Философия Аврелия Августина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августниа……………………...…4
2. Философствование в вере……………………………………………………...8
3. Открытие «личности» и метафизика «душевных глубин»…………………..8
4. Истина и прозрение…………………………………………………………...10
5. Бог……………………………………………………………………………...13
6. Троица………………………………………………………………………….14
7. Творение, Идеи как мысли Бога……………………………………………...15
8. Структура темпоральности и вечность………………………………...……17
9. Зло и его онтологический статус………………………………………...…..17
10. Воля, свобода, благодать………………………………………………...….19
11. «Град земной» и «Град Божий»……………………………………...……..19
12. Суть человека - это любовь…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………...23

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра «Философия»

 

 

 

 

 

Контрольно  – курсовая работа

по курсу

«Философия»

На тему:

«Философия  Аврелия Августина»

Вариант 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                             

 

 

Проверил:                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августниа……………………...…4

2. Философствование в вере……………………………………………………...8

3. Открытие «личности» и метафизика «душевных глубин»…………………..8

4. Истина и прозрение…………………………………………………………...10

5. Бог……………………………………………………………………………...13

6. Троица………………………………………………………………………….14

7. Творение, Идеи как мысли Бога……………………………………………...15

8. Структура темпоральности и вечность………………………………...……17

9. Зло и его онтологический статус………………………………………...…..17

10. Воля, свобода, благодать………………………………………………...….19

11. «Град земной» и «Град Божий»……………………………………...……..19

12. Суть человека - это любовь…………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Августин Аврелий - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви. Его культурное формирование и образование происходило всецело на основе латинского языка, греческий он знал поверхностно. Самобытностью своей личности Августин обязан своей матери Монике, которая заложила основу и предпосылки его обращения в христианство.

Учение Августина стало  определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю  христианскую Западную Европу. Никто  из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая  характеризовала Августина. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону  христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил  дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

 

 

 

1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августниа

Августин Аврелий родился  в 354 г. в Тагасте (Нумидия, Африка). Его  отец Патриций был мелким собственником, связанным с язычеством (крещен был  лишь в конце жизни). Напротив, его мать Моника была истой христианкой. Закончив школу в Тагасте, благодаря финансовой помощи друга отца, он едет в Карфаген, чтобы совершенствоваться в риторике. Его культурное формирование и образование происходило всецело на основе латинского языка, греческий он знал поверхностно. Долгое время Цицерон оставался для него образцом.

Риторы в эпоху Августина  уже потеряли былую славу, превратившись  в обычных учителей. Августин преподавал сначала в Тагасте (374), затем в  Карфагене (375 – 383), однако студенческие волнения заставили его бежать в Рим в 384 г. В тот же год он едет в Милан, где становится профессором риторики. Здесь он встречает поддержку манихеев, сторонником которых на некоторое время становится. Однако в 386 году он принимает христианство. Это стоило ему места профессора, он подает в отставку и возвращается в деревню (в Брианце), где остается в обществе друзей, матери, брата, сына Адеодата.

В 387 г. Августин принимает  крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку. По пути, в Остии, умирает его мать Моника.

Вернувшись в Тагаст, он распродает наследство и основывает религиозное братство, быстро прославившиеся святостью образа жизни. В 391 г. в  Гиппоне епископом Валерием Августин был назначен священником. Там он открыл монастырь.

В 395 г. после смерти Валерия, приобщенного вскоре к лику святых, Августин становится епископом. В маленьком  городке Гиппоне он вступает в  непрестанные схватки с еретиками  и схизматиками, тогда же пишет  свои известные сочинения. Умер он в 430 г., когда вандалы осаждали город.

Его духовную революцию  мы можем проследить по этапам:

1) Самобытностью своей личности Августин, в первую очередь, без сомнения, обязан своей матери Монике, которая заложила основу и предпосылки его обращения в христианство. Моника была женщиной более чем скромной по образованию, однако веру имела необыкновенной силы, открывая истину, неведомую самоуверенным ученым. Таким образом, истина Христова, увиденная сквозь призму эволюции, хотя этот путь не сразу привел его к христианству.

