Джон Локк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:54, доклад

Описание работы

Важным в теории познания Локк считал понятие истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Как и Гоббс, он относит истину к свойствам положений (высказываний), хотя считает уместным говорить и об истине метафизической, которая обозначает, что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о соответствии вещей связи наших идей, т.е. выражена в знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи — знаки вещей и их сил в нашем уме; 2) слова — знаки наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Например, высказывание «кентавр — существо с туловищем коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно. Поэтому хотя номинальные истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к реальной истине, которая есть словесное или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи самих вещей. Ради познания самих вещей люди ищут истину.
Учение Локка о природе общества и государства сыграло выдающуюся роль в истории Европы обоснованной в нем идеей разделения властей. Она разработана Локком в контексте теории происхождения государства и власти.

Файлы: 1 файл

Джон Локк.docx

— 22.13 Кб (Скачать файл)

Джон Локк (1632-1704)

Родился в 1632 году в Англии, в небольшом городке  Рингтон на западе Англии, в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе, затем в Оксфордском Университете.  В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках.

Свою главную  работу «Опыт о человеческом разуме»  Локк начинает с критики теории врожденных идей. Несостоятельность положения, что в душе существуют какие-то идеи или принципы от самого ее рождения, Локк аргументирует так. Если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым. И тогда относительно таких идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего  согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон  запрета противоречия, Локк указывает  на тот факт, что эти правила  не знают дети, душевнобольные и  некоторые старики. И больше —  их не знают целые народы Нового Света: индейцы Америки, аборигены  Австралии и т.д. Что касается моральных принципов, то они различны у разных народов, в разные эпохи  и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры.

Нет ни одного отдельно взятого человека, который  помнил хотя бы одну идею (или принцип) от самого рождения и до самой смерти. Т. о., никаких фактов, подтверждающих существование идей, которые находятся  в душе от самого ее рождения, нет. Следовательно, нет никаких оснований считать, заключает Локк, будто существуют врожденные идеи.

Теория врожденных идей лучше всего опровергается  тем, что можно легко, просто и  убедительно объяснить происхождение  всех идей из опыта.

После критики  теории врожденных идей Локк считает  очевидным, что при своем первом появлении на свет душа каждого человека есть белая бумага без всяких идей и знаний. Откуда же она получает весь свой материал (знания)? Локк отвечает кратко: «... из опыта». И он тщательно  разрабатывает понятие «опыта». Опыт складывается из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний  опыт — это материал, который  дают нам органы ощущений под воздействием внешних предметов. Поэтому Локк и называет его ощущением. Внутренний опыт формируется из наблюдений за действиями нашего ума. Локк называет его рефлексией. Таким образом  весь опыт, по Локку, складывается из ощущений и рефлексии.

Опыт рефлексии  может возникнуть только после опыта  ощущений. Потому что до и без  ощущений не могут осуществляться никакие  действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также теоретик сенсуализма — учения о том, что  все человеческое познание осуществляется на основе ощущений (чувств). Ощущения, рассуждает далее Локк, приносят в  душу идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов, т.е. все идеи, которые  называются чувственными качествами. Но качества надо четко отличать от идей. Идеи существуют в душе, а качества в телах. Качества Локк делит на первичные  и вторичные. Первичные качества — такие свойства тел, которые  остаются у них постоянно. Это  очертание (протяжение), объем, плотность, движение и покой. Идеи этих качеств  адекватны, т.е. показывают нашему уму  то, что в вещах есть на самом  деле. Вторичные качества возникают  в вещах в результате незаметных изменений в первичных. Они вызывают у нас идеи вкусов, цветов, запахов  и т.п. Эти идеи неадекватны. Цвета, вкусы, запахи суть только идеи и существуют в нашей душе, а не в вещах. А  первичные качества, которые эти  идеи породили, сами по себе человеку не известны.

Все идеи делятся  на простые и сложные. Простые  — такие, в которых нельзя выделить частей. Их примером может быть любой  конкретный цвет (скажем, желтый), вкус, запах и т.п. Человек не может  создать ни одну простую идею. Все  они навязываются ему силой через  опыт. Сложные идеи составляются из простых. В отношении них человек  может все, что угодно. То есть он по своему произволу может из простых  идей образовать какие угодно сложные. На этой основе развиваются способности  воображения и фантазии. Но сложные  идеи образуются и по принципу притяжения друг к другу. Такой способ образования  сложных идей Локк называет ассоциацией  идей. Такое объяснение механизма  образования сложных идей позволяет  понять, считает Локк, древнейшую и  сложнейшую проблему: что такое общие  понятия (универсалии) и как они  возникают Общие понятия есть не что иное, как абстрактные идеи. Абстрактная идея — это такая  сложная идея, которую разум образовал, отбрасывая все индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них общее. Например, если мы берем сложные идеи кошки, верблюда, слона и т.п., то наш ум может  отбросить все индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушевленность. Так образуется абстрактная идея «животного».

