Филосифия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Иммануил Кант родился в 1724г. в Восточной Пруссии, в Кенигсбере, в семье ремесленника. Будущий философ воспитывался в духе пиетизма – глубокого религиозного благочестия и настроенности. В 1740г. он поступил в университет Кенигсберга, где до 1746г. изучал философию, математику и физику. После окончания университета Кант девять лет работал домашним учителем. В 1755г. он защитил диссертацию и начал преподавать в университете своего города в качестве приват-доцента. Четыре с половиной года философ являлся подданным российской императрицы, поскольку Кенигсберг был оккупирован в ходе Семилетней войны русскими войсками.

Содержание работы

Введение.
1. Докритический этап.
2. Критический этап. Теоретическая философия.
3. Практическая философия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

Тольяттинский государственный  университет

 

Гуманитарно-педагогический  институт

Направление подготовки 050400.62

« Психолого-педагогическое образование».

 

Заочное отделение

 

Кафедра: Педагогики и методик преподавания

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Философия

 

 

Тема:     «Философия Иммануила Канта»                       

 

 

 

 

 

                 

Студентка:                                                                            Т.С. Бардеева     

 

 

 Группа:                                                                                ППОбз - 1032

 

 

 

 

Преподаватель:              д.ф.н., профессор кафедры «История и философия» ТГУ  Н.Ф. Шаров

 

 

Регистрационный номер    __________  от  __________________________

 

                                                                                                      

                                 

 

 

 

 

 

 

                                                        Тольятти, 2013

План:

 

Введение.

1. Докритический этап.

2. Критический этап. Теоретическая  философия.

3. Практическая философия. 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Иммануил Кант родился в 1724г. в Восточной Пруссии, в Кенигсбере, в семье ремесленника. Будущий философ воспитывался в духе пиетизма – глубокого религиозного благочестия и настроенности. В 1740г. он поступил в университет Кенигсберга, где до 1746г. изучал философию, математику и физику. После окончания университета Кант девять лет работал домашним учителем. В 1755г. он защитил диссертацию и начал преподавать в университете своего города в качестве приват-доцента. Четыре с половиной года философ являлся подданным российской императрицы, поскольку Кенигсберг был оккупирован в ходе Семилетней войны русскими войсками. В 1770г. после защиты очередной диссертации Иммануил Кант в возрасте 46 лет стал профессором университета Кенигсберга. В течение последующих десяти лет он работал над своим главным философским произведением – «Критика чистого разума». Затем вышли в свет и другие критические произведения Канта. За свою долгую преподавательскую карьеру он читал самые разные курсы: логику, метафизику, этику, теоретическую физику, математику, право, педагогику, механику, минералогию, теологию и др. Особенной популярностью пользовались его лекции по физической географии и антропологии. Скончался Кант в 1804г., прожив долгую 80-летнюю жизнь так, как он учил и других.

В логике Кант проводил различие между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцедентальной, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос – об источниках и границах знания – Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретические естествознании и метафизике. Решение этих трех вопросов «Критики чистого разума» Кант приурочивает к исследованию трех основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.

Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние  на последующее развитие научной  и философской мысли. Своим учением  об антиномиях разума он сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. Его  критиковали и пытались на него опереться  философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19в. неокантианство стремилось разработать на основе идей Канта систему идеализма. Двойственный характер философии Канта, допускающий ее критику «справа» и «слева», отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая ее положительные стороны и критикуя ее субъективно-идеалистической и агностической тенденции. Карл Маркс охарактеризовал философию Канта по ее общественному содержанию как немецкую теорию французской буржуазной революции.

 

1. Докритический этап.

 

В философии Канта традиционно  выделяется два периода: докритический  и критический, когда философ  опубликовал три своих знаменитых «Критики» и провозгласил программу  критической философии. Однако не следует понимать это различие слишком строго: ряд ключевых для критического периода тезисов Кант высказывал еще в своих произведениях до 1770г. В то же время, и в его критических сочинениях можно обнаружить мысли, свойственные еще докритическому периоду. Широко распространено представление, будто докритические посвящены преимущественно естественнонаучной проблематике. Но если взглянуть на весь корпус докритических работ Канта, то трудно не заметить доминирование именно философских тем и вопросов. Уже в своей первой работе «Мысли об истинной оценке живых сил» Кант ставил вопрос о совершенствовании метафизики и применения в ней геометрического метода. Самым же значительным произведением неба». В ней И. Кант высказал космогоническую гипотезу об образовании из первоначальной туманности планетарной системы, которая объясняла происхождение масс, движений и положение орбит. Перефразируя Декарта, Кант заявил: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир. Ибо, раз дана материя, которая по природе своей одарена силой притяжения, нетрудно определить те причины, которые могли содействовать устроению системы мира, рассматриваемой в целом» [8; 123]. При этом возникновении жизни осталось для Канта загадкой. Мыслитель также утверждал, что «большинство планет, несомненно, обитаемо, а необитаемые со временем будут населены» [8; 245]. Данное убеждение Кант разделял до конца жизни.