2) Второй фундаментальной встречей, обратившей Августина к философии, было знакомство с «Гортензием» Цицерона, когда он учился в Карфагене. Здесь он нашел типично эллинистическую философию как форму мудрости и искусства жизни, счастья. Августин обращается к Библии, но не понимает ее. Стиль, которым она написана, столь непохожий на рафинированный цицероновский и казавшийся антропоморфным языком беседы с Богом, завел его в непреодолимый тупик.

3) В 19 лет (373 г.) Августин оказался в сетях манихейства, которое, как ему казалось, будучи теорией спасения на рациональном уровне, находило место и для Христа. Манихейство, основанное в III веке персом Мани, включало: 1) рационалистический подход, 2) резкую форму материализма, 3) радикальный дуализм добра и зла, понимаемых не просто как моральные, но и онтологические и космические начала. Благо отделяется от зла в процессе длительного очищения в самых фантастических формах. Очищение добра от зла среди людей происходит стараниями «избранных», которые вместе с послушниками образуют церковь. «Избранные» очищаются от зла не только посредством чистой жизни, безбрачия и отказа от семьи, но и воздерживаются от материальных забот, занятые лишь совершенствованием. «Послушники», которые ведут жизнь менее совершенную, заботятся об «избранных», чтобы они ни в чем не нуждались. Для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение.

4) Уже в 383/384 г. Августин отходит от манихейства, попытавшись найти себя в философии академического скептицизма. Однако он 
не находил в ней имени Христа. Сильнейшие конфликты между разумом и верой, добром и злом, казалось ему, подтверждали позицию 
дуализма.

5) Встреча с епископом Амвросием в Милане решила все: Библия 
стала доступной пониманию. Новое прочтение неоплатоников открыло 
Августину нематериальную реальность и нереальность зла. Послание 
Святого Павла открыло, наконец, смысл веры, благодати и суть Христа - избавителя.

Сначала Августин слушал Амвросия как один ритор слушает другого ритора. Наконец, он приходит к пониманию, что Ветхий Завет не может быть отвергнут: это безосновательно и неверно.

Плотин и  Порфирий, которых Августин читал  в переводе М. Викторина, ему подсказали выход из метафизических затруднений. Понятие бестелесного и доказательства того, что зло это не субстанция, а лишь ее отсутствие, Августин нашел в сочинениях платоников много общего с Писанием. Однако он не встретил у них тезиса о том, что Сын Божий умер во искупление грехов человеческих. Но этого Августин и не мог найти ни у Плотина, ни у Порфирия: ведь Бог держит в тайне от мудрецов слово Свое, чтобы открыть его кротким и смиренным. Это истина, которая требует полного внутреннего переворота, не разума, но веры. Крест, распятие — вот путь духовного преображения.

6) Последняя фаза жизни Августина отмечена баталиями с еретиками. Вплоть до 404 г. продолжалась борьба с манихеями. Затем Августин ниспровергал донатистов, которые настаивали на том, чтобы не принимать вновь в свои общины тех, кто под давлением гонителей отрекся от веры или поклонился идолам, а также, как следствие, считали неправомерным отправление таинства служителями церкви, так или иначе запятнавшими себя такими действиями. На совещании епископов в Карфагене в 411 году Августину удалось доказать, что ошибочно связывать, как это делали донатисты, действенность христианских терминов с чистотой служителей Бога; результат зависит единственно от божьей благодати. Это была победа Августина.

Начиная с 412 г. объекты его полемики - Пелагий и пелагианство. Августин с помощью избранных мест из христианского Откровения показал сущностную необходимость божьей благодати. Это значило, что началось Средневековье.

Литературная  продукция Августина огромна. Упомянем лишь основные его произведения: 1) Преимущественно философские сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О величине души» (388, Рим), «Об учителе» и «О музыке» (388—391), «Монологи», «Бессмертие души» (Милан). 2) Шедевр философско-догматической теологии «О Троице» (399-419). 3) Апологетическое сочинение «О граде Божьем» (413—427). 4) Экзегетические работы: «О христианском учении» (396—426), 
«Комментарии к «Исходу» (401—414), «Комментарии к ев. Иоанну» 
(414—417), «Комментарии к псалмам». 5) Работы против манихеев: «Об обычаях католической церкви и 
об обычаях манихеев» (389), «О свободной воле» (395), «Об истинной 
религии» (390), «Об Исходе» (против манихеев)» (398) и др. 6) Работы против донатистов: «Против послания Пармениана» 
(400), «О крещении» (против донатистов) (401), «Против Гауденция, 
епископа донатистов» (420). 7) Антипелагианскиеработы: «Одухеибукве» (412), «Одеяниях Пелагия» (417), «Христоваблагодать и первородный грех» (418). 8) Безусловный шедевр с литературной точки зрения — «Исповедь» (397). «Отречения» (426—427) содержат в себе переоценку Августином некоторых своих тезисов, защищаемых им ранее.

