Духовное бытие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:43, реферат

Описание работы

Духовность – сложное понятие. Дух – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………….………………………………………..…3
I .Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл..............4
II. Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие.
Природа, общество, “вторая природа”……………………………………………………………….....4
2.1. Своеобразие духовного бытия и его основные сферы…………………………………...5
2.2. Основные сферы бытия……………………………………………………………..…..….5
III. Многомерность и противоречивость человеческого бытия, его “пограничный” характер в ряду разнокачественных форм и сфер действительности……………………………………….…..7
3.1. Антропный космологический принцип и его роль в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире………………………………………………………........8
3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире…………..………….9
IV. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции материи. Развитие представлений о материи………………………………………………………………………..........10
V. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи……………………………………………………………………………………………14 VI. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (творческая эволюция). Основные закономерности самоорганизации материи………………....16
6.1 Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени………………………………………..20
VII. Заключение ……………………………………………………………………………………....24
VIII. Список используемой литературы……………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Духовное бытие общества 111.doc

— 4.03 Мб (Скачать файл)

  Во-первых, понятие материи в этом определении связывается с фундаментальным свойством “быть объективной реальностью”. Очевидно, что это свойство не физического, а философского порядка. Любые новые формы и качества действительности, которые будут открыты наукой будущего, окажутся в сфере охвата предельно широкого понятия объективной реальности. Этим обеспечивается прочность, всесторонность оснований диалектического материализма.

Во-вторых, в этом определении явно сформулирована идея “данности объективной реальности в ощущениях”, а значит ее познаваемости.

  В-третьих, логическим следствием ленинского определения материи является требование объективного подхода к предметам исследования. Суть этого требования заключается в познании предметов такими, какими они существуют в самой действительности. Объективность подхода несовместима с предвзятостью исследователя, обращением к сверхъестественным представлениям, слепой верой в “высшие” авторитеты и т.п.

  В-четвертых, работа В.И.Ленина по преодолению кризиса материализма в начале XX века убедительно подтвердила фундаментальный вывод Ф.Энгельса, сделанный еще в ХIХ веке о том, что “с каждым составляющим эпоху открытием... материализм неизбежно должен изменять свою форму”10. Как уже отмечалось в теме I, развитие науки и общества в XX веке показало необходимость уточнения той формы диалектического материализма, у истоков которой стояли Маркс, Энгельс, Ленин. Неуклонный рост роли сознания, духовных факторов, информационных технологий в жизни общества, теснейшая взаимосвязь субъекта и объекта в познании явлений микромира, необходимость учета “субъектных” качеств сложных объектов порождают необходимость трансформации традиционного диалектического материализма в его высшую форму - духовный материализм. Развитие духовного материализма позволит более глубоко отразить взаимодействие, взаимопроникновение материальных и духовных явлений, творческую и формообразующую роль различных форм духовности в эволюции и организации природы, общества, человека.

                      V. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

 

  Философское осмысление сущности материи требует конкретизирующего выделения ее коренных универсальных качеств (атрибутов), присущих любой форме и уровню материальных явлений. Современная философия выделяет и исследует в качестве главных следующие атрибуты материи: движение (развитие), пространство, время, структурность (многообразие и связность материальных форм), отражение (способность объекта воспроизводить в своих свойствах и структуре особенности взаимодействующих с ним объектов).

  Под движением понимается любое изменение объекта, любой его переход из одного состояния в другое. Как уже отмечалось, в философии и науке XVII- XVIII вв. под влиянием достижений классической механики, которая была наиболее развитой и обоснованной наукой той эпохи, движение рассматривалось односторонне-механически, отождествлялось с пространственным перемещением. Следует отметить, что и в настоящее время в обыденном мышлении движение нередко понимается чисто механически, т.е. как механическое перемещение в пространстве. Однако уже в XIX веке многообразные открытия в естествознании и гуманитарных науках (эволюционная теория Ч. Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, социально-исторические и этнографические исследования), бурное развитие капитализма, революционных, демократических и других социальных движений показали ограниченность механистической картины мира и послужили основой для разработки более развитой многомерной философской концепции движения. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

