Философия Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в ознакомление с философским учением одного из представителей периода патристики Аврелия Августина. Для достижения этой цели рассмотрим причины, повлиявшие на мировоззрение Августина, а также его вклад в развитие философии. Актуальность выбранной темы заключается в том, что Августин Блаженный (354-430) оказал сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества. Аврелий Августин жил в эпоху, когда христианство еще не было господствующим мировоззрением..

Файлы: 1 файл

Августин Блаженный.docx

— 37.48 Кб (Скачать файл)

6. Ряд сочинений «Против Пелагия». Пелагий, родом из Британии, был  блестящим оратором и писателем,  преподававшим гуманитарные дисциплины в Риме. В своих сочинениях он протестовал против низкого уровня христианской жизни в послеконстантиновой Церкви, проповедуя христианский героизм и совершенство. Церковь, согласно Пелагию, должна состоять из непогрешимых, совершенных людей, причем качества эти достижимы человеческим усилием. В полемике с Пелагием родилось учение блаженного Августина о спасении через благодать. Он также писал против ученика Пелагия Юлиана Экланского, учившего, что не следует крестить младенцев, ибо они безгрешны.

7. «О Троице» - богословский трактат,  написанный в более поздний  период жизни Августина. Это  умозрительное сочинение о тайнах  Пресвятой Троицы оказало огромное  влияние на западное богословие.

 

Нельзя отрицать огромный вклад Августина в историю.

 

Он остается одним из тех немногих христианских мыслителей, о котором  нехристиане знают и помнят, и  кому они как минимум отводят  место в истории развития человеческого  духа. Августин более чем какой бы то ни было иной мыслитель, повлиял на западную теологию и веру, став творцом средневековой парадигмы. И это несмотря на парадоксальный характер августинианства, приносившего не только полезные плоды, но также ереси и заблуждения.

В то время как восточная теология, уделяла большее внимание рассуждениям об обожествлении человека, Августин напротив, основываясь на собственном жизненном опыте и на плодах своего глубокого изучения творений Павла, сделал проблему благодати центральной темой западной теологии и в этой сфере нашел бесчисленные доступные латинские формулировки.

Итак, согласно Августину, христианство должно быть религией не дел и закона, а благодати. Но по мнению швейцарского теолога Ганса Кюнса нет сомнений, что тот самый Августин,|который выступал за примат воли и любви, который написал фразу, как «Люби — и делай, что хочешь», который умел столь блестяще писать о милости Божьей, — что именно он несет ответственность и за в высшей степени сомнительные пути развития латинской церкви, а именно, в следующих основополагающих пунктах.

1. Августин явно подчеркивал  равенство мужчины и женщины  — по крайней мере на духовном уровне (относительно рационального мышления), — обусловленное богоподобием обоих полов. Но в то же время он разделял общепринятое в те годы мнение о том, что в телесном отношении женщина находится на более низкой ступени, чем мужчина.

2. «Овещвление» благодати в западной теологии и благочестии. Для Августина « благодать прощения » служит лишь приуготовлением к «благодати вдохновения», которая входит в человека как некая динамичная субстанция благодати, спасающая и преобразующая его. В таком случае, говоря о благодати, Августин уже подразумевает не милостивого к нам живого Бога, но отличную от Бога, ставшую самостоятельной, зависимую преимущественно от таинства «сотворенную благодать», о которой ничего не говорится в Новом Завете. Но именно на такой благодати было в средние века сосредоточено внимание латинской теологии и, что в корне отличало ее от греческого богословия.

3. Страх перед предопределением, характерный для западного благочестия. Это привело к сглаживанию универсального значения Христа в деле спасения и — совершенно вразрез с позицией Павла — к индивидуалистически ограниченному пониманию высказываний Послания к римлянам об Израиле и церкви. Также Августин внес немалый вклад в распространение страха перед демонами в западной церкви. Страх по поводу того, будут ли спасены души людей совершенно не соответствовал благой вести Иисуса и противоречил воле Бога к всеобщему спасению.

4. Новая трактовка учения о  Троице.

Августин выступает за единую божественную природу, или субстанцию, за общую  для всех трех ипостасей божественную сущность, великолепие, величие. Это — то самое знаменитое латинское добавление к никейскому Символу веры «Дух, исходящий от Отца и Сына»), которое греки и по сей день отвергают как абсурдное и т.д.

 

Учения  Августина Блаженного

 

О бытии

 

Бог сотворил материю и наделил  её различными формами, свойствами и  назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все  сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло - не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая  красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее  в мире. Мир один и несколько  миров быть не может.

