Феномен сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие сознания и его структура. Значение теории отражения в философских концепциях сознания………..4
2. Генезис сознания. Значение биологического и социального в процессе формирования сознания………………7
3. Сознание и мозг. Сознание и язык……………………………………………………………………………………..9
4. Сознание, самосознание и бессознательное в современной философии и науке………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Феномен сознания в философии.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Феномен сознания в философии

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Миколюк М.Р.

Группа 21-Б 

                          Проверил: Гутова С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие сознания и его структура.  Значение теории отражения в  философских концепциях сознания………..4

2. Генезис сознания. Значение биологического  и социального в процессе формирования  сознания………………7

3. Сознание и мозг. Сознание и  язык……………………………………………………………………………………..9

4. Сознание, самосознание и бессознательное  в современной философии и  науке………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества  наук, среди которых философия.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его  взаимоотношений с окружающей действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что  те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта  форма характеризуется прежде всего  выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы  сознания предполагает очень широкий  спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и  естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее  время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается  на определенную  философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания.

Центральным философским  вопросом  всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые  предоставляет человеку сознание, и  о той ответственности, которую  возлагает сознание на человека. Вторичность  сознания по отношению к бытию  означает, что бытие выступает  как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим  условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную  систему бытия.

Сознание выступает как  особая форма отражения, регуляции  и управления отношением людей к  окружающей действительности, к самим  себе и своим способам общения, которые  возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает  и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие сознания  и его структура. Значение теории  отражения в философских концепциях  сознания

 

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает  вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также  специфические социально-психологические  механизмы и формы такого отражения  на разных его уровнях. Под сознанием  понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения  действительности общественно развитым человеком. Сознание заключается в  эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном  построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий.

Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру  и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная  форма бытия предмета «в голове»  человека. Это не означает, что в  голове есть реальные признаки как  такового (мыслимый огонь не жжет наш  мозг, образ снега не делает его  холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет  лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет  свойства, качества, сущность вещей  и их связи.

Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу  и теле человека. Материальной основой  психики человека, поэтому являются нейтрофизиологические процессы в  мозгу. От уровня структурной организации  мозга зависит уровень его  отражательных способностей.

Однако, сознание, являясь  результатом развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи  центральной характеристикой своей  сущности имеет нематериальность, а  идеальность. В коре мозга нейрохирург  видит не яркие мысли, а серое  вещество. Идеальное противоположно материальному. Бытие идеального носит  функциональный характер и выступает  как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сознание, являясь идеальным  существует только в материальной форме  своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура  мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален. Человек как  деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни  необходим язык. Он и возникает  как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

Для реализации познания, его  передачи и общение человеку необходимо слово, речь. Осуществляя речевую  деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление . Говорить - не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

Таким образом, речь, как  и орудия труда, это важнейший  фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое  выражение в звуке и письме психической жизни человека.

Наряду с языком существуют и другие знаково-символические  системы.

Наряду с естественными  есть и искусственные языки, созданные  человеком для решения определенных задач. Это языки науки, машинные языки, жаргоны эсперанто. Особо  значительную роль в условиях научно-технической  революции стали играть формализованные  и машинные языки. Формализованный  язык - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального  характера удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки  к информационной цивилизации.

Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания, обусловленный  социальной природой человека. Идеальное  есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения  целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.

Сознание выступает в  качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает  новые впечатления с прежним  опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

Структуру сознания можно  представить в виде круга, это  «поле» делится на четыре части.

Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе.

 ощущения, восприятия, конкретные  представления, с помощью которого  человек получает первичную чувственную  информацию. Главная цель.

 полезность и целесообразность  бытия тела человека.

Сфера логико-понятийных компонентов  сознания связана с мышлением, которое  выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

У разных людей - разная степень  сознания: от самого общего, мимолетного  контроля над потоком мыслей о  внешнем мире, до углубленных размышлений  над собой.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек  осознает себя через осознание собственной  деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и  осознает себя как личность.  Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания, можно выделить функции сознания:

 Познавательная

 Прогноза, предвидения,  целепологания

 Доказательства истинности  знания

 Ценностная

 Коммуникативная

 Регулятивная

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под  ним имеют в виду психическое  отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

В более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в  закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как  осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к  содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким  нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о  самом человеке. Познание, осознание  вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание  мира, а также чувственный и  рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они  не исчерпывают всей его структурной  полноты: оно включает в себя и  акт внимания как свой необходимый  компонент. Именно благодаря сосредоточенности  внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас  предметы, события вызывают в нас  не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит  и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное  искание истины.

Без человеческих эмоций никогда  не бывало, нет и быть не может  человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение  к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или  эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения  к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое  выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших  его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс  познавания затрагивает все стороны  внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как  образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными  на объект (внимание), эмоциональной  сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества  составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Генезис сознания. Значение биологического и социального  в процессе формирования сознания

Фундаментальной предпосылкой возникновения сознания является отражение, поэтому рассмотрение сути данного понятия является важной задачей.

Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные  свойства и признаки. Оно проявляет  себя в том случае, когда предмет  в процессе взаимосвязи с другими  вещами воспроизводит их структуру, особенные черты и способ поведения. Иначе говоря, отражение есть способность  предмета изменять свое состояние в  ответ на воздействие извне. Простейшие формы отражения встречаются  уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного  в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком  след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.п. Отражение в таких процессах носит пассивный, изоморфный характер. Здесь нет никакой целесообразности и активности действий. В силу данного обстоятельства отдельные природные системы при взаимодействии между собой могут разрушаться, не воспроизводя в себе никаких отпечатков и следов отражения.

Информация о работе Феномен сознания в философии