заключение.

  По сколько духовная жизнь человечества происходит и отталкивается от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д. Кроме того, наличие духовное деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений ( эстетических, религиозных, нравственных и т.д.). Однако верхняя похожесть организации материальной  и духовной сторон жизни человека, не должна заменять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличии от материальных не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода - чисто социальная. Что касается самих духовных ценностей, вокруг которых складывается отношение людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально- культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно присутствует некий предписательно - оценочный элемент.

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Список используемой литературы.

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени : истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. №9.

3. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. М. 1987.

4. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.1986.

5. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М. 1996.

6. Классическое естествознание и современная наука / Ред. С.С. Митрофанова. Новосибирск. 1991.

7. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М. 1999.

8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.

10.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Mikkeli.1990

11. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж. 1956. с.14.

12. Бердяев Н.А. Дух и реальность// Философия свободного духа. М.1994. с. 456.

13.Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. в 3-х ч. Ч.I. СПб. 1997. с. 24.

14.Сагатовский В.Н. Цит. работа. с. 22,27.

 

15.Фромм Э. Иметь или быть. М. 1986. С.45.

16.Гегель. Соч. Т. VIII. М.- Л. 1935. С. 10.

17. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. с.149.

18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21. с.286.

19.Самоорганизация в природе. Вып. 2. Т. 1. Томск. 1998. с.123.

20.Гегель Г.В.Ф. энциклопедия философских наук. М. 1974. Т. 2. С. 47, 53.

21.Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов./отв. ред.Е.В.Попов. М. 1997

.

 


 



 



Информация о работе Духовное бытие общества