  Любому бытию присуще специфическое движение. Невозможно понять какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его движения. Понятие движения охватывает и преобразования элементарных частиц и распространение электромагнитных волн , и химические реакции, и обмен веществ в живых организмах, и процессы в обществе, движение всемирной истории, и эволюцию биосферы, и термоядерные процессы на Солнце, других звездах и т.п. Как считал выдающийся мыслитель античности Аристотель(384-322 гг. до н.э.), незнание движения ведет к незнанию причин. Это положение получило в современной науке многообразные подтверждения. Благодаря движению обеспечивается существование и воспроизводство материальных объектов, формирование их структур и качеств, преобразование и развитие. Каждому виду материи соответствует свой специфический тип движения. В наиболее общей форме закономерная взаимосвязь материи и движения может быть выражена в следующих положениях: движение универсально и абсолютно, оно является всеобщим атрибутом материи, способом ее существования. В мире нет материи без движения, как нет и движения без материи. Последнее означает невозможность существования движения самого по себе, вне своего материального носителя.

  Существенным моментом движения является покой. Метафизическое мышление противопоставляет движение покою, рассматривает их как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой составляют единство противоположностей. Покой - это моменты стабильности, устойчивости, равновесия в процессе движения. Покой как и движение присущ любой конкретной форме материи. Благодаря покою существуют качественная определенность вещей, их границы, стабильные, устойчивые, равновесные формы. Однако в отличие от движения, которому присуща абсолютность, покой всегда относителен. Это означает, что объект может покоиться лишь в определенных отношениях, в других отношениях он движется, изменяется. Так, например, дерево покоящееся относительно земной поверхности, в то же время движется вместе с нашей планетой вокруг Солнца, вращается вместе с ней вокруг земной оси. В нем происходят сложные физико-химические и биологические процессы, взаимодействие со средой, рост, развитие и т.п. Таким образом, покой не только не исключает движения, но и является его особым, а во многих случаях существенно необходимым, дополняющим моментом (например, сон, отдых у человека и высших животных).

  Движение материи происходит в качественно различных формах, закономерно взаимосвязанных между собой. Мысль о том, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего, была сформулирована еще в учении Аристотеля: “Для количества имеется рост и убыль, для качества - превращение, для пространства - перемещение, для сущности... возникновение и уничтожение”1. В последней четверти XIX в. Ф. Энгельс, обобщая данные науки своего времени, предложил следующую классификацию форм движения материи: механическая(пространственное перемещение тел), физическая (электромагнетизм; гравитация; оптические, звуковые, тепловые процессы, изменения агрегатных состояний веществ и др.), химическая (взаимодействия атомов и молекул, приводящие к появлению новых веществ), биологическая (жизнедеятельность и развитие живых организмов), социальная(общественные явления и процессы). В основу данной классификации положен принцип исторического развития материи, закономерного генезиса ее высших, сложных форм из предшествующих им более простых, низших форм.

Классификация Энгельса, несмотря на более чем столетний период с момента своего создания, сохраняет фундаментальное научное значение. Ее ценность обусловлена, прежде всего, верно схваченной тенденцией единого закономерного мирового процесса развития материи. Благодаря этому качеству данная классификация составляет ядро научной картины мира. Она создает основу для выявления закономерных генетических и структурных связей между формами движения материи. Эти закономерные связи, намеченные еще Энгельсом, могут быть определены следующим образом:

  1. Высшие формы материи возникают и существуют на основе низших. Так, например, протекание химических реакций обусловлено многообразными физическими взаимодействиями и силами, требует механического контакта реагентов. Возникновение жизни исторически обусловлено развитием сложного комплекса физико-химических и механических процессов на нашей планете. Возникновение человека (общества) обусловлено развитием биологических форм во взаимодействии со всеми другими низшими формами.

