Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сейчас культура все больше визуализируется, писатели превращаются в блоггеров, большие объемы информации не могут выдержать конкуренции с лаконичными размерами в современном динамичном обществе, толстые книги сейчас теряют свою популярность у широкой публики, понижается интерес молодежи к большим литературным размерам.
Введение
1.Природа юмора и остроумия, природа комического
1.1.Определение юмора и остроумия
1.2. Юмор и остроумие в античной философии
1.3. Понятие смешного у А. Шопенгауэра
1.4.Природа юмора и остроумия в работе А. Бергсона «Смех»
2. Юмор и остроумие в современное время
2.1. Роль современных явлений юмора и остроумия в мировоззренческих и философских концепциях
2.Юмор и остроумие в разных культурах
3.1. Пример рассмотрения испанского комплекса остроумия и юмора
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Смешное у Шопенгауэра противополагается серьезному. Сочетание наиболее чисто выраженного смешного - шутки и серьезного порождает самые сложные формы смешного: юмор и иронию. «Если шутка прячется за серьезное, то получается ирония», а юмор - «это серьезное, спрятанное за шуткой»4. Ирония объективна, рассчитана на других, юмор субъективен и ориентирован на наше собственное «Я». Юмор признается самым «высоким» смешным, по природе своей связанным с возвышенным и глубоким пониманием жизни, для него необходима полная духовная свобода.
А. Бергсон посвятил проблеме
смешного работу, которую он так
и назвал «Смех». В этом труде
Бергсон занят разработкой
1.Не существует комического вне собственно человеческого.
2. Нечувствительность, сопровождающую
обыкновенно смех. Т. е.» комическое
для полноты своего действия
требует как бы
3. Смешное не может
оценить тот, кто чувствует
себя одиноким. Смех словно нуждается
в отклике. Однако отзвук его
не уходит в бесконечность.
Место его действия очерчено
кругом какой угодно величины,
но он всегда остается
Чтобы понять смех, его необходимо перенести в его естественную среду, каковой является общество; в особенности же необходимо установить полезную функцию смеха, каковая является функцией общественной. Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей, иметь общественное значение.
Есть точка, в которой сходятся эти 3 замечания:
Комическое возникает, по-видимому, тогда, когда соединенные в группу люди направляют все свое внимание на одного, из своей среды, заглушая в себе чувствительность и давая волю одному только разуму.
Также согласно А. Бергсону общественным характером смеха обусловлена его полезная функция: смех является, чем-то вроде наказания тем людям, которые не могут приспособиться к данному обществу, за это общество наказывает смехом своих нерадивых членов. Смех - это род наказания за неприспособленность, за косность и автоматизм, за отсутствие гибкости в приспособлении. Если гибкости лишено тело, то это приводит к несчастным случаям, болезням и уродствам. Если ее лишен ум, то это влечет за собой психическое убожество. Если нет гибкости в характере, то это оборачивается неприспособленностью к общественной жизни, что является источником нищеты и преступлений. Косность может заключаться не только в самой личности, но и вызываться внешними обстоятельствами. Определяющая формула комического по Бергсону такова: комическое есть «живое, покрытое слоем механического»5.
Жизнь, успешное существование в обществе требуют постоянного обновления, которое может быть привнесено в инертную материю только «соприкосновением с живым духом». Только душа животворит тело. Но материя противится этому, тянет в свою сторону, на путь инертности, автоматизма. Бергсон связывает негативные качества механической косности и автоматизма с материей, а живое, всегда бодрствующее начало - с духом. Смешное, для Бергсона, не чисто эстетическое явление. Оно выполняет «полезную цель общего совершенствования», часто даже нарушая требования морали. «Смешное есть нечто, колеблющееся между жизнью и искусством»6. Но формула смешного не развертывается, как полагает Бергсон, «с должной правильностью». Из нее вытекают преобладающие комические эффекты (модели), около которых, в свою очередь, «по кругу» располагаются другие, сходные с ними (по принципу родства) эффекты, но последние непосредственно из формулы выведены быть не могут.
Бергсон рассматривает три главных направления получения, выведения многочисленных форм смешного. Первое направление - это неловкое подражание гибкости жизни. Пример тому: мода, для которой характерны выработка и распространение привычного отношения к определенному рода платью. Комическое тут пребывает в скрытом состоянии и становится явным только при очевидном отклонении от моды.
Второй путь из той же исходной точки - формулы комического - начинается с представления о теле, как о «стеснительной оболочке для души». Отсюда вытекает основной закон: «Комично каждое, привлекающее наше внимание, проявление физическое стороны личности, когда дело идет о ее моральной стороне». Третье основное направление базируется на переходе от точного понятия механизма к неопределенному понятию вещи вообще. Смех вызывается в этом случае «мгновенным преображением личности в вещь».
В основе другого среза бергсоновской классификации модификаций комического (комическое форм и движений, комическое положений, речи или слов, комическое характеров) лежат три приема, дающие комический эффект: повторение, инверсия (перестановка) и «интерференция серий» (тут комическое возникает на пересечении двух серий независимых друг от друга событий и может быть истолковано одновременно в двух различных смыслах).
Простое повторение само по себе не смешно, оно вызывает смех потому, что символизирует «особенную игру элементов морального свойства», за которой скрывается игра вполне вещественного порядка. Инверсия образуется при перемене ролей тогда, когда «данное положение превратится в свою противоположность». «Интерференция серий» основана на ошибке действующих лиц, на двусмысленности, которая смешна только потому, что обнаруживает совпадение двух независимых рядов.
