Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:08, контрольная работа
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие сознания и его структура. Значение теории отражения в философских концепциях сознания………..4
2. Генезис сознания. Значение биологического и социального в процессе формирования сознания………………7
3. Сознание и мозг. Сознание и язык……………………………………………………………………………………..9
4. Сознание, самосознание и бессознательное в современной философии и науке………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………
Особенностью отражения в
Так, нагревание под воздействием
солнечных лучей неодушевленных
предметов, скажем, скалистых гор, не
приводит их в состояние активности
и не стимулирует их поведения, так
как у них отсутствует
Живые (биотические) системы способны не только испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно себя проявлять в предметом окружении. На основе заложенной в них внутренней программы, они активно реагируют на воздействующие на них предметы, используя результаты их отражения в качестве ориентиров своего собственного поведения.
Исходной формой живого отражения
является раздражимость. Под раздражимостью
понимается реакция живого организма
на воздействие извне, в которой
проявляется в зародышевой
Следующей формой отражения в живой
природе являете
Психическое отражение осуществляется
в форме идеальных образов
предметов объективной
Социальными предпосылками возникновения сознания являются труд и язык. В известном смысле можно сказать, что труд создал человека. Процесс его возникновения охватывает миллиарды лет и с однозначностью трудно определить временные рамки появления сознания. Вместе с тем можно определенным образом утверждать, что с момента изготовления искусственных орудий труда у человека начался и процесс формирования сознания. Ведь для того, чтобы сделать элементарный топор или копье, первобытному человеку необходимо было в голове образно представить конечный результат этих изделий. Формирование идеальных образов предметов, ранее не существующих в природе, и явилось началом возникновения сознания.
Следующей социальной предпосылкой сознания является язык. Он возникает на первых этапах формирования общества, когда у людей в процессе трудовой деятельности появляется потребность общения между собой, необходимость передать свои мысли посредством слов. Язык, следовательно, не существует сам по себе, он является средством выражения мыслей. Этот процесс может осуществляться различным образом: посредством разговорной, устной и письменной речи, мимики, жестов, музыкальных звуков, в полотнах живописи, различных рисунках, в математических знаках и формулах. В любом случае, мысли человека реализуются посредством слов. Мысль является мыслью только тогда, когда она обличается в материальную оболочку Слова и посредством речи находит свое непосредственное выражение. В этом заключается экспрессивная функция языка.
Язык кроме экспрессивной, имеет и ряд других функций. Посредством его осуществляется процесс общения между людьми, обмен их мыслями. Человек рассуждает всегда предметно настраивает своего собеседника на понимание того, о чем идет разговор, т.е. вызывает у него определенные мысли, — в этом состоит коммуникативная функция языка.
Особое значение язык имеет для
передачи социального опыта. Он обеспечивает
преемственность в развитии материальной
и духовной культуры, транслирует
определенные знания, умения и навыки
от одних к другим поколениям людей.
Все богатство духовной культуры
прошлых исторических эпох, nocpедством
языка воспроизводится в
Слова не только выражают суть отдельных понятий, которые обозначают реальные предметы, одновременно они воздействуют и на психику человека, вызывая у него различные эмоциональные состояния. Под воздействием слов человек может испытывать радость, восторг, ликование, горечь, печаль и т.п. Слова как лезвие бритвы могут глубоко ранить человека и в то же время возвысить его, придавая ему смысл особой значимости его существования. Магическая сила слов настолько велика, что под их влиянием человек может терять память (амнезия), подчиняться воле других людей (зомбирование) и пребывать в гипнозе. В данном случае проявляет себя сеггустивная функция языка.
Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем между ними есть и определенные различия. Язык материален, а мышление идеально. Язык обозначает предметы, а сознание их отражает. В отличии от мышления язык консервативен и в меньшей степени податлив к инновациям и изменению. Решая задачи возрождения национального самосознания и языка, следует помнить об этом и решать данные проблемы не кавалерийским наскоком, а медленным, эволюционным путем.
3. Сознание и мозг. Сознание и язык
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.
Низшим формам живого, у
которых отсутствуют
Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное «разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга.
Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый – как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального. Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения
материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей. Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое,
идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К.Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Одной из предпосылок возникновения языка на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает
как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому
выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.
Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу -национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.