Материя характеризуется через  вид, меру, число и порядок. В мировом  порядке всякая вещь имеет свое место.

 

Бог, мир и человек

 

Проблема Бога и его отношения  к миру выступает у Августина  как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны.

Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы  в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек - это душа, которую вдохнул  в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют.

Человек создавался Богом, как свободное  существо, но, совершив грехопадение, сам  выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек  становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело  зависит от Бога.

С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека - спасение перед  Страшным Судом, искупление греховности  рода человеческого, беспрекословное  повиновение церкви.

 

О благодати

 

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление  к Богу, является божественная благодать. Благодать - особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

 

Благодать в представлении Августина  напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой  в то, что Христос искупил все  человечество. Значит, по природе своей  благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что  некоторые люди не способны принять  благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить "постоянство в добре". Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет  сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет "даром  постоянства". Только благодаря принятию этого дара "званные" смогут стать "избранными".

 

О свободе и божественном предопределении

 

Первые люди до грехопадения обладали свободной волей - свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди лишились свободной  воли, стали рабами своих желаний  и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей  смертью пример послушания Отцу, повиновения  Его воле. Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную.

Каждый человек, следующий заветам  Иисуса и принимающий волю Бога как  свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

Предопределение - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении  зла и об отношении благодати  к свободе.

Люди способны творить благо  лишь с помощью благодати, которая  несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен  к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные  и могут сознательно предпочитать зло добру.

Можно подумать, будто бы есть предопределение  к злу со стороны Бога, - так  как все существующее окончательным  образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - к злу и гибели.

Эту идею абсолютного предопределения  и развивал Августин, правда, в его  учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении  был решен догматически: мы не можем  знать всего, во что верим.

«Высокие предметы», о которых  рассуждал в своих трудах философ - Бог, откровение, переживания –  они войдут в христианство, чтобы  остаться там навсегда. Мысли Августина  гораздо шире, чем только религиозные  переживания, потому что Августин понял, что знать – значит пережить и  в то же время знать можно только слово Бога.

 

О вечности, времени и памяти

Никто до Августина так глубоко  не переживал движение жизни, никто  так не чувствовал время. «Я исповедовался, о том, что было. А куда оно делось? А было ли? Его же нет. Прошлого нет, будущего нет. Но есть точка, где сходится нет и нет, точка одна – вот это настоящее». Но получается, что мы живем всегда один только миг. Тогда философ решает эту проблему таким образом: то, что прошло, этого, конечно,  уже нет, но оно и есть, потому что ничего не уходит в ничто, все остается. Следовательно, это прошлое и есть настоящее. Будущее – тоже, потому что не может быть никакого будущего, которое не проистекало бы из настоящего . Что же такое время? Будущее и прошлое всегда есть в настоящем в качестве семян, но семян, которые имеют бытие.

Время - мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют  реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей  надежде.

Настоящее - это стремительное изменение  всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в  этот момент не уповает на будущее.

Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда.

При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны "помнить" будущее, чем и объясняется способность  ясновидения. Как следствие, раз  время существует только потому, что о нём помнят, значит, для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира - вместе с тем и начало времени.

Время обладает длительностью, которая  характеризует продолжительность  всякого движения и изменения.

Вечность - она ни была, ни будет, она  только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

 

Добро и зло - теодицея

 

Говоря о деяниях Бога, мыслители  подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

Августин доказывал, что все  сотворенное Богом в той или  иной мере причастно к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая  ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и  свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".

Бывает и так, что мучащее  человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

Иными словами, без зла мы не знали  бы, что такое добро.

В последних обращениях, важно принятие библейского учения, в котором  вся действительность принадлежит  добру. Есть единственный Создатель, который добр, и нет начала альтернативному по отношению к Богу-Создателю.

Так как же объяснить зло? Августин открывает свободу человека, который  может делать зло, и зло, которое  совершит человек, не останется без  последствий, так как оно вносит беспорядок в действительность. Но избежать этого можно. Вот то, что  не знали античные философы, настаивая  на том, что нашли ответ на вопрос о счастье человека, ведь они должны были игнорировать реальность нашей настоящей жизни, которая состоит из страданий и, в том числе, перспективы смерти. Августин же произносит слово «надежда». Реализация античного идеала на самом деле это надежда, которой живут христиане, и те изменения, которыенадежда на будущую жизнь производит в жизни настоящей.

Информация о работе Философия Августина Блаженного