В сочинении «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» Кант отверг онтологическое и физико-телеологическое доказательство бытия Бога, пользовавшиеся популярностью  в то время. Он утверждал, что либо вообще невозможно никакое логически строгое доказательство бытия Бога, либо оно должно опираться на такое основание, которое вытекает из внутренней возможности, сущности вещей. Согласно Канту, необходимо убедиться в бытии Бога, «но вовсе не в такой же мере необходимо доказать его». В работе «Опыт введения в философии отрицательных величин» Кант пришел к выводу о необходимости проводить различие между логическим основанием и реальным основанием, причиной. Статус формальной логики и ее роль в человеческом познании философ рассмотрел также в своем произведении «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма». Резкая критика, которой Кант подверг традиционную логику, не имела, однако, ничего общего с тем третированием, которое испытала данная наука со стороны Гегеля. Кант критикует не саму логику как таковую, а бесплодные попытки поиска нового знания, основанные лишь на одних умозаключениях. Именно поэтому он и высказался о модусах силлогизма как о «почтенной ржавчине древности». В конкурсной работе «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» Кант серьезно размежевался с вольфианской метафизикой, подчеркивая различия философского и математического метода, а также указывая на необходимость предварительного анализа в метафизике, который должен предшествовать синтетическим построениям.

В набросках к «Наблюдениям над чувством возвышенного и прекрасного» Кант признал влияние на него французского философа Ж.Ж. Руссо, портрет которого был единственным украшением в его  доме: «Я презирал чернь, ничего не значащую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее  превосходство исчезает; я учусь  уважать людей» [9; 373]. Образ человека, достоинство, которое приписал ему Кант в своих зрелых произведениях, неоднократно вызывало и вызывает восторженную оценку его последователей. Сами же «Наблюдения» явились первой работой Канта по эстетике. Введенные в ней понятия возвышенного и прекрасного были положены позднее в основу «Критики способности суждения». Противоположность между возвышенным и прекрасным Кант показывал, скорее образно, а не в строгих дефинициях, характерных для его критических работ: «ночь возвышенна, день прекрасен»; трагедия возвышенна, комедия прекрасна; мужчина возвышен, женщина прекрасна. Дружба характеризуется возвышенным, любовь между мужчиной и женщиной – прекрасным. На основании разного соотношения чувства возвышенного и прекрасного Кант попытался дать и характеристику западноевропейских наций: итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев и др.

Последние годы докритического периода в целом можно охарактеризовать как годы все более возрастающего  интереса к метафизике: в это время  Кант все больше дистанцируется от старой, догматической философии, претендующей на познание самой действительности, и пытается найти обоснование  для новой метафизики. В «Грезах  духовидца, поясненных грезами метафизики»  Кант критиковал утверждение шведского  мыслителя Э. Сведенборга о его  способности общаться с душами умерших  людей и получать от них все  возможные знания. В этой работе он также подверг критике рациональную спекулятивную метафизику. В одном  из писем 1766г. к Мендельсону Кант даже написал, что смотрит с отвращением и ненавистью на напыщенные претенциозностью метафизические тома того времени. Однако Кант выступил не против метафизики как таковой, а против вполне определенного его вида – прежде всего, метафизики вольфианского толка, с которой он был прекрасно знаком, поскольку многие годы читал курсы по метафизике в университете Кенигсберга по учебникам вольфианцев Баумгартена и Баумайстера. Кант пытался найти для метафизики – науки, которую он был «волею судьбы влюблен» и от которого зависело «даже истинное и прочное благо человеческого рода», - новые основания, благодаря которым она могла бы стать истинной и достоверной наукой. Метафизике Кант начал придавать в это время уже новое значение, понимая ее как «науку о границах человеческого разума».

 

2. Критический  этап. Теоретическая философия.

 

Повторной для творчества Канта явилась его диссертация  «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого  мира». В ней он пришел к принципиальному  для критического периода утверждению  о пространстве как субъективной схеме, которая не является ни отношениями  между вещами, ни субстанцией, в которой  вещи существуют. Кроме того, Кант признавал  интеллектуальное созерцание лишь у  Бога, считая всякое человеческое созерцание чувственным. В то же время, он еще  резко противопоставлял в диссертации  чувственность и рассудок, а также  некритически рассматривал границы  познания: чувственные представления  показывают вещи, какими они нам  являются, а представления рассудка, - какими они существуют. Эти тезисы будут преодолены кенигсбергским философом  в основных критических произведениях.