  2. Высшие формы движения включают в себя низшие, подчиняя их своим закономерностям. Общеизвестно, что физико-химические и механические процессы в живых организмах протекают не стихийно и хаотически как в неживой природе, а упорядоченно, под контролем биологических регуляторов. Человек, сохранив свои биологические функции, осуществляет их существенно иначе чем животные, руководствуясь нормами культуры, социальными традициями, используя социальные технологии.

  3. Высшие формы материи не сводимы к низшим; они функционируют на основе закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей низших форм. Следует отметить, что в силу материального единства мира между объектами низших и высших уровней могут наблюдаться глубокие структурные и функциональные аналогии, которые в определенных границах полезны в познании. Однако использование подобных аналогий имеет свой предел, связанный с тем, что высшие формы отличаются качественно новым содержанием и своими специфическими закономерностями, отсутствующими у низших форм. Так, например, самые добротные знания физики, химии, биологии недостаточны для понимания причин кризиса в России. Понимание этих причин требует знаний в области философии, экономики, истории, психологии, социологии и других гуманитарных наук.

  Естествознание и общественные науки ХХ века существенно расширили и углубили представления о материи. Обобщение этих достижений привело к выделению многообразных новых “форм” движения и уточнению природы существующих. Так, например, высказываются предположения о правомерности выделения геологической, географической, информационной и других форм движения. Однако при ближайшем рассмотрении эти формы оказываются комплексными соединениями базовых форм, выделенных Энгельсом. Так географическая форма движения является синтезом механической, физической, химической, биологической и социальной форм движения, взаимодействующих друг с другом в условиях литосферы, гидросферы и атмосферы нашей планеты. Некоторые исследователи высказывают правомерные идеи о необходимости раздвоения каждой из форм в классификации Энгельса на магистральную и периферийную ветви развития. Периферийная ветвь обеспечивает воспроизводство существующей формы, магистральная - выводит процесс ее развития на качественно новый, более высокий уровень. Так, например, в химической форме движения периферийной ветвью являются неорганические соединения, а магистральной органические, связанные с формированием живой материи. В биологической форме периферийной ветвью являются растения, а магистральной животные, являющиеся историческими предками человека.

  Таким образом, новейшие данные и обобщения науки по-своему дополняют, уточняют и развивают классификацию Энгельса, которая продолжает сохранять свой фундаментальный научный и философский характер.

                  VI. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (творческая эволюция). Основные закономерности самоорганизации материи.

 

