Филосифия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:03, реферат

Описание работы

Опыт постижения мира человеком крайне разнообразен по своим формам, содержанию и результатам. Он простирается от сенсорного «ощупывания» вещей до идеациального проникновения в чистые сущности, в интеллигибельный мир, от рассудочного до интуитивного, от имманентного до трансцендентного, от рационально осмысливаемого до иррационально постигаемого.

Файлы: 1 файл

метафизика.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Предельный и мгновенный охват Универсума внутренним взором- реальный медитативный опыт, демонстрировавшийся  Платоном,

 

Аристотелем, Декартом, Кантом, Гегелем, Соловьевым.... К сожалению, это достаточно редкое событие, подчеркивающее, однако, его возможность, выявляющее сущностную природу философии и  бытия человека.

Здесь встает вопрос: какая  душа способна на это?

Уже в древности выявляются основания и свойства философствующей  души: божественный огонь доступен только душе, обладающей «сухим блеском» /Гераклит/, умеющей обуздать воображение  мыслью /Парменид/, умершей для земной жизни /Платон/, обладающей высшей дианоэтической добродетелью /Аристотель/.

Много внимания уделил этому  вопросу русский философ И. Ильин, понимавший нравственную философию  как «внутреннее делание», требующее  особой душевно - духовной культуры. «Дух- это то, что объективно значительно  в душе, и философствующий живет  именно в сфере этих объективно значительных состояний»/Ильин И.А. Философия  как духовное делание //Русская философия. - Конец XIX - нач. ХХ века. СПб., 1993, с.457/. Философ  должен жить тем , что познает; так, чтобы  его личная жизнь стала жизнь  предмета в нем. Философствующая  душа «пребывает в непроницаемой  для чужого сознания замкнутости, с  глазу на глаз с непосредственно  добытым, интуитивно исследуемым и  мысленно раскрываемым содержанием» /Там  же, с.460/,

Таким образом, философствование не может быть имперсональным, даже если, как у Гегеля, философствует, в сущности, «абсолютный дух», но в человеческой форме выражения  этого абсолютного самосознания.

Насколько специализирована философская деятельность и каковы здесь ограничения для субъекта «с улицы»? Философия представляет целостный, системно- универсальный, политически  неангажированный и индивидуально  ориентированный тип мироотношения. На уровне социального существования  она действительно обнаруживает себя как профессионально специализированный вид деятельности соответствующе подготовленных для этого людей /философов- исследователей и преподавателей/. Однако, второй- более  широкий план существования философии  в социуме - это философия как  всеобщий- модус мышления. В этом своем качестве философия не является принадлежностью, формой, видом занятия  определенной группы людей, а образует одну из важнейших духовных координат  мироотношения всех людей и каждого  индивида в отдельности. Как нет  специфически философского материала  мысли, и она может вырасти  из «любого сора, не ведая стыда», так, очевидно, нет для философствования исключительных профессиональных рамок. Необходимы лишь онтологическая «захваченность»  и присутствие в основании  собственного бытия, «спрашивание о  целом». /М. Хайдеггер/. Философская  посвященность не связана с родовым  занятием; философствование- техника  бытия, но не техника быта.

 

Становится понятным, что  антропологическим ядром нашей  проблемы выступает вопрос о взаимоотношении  и координации человеческой сущности /эссенции/ и человеческого существования /экзистенции/.

Сущность - ипостасное отношение  центральных качеств, аспектов, выделяющих вещь среди других, определяющих его  самодостаточность, или по Канту, это  первый внутренний принцип того, что  относится к возможности вещи.

Существование - развертка  сущности в бытии вещи, неадекватная реализация сущности.

Внутренняя метафизическая напряженность во взаимоотношениях сущности и существования прекрасно  показана Кантом: «Человеческий разум  осаждают вопросы, от которых он не может отделаться, так как они задаются ему собственной его природой, но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят его силы» /Критика чистого разума, С.11/.

Контрольные вопросы по §1

Каковы взаимоотношения  между естествознанием, философией и теологией, и как это влияет на решение проблемы определения  сущности философии (ее предмета)?

Что такое философский  плюрализм?

Чем отличается предмет философии  от ее основного вопроса?

Что означает понятие «метафизика»?

Чем различаются трактовки  философской метафизики в работах  Аристотеля, Платона и Канта?

Каковы общие признаки и критерии выделения метафизического  плана философской антропологии?


Информация о работе Филосифия