Феномен сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие сознания и его структура. Значение теории отражения в философских концепциях сознания………..4
2. Генезис сознания. Значение биологического и социального в процессе формирования сознания………………7
3. Сознание и мозг. Сознание и язык……………………………………………………………………………………..9
4. Сознание, самосознание и бессознательное в современной философии и науке………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Феномен сознания в философии.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения  мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования. Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств  и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сознание, самосознание  и бессознательное в современной  философии и науке

 

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка своих  возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той специфической  характеристики человека, которая именуется  самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение  и отличен человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это  осознание  человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В  формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

  Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание.  это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект иКак объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз  доказывает относительность различия и противоположности объекта  и субъекта, неправильность представлений  о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что  разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется  это деление, выражающееся по меньшей  мере в двух формах: в соотношении  объективного и субъективного в  содержании сознания и в форме  разделения сознания на объект и субъект  в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального  сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в  широком философском аспекте  включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим  же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие  явление сознания, представляют собой  также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме  индивидуального и в форме  социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей  теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих  случаях мы не выходим из рамок  обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия  и психология рассматривает это  раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом  всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений  сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для  научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую  трактовку самосознания, считают  самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они  различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки  самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность  формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную  им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.                           

Материалистическое понимание  самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в  его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий  и связей, которые они имеют  между собой или с внешним  миром.

Однако способность «я»  в процессе самосознания отвлекаться  от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность  рассмотрения субъектом всех этих состояний  в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и  стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием  сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек  сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего  тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания  или продуктом  развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес  и для философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени  развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область  органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной  из его предпосылок. Если же рассматривать  самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним  понимание классом или личностью  своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит  ваше сознания в общем смысле этого  слова, является формой общественного  сознания.

Бессознательное — это  совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих  вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательным являются сновидения, гипнотические состояния, явления  сомнамбулизма, состояния невменяемости  и т.п.

Структуры бессознательного различаются по степени своей  близости  к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные  с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении  определенным образом воздействовать на сознание.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты  противоречия, порой конфликты, но они  взаимосвязаны, взаимодействуют между  собой и способны достигать гармоничного единства.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем  человеческой психики, начиная активно  взаимодействовать с уровнем  сознания. Более того, под влиянинем  эволюции сознания бессознательное  развивается, изменяется и обогащается  по своей структуре, функциям и содержанию.

Заключение

Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с  членораздельной речью, логическими  обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает  как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции  его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение  и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это  осознание  человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно  выступает и в форме индивидуального  и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его  помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

  Самосознание возникло  не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который  кажется чем-то очень простым  и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых  отношениях со своим носителем, развивающимся  и меняющимся в процессе включения  человека в систему коллективной практической деятельности и меж  человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими  науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его  взаимоотношениями с деятельностью  индивида, пути его формирования и  развития, связи с бытием. Важно  подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении  сознания и бытия не сводится к  вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и  исторически  меняющихся типов и  форм, т.е. в некотором роде это  «вечный вопрос». «Вечный» в том  смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс  науки  и культуры постоянно усложняют  и изменяют конкретные формы отношения  сознания и бытия и ставят множество  проблем перед философской мыслью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2003. С. 254–272.

2. Бучило Н. Ф., Чумаков Н. Н. Философия. М., 2003. С. 56 – 103.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М., 1989. Ч. 2. С. 14—94.

4. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Летаевич Т. Г., Фатха Т. Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д. 2003. С. 135 –276.

5. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

6. Рябоконь Н.В. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

7. Спиркин А. Г. Философия. М., 2000. С. 336 – 379.

8. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2003. С. 373 – 397.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

 

 


Информация о работе Феномен сознания в философии