К впечатлению от комического, несмотря на его обличающий характер, примешивается симпатия как следствие рассеянности, но только на мгновение. Это мгновение дает нам кратковременное «отдохновение от жизни». В нем Бергсон видит источник удовольствия от смешного. Удовольствие от комического связано также с особой, иллюзорной природой комической нелепости, которая, по Бергсону, не создает смешного, как полагали некоторые философы, а скорее, наоборот, происходит от него, является следствием автоматизма и косности как причины смешного. Комическая иллюзия есть иллюзия грезы, а логика комического есть логика сновидения. Игру грез будет напоминать всякая игра идей, и поэтому она будет нас забавлять.
Сегодня юмор и остроумие
действительно приобретает
Мем (англ. meme), также известный как медиа-вирус — это идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально или через интернет. Мем может видоизменяться внутри носителя, оказывать влияние на него и общество в целом.
Мем проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни. Появляются, так называемы, устойчивые мемы, надолго вписывающиеся в субкультуры каких-либо слоев населения или культуру в целом.
Сейчас известно 2 основных мема, которые в этом плане бьют все рекорды – «демотиваторы» и «котэ». Они уже перешагнули Интернет и начали атаку на различные глянцевые издания, телепередачи, активно используются в PR и связе с общественностью. Для пользователя сети «демотиваторы» и «котоматрица» заменили анекдоты. Популярные мемы могут опираться на какие-то факты или события, а могут быть чистой абстракцией. Возникать «случайным» образом или иметь искусственное происхождение.Теперь рассмотрим мемы и их производную – медиавирусы, основой которых является «меметика».
Меме́тика — подход к эволюционным моделям передачи информации, который основывается на концепции мемов, рассматривающей идеи как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения и др. В настоящее время выделяется как самостоятельная научная дисциплина. Людям уже недостаточно слышать, им надо видеть юмористическую ситуацию.
Медиапространство – Интернет, теле- и радиоканалы, печатные издания, играют роль кровеносной системы ноосферы. Оболочку создают знаковое событие или система образов. Цель – привлечение внимания людей к чему-либо. На какое-то время голова этого человека становится заводом по клонированию мемов, а часть его действий выполняет функцию распространения. Иногда мы даже не замечаем, что начинаем мыслить этими категориями, они заменяют наши мировоззренческие взгляды. Это явление может быть как опасным так и полезным.
Безопасные мемы – таких большинство – всего лишь на время захватят внимание человека, в крайнем случае, заставят купить предметы без необходимости. Так работает мода на одежду и некоторые другие группы товаров. Страшнее, когда человек попадает во власть деструктивных мемов и медиовирусов – тоталитарные секты, опасные субкультуры и тому подобное. В этот момент он умирает как личность и становится носителем и репродуктором подхваченных вирусов сознания.
Итак, перечислим основные характеристики мемов:
1.Мемы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: мем содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, как устроен мир.
2.Мем занимает ум человека практически подобно тому, как паразит проникает в тело, и перестраивает нейрологическую систему так, чтобы она удовлетворяла его образу мышления. У каждого из них есть направления, в которых они делаются хищными и экспансивными или пассивными и склонными к сотрудничеству.
Мемы формируют наши основные жизненные приоритеты, которые, в свою очередь, на более поверхностном уровне, влияют на наше поведение и решения. Внешне люди могут делать одно и то же, однако ими будут двигать совершенно различные мемы. Невозможно определить, какой мем в настоящий момент функционирует, только наблюдая поведение - что человек делает.
Юмор везде культурно специфичен. При обмене шутками представителей разных народов и культур могут возникнуть недоразумения и проблемы.
Это небольшое под исследование посвящено тому, как шутят люди в разных странах и культурах и что из этого выходит. В этой работе использовались результаты исследований доктора Ричарда Вайземана в области юмора и другие результаты психологических исследований из «The Scientific Search For The World's Funniest Joke. London, UK: Random House», сюда внесены мои собственные наблюдения за отношением к юмору русских людей, в частности, близких и друзей. Таким образом, я суммировала результаты исследований ученых и философов, указанных в списке литературы, и попыталась их проанализировать.
Чувство юмора присуще
людям в разной степени и зависит
от многих причин, прежде всего от психологического
типа личности. Но не в меньшей степени
на него влияет то, что специалисты
по кросс-культурным коммуникациям
называют «коллективным
А поскольку юмор играет важную роль в коммуникации, и от его правильного использования зависит успех в общении, стоит внимательнее присмотреться, как шутят в разных культурах.
Очень часто предметом
шуток становятся некоторые
Но, сравнивая национальные модели поведения, можно обратить внимание на то, что очень часто русские оценивают другие нации лучше, чем себя, или, по крайней мере, не хуже. Такое поведение можно объяснить русским великодушием, которое позволяет нам быть снисходительными к недостаткам других, а если высмеивать их, то, как правило, беззлобно. Вот почему русский юмор понятен многим: русские не оскорбляют других и не прочь посмеяться над собой (см. приложение №.1).
Целый год понадобился ученым Великобритании, чтобы определить самый смешной анекдот в мире. Люди из самых разных стран приняли участие в исследовании, оценив анекдоты, выставленные на интернет-сайте LaughLab, и добавив к ним новые.
На завершающем этапе куратор исследования психолог Ричард Вайземан из университета Хертфордшира, имел в своем распоряжении более чем 40000 анекдотов и почти 2 млн оценок к ним. Эксперимент, проведенный лабораторией, на сегодняшний день считается самым масштабным в своей области.