«Границы чувственности  и разума» - так Кант первоначально  предполагал назвать свое главное  произведение, в котором он нашел, по собственному утверждению, «ключ  ко всей тайне метафизики». Именно в  этом сочинении, которое в заключительной редакции было названо им «Критикой  чистого разума», был окончательно осуществлен переход к критической  философии, который наметился еще  в диссертации в 1770г. Об этом переходе сам Кант говорил как о «пробуждении от догматического сна», особо подчеркивая при этом влияние, оказанное на него философией Юма. «Критика чистого разума» была посвящена исследованию возможности и границ человеческого познания. Свою критику Кант противопоставил догматизму как методу «чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума». В «Критике» философ определил свое отношение к предшествующей философии: как британской эмпирической, так и континентальной рационалистической. В целом сочинение было направлено против «материализма, фатализма, атеизма, неверия свободомыслия, фанатизма и суеверия; идеализма и скептицизма» и должно было «ограничить знание, чтобы освободить место вере» [7; 24, 26]. Кант понимал свою работу как трактат о методе, который на основе исследования возможности математики и чистого естествознания должен был дать новое обоснование возможности метафизики как науки. Структура же кантовского произведения в целом соответствовала делению традиционных сочинений по метафизике: онтология, психология, космология и рациональная теология. До сих пор нет единства в том, к какой философской дисциплине следует относить «Критику чистого разума» - к логике, теории познания или метафизике. Собственно оценки Канта больше всего свидетельствуют в пользу понимания его главного сочинения как метафизического тракта.

«Критикой чистого разума»  Кант намеревался совершить в  философии «Коперниканский переворот», который стоял в утверждении того, что не «знания должны сообразоваться с предметами», а «предметы должны сообразоваться с нашим познанием». Так возникла кантовская трансцендентальная философия, полной идеей которой являлась «Критика». Понятие трансцендентального стало центральным для критической философии кенигсбергского мыслителя. Для его объяснения необходимо прежде всего охарактеризовать другое основополагающее для кантовской философии понятие – понятие априорного.

Хотя Кант утверждал, что  всякое наше знание по времени начинается с опыта, признавая тем самым  правоту эмпиризма в данном вопросе, он не считал, что знание целиком  происходит из опыта, соглашаясь, таким  образом, и с рационалистами. Согласно Канту, необходимость и всеобщность таких суждений, как «7+5=12» или «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками», нельзя объяснить из опыта. Подобное всеобщее и необходимое знание или представление, которое в своей значимости безусловно не зависит от всякого опыта, кант и назвал априорным, противопоставлял как врожденному, доопытному по своему происхождению знанию предшествующей философии, так и апостериорному знанию, происходящему из опыта и в нем же имеющему источник своей значимости. Если же к априорному представлению вовсе не примешивалось ничего из ощущения, то оно называлось у Канта чистым. Важным кантовском нововведением в интерпретации понятии понятия априорности являлось его утверждение, согласно которому априорной могла быть только форма, материал же являлся всегда апостериорным. Всякое значение должно состоять как из формы, так и из материала. Априорная форма пробуждалась лишь в опыте и только в единстве с материалом становилось знание. Сам опыт оказался у Канта состоящим из двух частей: из приходящего апостериорного материала и добавляемой самим субъектом априорной формы.

В докантовской философии понятие трансцендентального использовалось в нескольких смыслах. В Средние века было распространено учение о трансценденталиях – таких характеристиках сущего, которые превосходили десять аристотелевских категорий. Имелись как простые, обратимые сущим трансценденталии, так и разделительные. В дальнейшем возникла новая традиция истолковывать трансцендентальное: оно есть то, что свойственно и материальному, и имматериальному миру; к этой традиции примыкал Ламберт. Со временем всю метафизику или только онтологию стали воспринимать как трансцендентальную философию – так поступал, в частности, и Тетенс. Вольф в основанной им дисциплине трансцендентальной космологии связал трансцендентальность с общим, априорным рассмотрением. Кант в той или иной мере испытал влияние всех этих интерпретаций. Он определил трансцендентальное как то, что занимается исследованием возможности или применения априорного познания. Трансцендентальная философия Канта выясняет условия возможности априорного знания, условия, возможности и границы познания.

Информация о работе Филосифия Канта