 

 

2. Философствование в вере

Плотин изменил  образ мыслей Августина, переведя их в новую категориальную плоскость, которой уже были чужды материалистические схемы; так универсум и человек предстали перед ним в другом свете. Обращение в веру изменило в Августине все: образ жизни, строй мысли, ему открылись новые горизонты. Вера становится субстанцией жизни и мышления, которое, в свою очередь, стимулируемое и подтверждаемое верой, завоевывает все новые вершины. Рождается христианская философия, философствование в вере, широко подготовленное греческими отцами церкви, зрелый плод которой мы находим в трудах Августина.

От фидеизма как формы иррационализма Августин далек. Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Напротив, как уже замечено, вера стимулирует и подвигает понимание. Вера - это способ согласного понимания, именно поэтому без мысли нет и не может быть веры. И наоборот, разумное понимание никогда не элиминирует веры, но цементирует ее посредством максимального прояснения. Итак, вера и разум взаимодополнительяы. «Верю, потому что абсурдно», «credo quia absurdum», - этот ход решительно чужд духовному строю Августина. Рождается, таким образом, позиция, которая позже откристаллизуется формулами: «credo ut intelligam» и «intelligo ut credatn» - «верю, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить». Исток этих формул мы находим в книге «Исайи» 7,9 в греческой версии 70 переводчиков.

Что же касается Платона, то и он, по мнению Августина, видел природу последних истин.

 

3. Открытие «личности» и метафизика «душевных глубин»

По-настоящему проблема всех проблем - это не космос, а человек. Не мир загадка, но мы сами. Впрочем, проблема человека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения его сущности вообще. Это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности в ее отдельности и особенности. Так, Августин как личность становится протагонистом собственной философии: наблюдателем и наблюдаемым.

Сравнение с  философом наиболее близким и  дорогим ему по духу наглядно обнажает для нас всю новизну и свежесть такого подхода. Плотин также настаивал на необходимости обратиться во внутренний мир нашей души, где только и следует искать истину, Но, говоря о душе и ее глубинах, он оставался на уровне абстракций, вернее, ригористически лишал ее тонкого покрова индивидуальности, игнорируя конкретный план личностного.

Плотин в  своих работах не только никогда не касался себя самого, но не говорил об этом и с друзьями. Напротив, Августин постоянно говорит о себе в своей «Исповеди», не утаивая ничего, рассказывает не только о родителях, родине, людях, ему дорогих, но обнажает душу свою во всех ее тончайших изгибах, волениях и интимных переживаниях. Более того, именно в таких натяжениях и случающихся разрывах, влекущих к противостоянию воле Божьей, Августин обнаруживает подлинное «я», личностное в человеке, в непроговариваемом смысле.

Как видим, от интеллектуализма греков, у которых понятие воли занимало более чем скромное место, нас отделяет заметная дистанция. Проблема «я», полагает Похленц, рождается у Августина в процессе внутренней борьбы: первый толчок - в драме внутреннего мира, который вдруг дал трещину, что заставило его долго страдать, - это неустраняемая внутренняя противоречивость его воли, желаний, которую ему удалось превозмочь лишь в результате полного отречения от собственной воли в пользу воли Бога, посредством мучительных усилий удалось сделать своей.

Ясно, что мы находимся  перед лицом абсолютно нового явления: греческая философия не ведала противоречивости религиозного чувства такого накала, для нее воля - совсем не та сила, которая автономным образом определяет жизнь, но функция, тесно связанная с интеллектом, указывающим воле цель движения. «Я» как таковое, как унитарное основание дано сознанию непосредственно, но никак не в качестве объекта рефлексии.

Следовательно, религиозная проблематика возникает  в процессе осознания противоречия, несовпадения человеческой воли с Божественной, что, в конце концов, ведет к открытию «Я» как личности.

Информация о работе Философия Аврелия Августина