  Понятие активности материи является дальнейшим качественным углублением представлений о природе движения. Активность материи - это ее способность к самодвижению, спонтанной самоорганизации, возникновению нового в развитии. Многообразными проявлениями спонтанной и регулярной активности насыщены все уровни материи. Так уже в “неживой” природе можно наблюдать активные геофизические, климатические, метеорологические, астрономические и другие процессы: землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, смерчи, цунами, ядерные процессы в звездах, морские и океанские течения, приливы и отливы, круговороты веществ в природе и т.п. Именно из наблюдений вездесущей, многообразной, непрекращающейся активности природы уже на заре философского мышления выкристаллизовалось знаменитое положение Гераклита: “panta rei” - все течет. Гераклитом же было намечено первое натурфилософское объяснение причин активности, динамичности материи, которое он усматривал в том, что сущностью космоса является огненность (“живой огонь”), т.е. наиболее подвижное, изменчивое, динамичное начало мира. Важной закономерностью, характеризующей активность материи, является тенденция ее роста при переходе от низших материальных уровней к высшим: биологическому и социальному. Эта тенденция проявляется вувеличении степени само детерминированности действий объектов, многообразия и функциональности этих действий и изменений. Активность биологических организмов, проявляющаяся в многообразии форм их борьбы за существование, поиске пищи, размножении, воспитании потомства, адаптации к среде обитания и др. составляет один из важнейших факторов эволюции живой природы, обусловливающих жизнеспособность и эволюционную перспективность биологических форм. Высшего уровня и многообразия достигает активность в человеческом обществе, где она проявляется в многоаспектной трудовой, преобразовательной деятельности, развитии науки, научно-техническом и гуманитарном прогрессе, овладении все новыми средами планеты (космическое пространство, глубины океанов, морской шельф, подземные минеральные и органические отложения), использовании их ресурсов и превращении некоторых из них в новые среды жизнеобитания, возрастающей степени контроля и управления природной средой и условиями жизнедеятельности общества и др. Отмеченная глобальная закономерность роста активности материальных форм при переходе к высшим уровням бытия имеет важное жизни ориентирующее значение для формирования человека, развития его личностных начал. По сути индивидуальная и социальная активность человека является одним из главных критериев уровня развития его личности, важным фактором жизнестойкости, продуктивности, полноты реализации жизненного потенциала данного человека в обществе. Учитывая значимость развития активности человека и для него самого и для общества, обозначим основные аспекты данного качества, знание которых позволит каждому человеку сознательно, целенаправленно их развивать. В качестве основных критериев индивидуальной активности человека можно выделить: 1) энергичность, динамизм, упорство в достижении целей; 2) инициативность, творческий подход к любому делу (выработка собственной позиции в любом значимом вопросе, выдвижение, отстаивание и реализация собственных целей, планов деятельности и т.п.). 3)освоение максимального возможного объема знаний, умений, способов деятельности, форм участия в окружающей жизни; 4) основательность в любом деле, т.е. систематичность, логичная последовательность действий, доведение начатых дел до конца; 5) выделение главных целей и проблем деятельности, концентрация на них основного внимания. Мы надеемся, что внимательный анализ читателями собственных качеств с позиций указанных критериев позволит им сделать жизненно важные выводы и предпринять действия, значительно усиливающие их личностный потенциал.

  Важнейшими проявлениями активности материи, являются, как уже отмечалось, самодвижение, самоорганизация, творческая эволюция (возникновение нового в развитии). Под самодвижением понимаются процессы изменения, развития объекта, происходящие под влиянием внутренних имманентно присущих ему факторов. Разумеется, на любой конкретный объект воздействуют не только внутренние, но и внешние факторы (силы, структуры, процессы), которые каким-то образом влияют на его движение. Поэтому в абсолютном смысле самодвижением обладает лишь Вселенная в целом, любые конкретные объекты обладают лишь относительным самодвижением. Важной философской проблемой является вопрос об источниках самодвижения. Предпосылки ответа на данный вопрос намечены еще в философском учении Гераклита. Современная интерпретация его идей об “огненности Космоса”, о пронизывающей бытие вечной борьбе (“борьба - отец всему”, “все происходит через борьбу”) указывает на такие источники самодвижения как энерго насыщенность материальных объектов, противоречивость действующих в них сил, структур и тенденций. Важным источником самодвижения в живой природе и обществе является системно-функциональная организация биологических и социальных форм, способ существования которых состоит в активном стремлении к разрешению актуальных противоречий их жизнедеятельности и развития. На уровне общества среди источников самодвижения на первый план выходят противоречия материального бытия, а также факторы разума, сознания, духовности.

  Под самоорганизацией материи понимается ее способность при определенных условиях к самопроизвольному возникновению организованных форм из хаоса, направленному структур генезу, повышению уровня организованности объектов под влиянием внутренних факторов. Наглядными примерами самоорганизации в природе и обществе являются возникновение морозных узоров на стеклах, структурообразование снежинок, спонтанный рост кристаллов в перенасыщенном растворе, рост и формообразование живых организмов, заживление ран, выздоровление после болезней, самоочищение водоемов, возникновение многообразных социальных, экономических и духовных объединений, движений, интеграционных процессов в обществе и т.п. Изучение природы и законов самоорганизации является предметом новой науки - синергетики, возникшей в последние десятилетия. Главной задачей синергетики является определение закономерных условий, при которых наиболее вероятно возникновение и развитие процессов самоорганизации в сложных системах. С позиций синергетики спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещества, богатые энергией.

Информация о работе Духовное бытие общества