Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа
Иммануил Кант родился в 1724г. в Восточной Пруссии, в Кенигсбере, в семье ремесленника. Будущий философ воспитывался в духе пиетизма – глубокого религиозного благочестия и настроенности. В 1740г. он поступил в университет Кенигсберга, где до 1746г. изучал философию, математику и физику. После окончания университета Кант девять лет работал домашним учителем. В 1755г. он защитил диссертацию и начал преподавать в университете своего города в качестве приват-доцента. Четыре с половиной года философ являлся подданным российской императрицы, поскольку Кенигсберг был оккупирован в ходе Семилетней войны русскими войсками.
Введение.
1. Докритический этап.
2. Критический этап. Теоретическая философия.
3. Практическая философия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический институт
Направление подготовки 050400.62
« Психолого-педагогическое образование».
Заочное отделение
Кафедра: Педагогики и методик преподавания
Контрольная работа
Дисциплина: Философия
Тема: «Философия Иммануила Канта»
Студентка:
Группа:
Преподаватель: д.ф.н., профессор кафедры «История и философия» ТГУ Н.Ф. Шаров
Регистрационный номер __________ от __________________________
План:
Введение.
1. Докритический этап.
2. Критический этап. Теоретическая философия.
3. Практическая философия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Иммануил Кант родился в 1724г. в Восточной Пруссии, в Кенигсбере, в семье ремесленника. Будущий философ воспитывался в духе пиетизма – глубокого религиозного благочестия и настроенности. В 1740г. он поступил в университет Кенигсберга, где до 1746г. изучал философию, математику и физику. После окончания университета Кант девять лет работал домашним учителем. В 1755г. он защитил диссертацию и начал преподавать в университете своего города в качестве приват-доцента. Четыре с половиной года философ являлся подданным российской императрицы, поскольку Кенигсберг был оккупирован в ходе Семилетней войны русскими войсками. В 1770г. после защиты очередной диссертации Иммануил Кант в возрасте 46 лет стал профессором университета Кенигсберга. В течение последующих десяти лет он работал над своим главным философским произведением – «Критика чистого разума». Затем вышли в свет и другие критические произведения Канта. За свою долгую преподавательскую карьеру он читал самые разные курсы: логику, метафизику, этику, теоретическую физику, математику, право, педагогику, механику, минералогию, теологию и др. Особенной популярностью пользовались его лекции по физической географии и антропологии. Скончался Кант в 1804г., прожив долгую 80-летнюю жизнь так, как он учил и других.
В логике Кант проводил различие между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцедентальной, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос – об источниках и границах знания – Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретические естествознании и метафизике. Решение этих трех вопросов «Критики чистого разума» Кант приурочивает к исследованию трех основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.
Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. Его критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19в. неокантианство стремилось разработать на основе идей Канта систему идеализма. Двойственный характер философии Канта, допускающий ее критику «справа» и «слева», отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая ее положительные стороны и критикуя ее субъективно-идеалистической и агностической тенденции. Карл Маркс охарактеризовал философию Канта по ее общественному содержанию как немецкую теорию французской буржуазной революции.
1. Докритический этап.
В философии Канта традиционно
выделяется два периода: докритический
и критический, когда философ
опубликовал три своих
В сочинении «Единственно
возможное основание для
В набросках к «Наблюдениям над чувством возвышенного и прекрасного» Кант признал влияние на него французского философа Ж.Ж. Руссо, портрет которого был единственным украшением в его доме: «Я презирал чернь, ничего не значащую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей» [9; 373]. Образ человека, достоинство, которое приписал ему Кант в своих зрелых произведениях, неоднократно вызывало и вызывает восторженную оценку его последователей. Сами же «Наблюдения» явились первой работой Канта по эстетике. Введенные в ней понятия возвышенного и прекрасного были положены позднее в основу «Критики способности суждения». Противоположность между возвышенным и прекрасным Кант показывал, скорее образно, а не в строгих дефинициях, характерных для его критических работ: «ночь возвышенна, день прекрасен»; трагедия возвышенна, комедия прекрасна; мужчина возвышен, женщина прекрасна. Дружба характеризуется возвышенным, любовь между мужчиной и женщиной – прекрасным. На основании разного соотношения чувства возвышенного и прекрасного Кант попытался дать и характеристику западноевропейских наций: итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев и др.
Последние годы докритического
периода в целом можно
2. Критический этап. Теоретическая философия.
Повторной для творчества
Канта явилась его диссертация
«О форме и принципах чувственно
воспринимаемого и
«Границы чувственности
и разума» - так Кант первоначально
предполагал назвать свое главное
произведение, в котором он нашел,
по собственному утверждению, «ключ
ко всей тайне метафизики». Именно в
этом сочинении, которое в заключительной
редакции было названо им «Критикой
чистого разума», был окончательно
осуществлен переход к
«Критикой чистого разума» Кант намеревался совершить в философии «Коперниканский переворот», который стоял в утверждении того, что не «знания должны сообразоваться с предметами», а «предметы должны сообразоваться с нашим познанием». Так возникла кантовская трансцендентальная философия, полной идеей которой являлась «Критика». Понятие трансцендентального стало центральным для критической философии кенигсбергского мыслителя. Для его объяснения необходимо прежде всего охарактеризовать другое основополагающее для кантовской философии понятие – понятие априорного.
Хотя Кант утверждал, что всякое наше знание по времени начинается с опыта, признавая тем самым правоту эмпиризма в данном вопросе, он не считал, что знание целиком происходит из опыта, соглашаясь, таким образом, и с рационалистами. Согласно Канту, необходимость и всеобщность таких суждений, как «7+5=12» или «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками», нельзя объяснить из опыта. Подобное всеобщее и необходимое знание или представление, которое в своей значимости безусловно не зависит от всякого опыта, кант и назвал априорным, противопоставлял как врожденному, доопытному по своему происхождению знанию предшествующей философии, так и апостериорному знанию, происходящему из опыта и в нем же имеющему источник своей значимости. Если же к априорному представлению вовсе не примешивалось ничего из ощущения, то оно называлось у Канта чистым. Важным кантовском нововведением в интерпретации понятии понятия априорности являлось его утверждение, согласно которому априорной могла быть только форма, материал же являлся всегда апостериорным. Всякое значение должно состоять как из формы, так и из материала. Априорная форма пробуждалась лишь в опыте и только в единстве с материалом становилось знание. Сам опыт оказался у Канта состоящим из двух частей: из приходящего апостериорного материала и добавляемой самим субъектом априорной формы.
В докантовской философии понятие трансцендентального использовалось в нескольких смыслах. В Средние века было распространено учение о трансценденталиях – таких характеристиках сущего, которые превосходили десять аристотелевских категорий. Имелись как простые, обратимые сущим трансценденталии, так и разделительные. В дальнейшем возникла новая традиция истолковывать трансцендентальное: оно есть то, что свойственно и материальному, и имматериальному миру; к этой традиции примыкал Ламберт. Со временем всю метафизику или только онтологию стали воспринимать как трансцендентальную философию – так поступал, в частности, и Тетенс. Вольф в основанной им дисциплине трансцендентальной космологии связал трансцендентальность с общим, априорным рассмотрением. Кант в той или иной мере испытал влияние всех этих интерпретаций. Он определил трансцендентальное как то, что занимается исследованием возможности или применения априорного познания. Трансцендентальная философия Канта выясняет условия возможности априорного знания, условия, возможности и границы познания.