Новой эмпирико-сенсуалистической  теорией, считает Локк, успешно разрешается  проблема видов, или уровней, познания. Их всего три: сенситивное, демонстративное  и интуитивное. Сенситивное знание самое несовершенное. Оно показьшает нам лишь существование и облик отдельных внешних предметов.

Но без  него не может ни возникнуть, ни применяться  демонстративное и интуитивное  знание. Интуитивное знание — самое  совершенное. Оно есть результат  способности ума сразу усматривать  отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т.п.). Когда характер отношения между  двумя идеями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстративное познание. Оно представляет собой процедуру  подыскания промежуточных идей, которые  помещаются между двумя исходными, пока не станет ясным характер их отношения.

Он выделил  три вида знания по степени его  очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное  знание через умозаключение, например через сравнение и отношение  понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом  соответствия и несоответствия идей друг другу.

Таким образом, знание вообще есть главным образом  выяснение отношений между идеями. Соответственно и всеобщие и необходимые  знания относятся не к вещам, а  к идеям. Этим снимается проблема того, что человек имеет всеобщие и необходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя.

Важным в  теории познания Локк считал понятие  истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Как и Гоббс, он относит  истину к свойствам положений (высказываний), хотя считает уместным говорить и  об истине метафизической, которая  обозначает, что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта  истина предполагает утверждение или  отрицание о соответствии вещей  связи наших идей, т.е. выражена в  знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи — знаки вещей  и их сил в нашем уме; 2) слова  — знаки наших идей. Поэтому  и истина бывает двух видов: номинальная  и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Например, высказывание «кентавр — существо с туловищем  коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно. Поэтому  хотя номинальные истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к  реальной истине, которая есть словесное  или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи  самих вещей. Ради познания самих  вещей люди ищут истину.

Учение Локка  о природе общества и государства  сыграло выдающуюся роль в истории  Европы обоснованной в нем идеей  разделения властей. Она разработана  Локком в контексте теории происхождения  государства и власти. Государство  возникает из естественного состояния  по договору людей. В естественном состоянии  люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил  ущерба жизни, свободе и собственности  другого. Из этого закона для каждого  вытекает обязанность сохранять  себя и других. А отсюда для каждого  равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять  свои обязанности и реа-лизовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную и беспристрастных судей. Но и сама, будучи верховной, все же правит не по произволу, а подчиняясь законам. В противном случае она не выражает волю большинства и ставит себя в состояние войны с народом.

 

Не вдаваясь в подробности, сразу же скажем, что  Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окультуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых». Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить», исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру. Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,... должно меньше всего заботить родителей». Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания»

 

Рассматривая  вопрос о методах воспитания, Локк особое место отводит танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают  детям пристойную уверенность и  умение держаться и, таким образом, подготовляют их к обществу старших». Танцы в его глазах равнозначны  физической закалке, образованию и  философской рефлексии, которые  в своей совокупности при правильном применении дают искомый результат. Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда  приносят успех, если между ним и  воспитуемым существует, доверие  и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился  с уважением к нему и его  предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». Подобная постановка вопроса  о взаимоотношениях воспитателя  и воспитуемого была чрезвычайно  радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и  подрывает авторитет учителей.

 

Джентльмен, с точки зрения Локка, должен уметь  не только безупречно себя вести, но и  изысканно говорить и безошибочно  писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в  том числе и теми, на которых  написаны трактаты предыдущих веков  — греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует  выбирать тот, который пригодится джентльмену  для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и  фехтовальщиком. Не лишним является и  владение другими видами оружия, ибо  ему необходимо уметь защищать свою честь и честь своих близких, но обучение стихосложению и музыке вовсе не является, по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей о  воспитании» признает, что эти  умения высоко ценятся в аристократическом  обществе, но на них необходимо потратить  так много времени, что эта  трата не вознаграждается полученным результатом. К тому же, как пишет  Локк, «Я так редко слышал, чтобы  кого-либо из способных и деловых  людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее  место» Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать  и уважать законы своей страны.


Информация о работе Джон Локк