Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августниа……………………...…4
2. Философствование в вере……………………………………………………...8
3. Открытие «личности» и метафизика «душевных глубин»…………………..8
4. Истина и прозрение…………………………………………………………...10
5. Бог……………………………………………………………………………...13
6. Троица………………………………………………………………………….14
7. Творение, Идеи как мысли Бога……………………………………………...15
8. Структура темпоральности и вечность………………………………...……17
9. Зло и его онтологический статус………………………………………...…..17
10. Воля, свобода, благодать………………………………………………...….19
11. «Град земной» и «Град Божий»……………………………………...……..19
12. Суть человека - это любовь…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………...23
9. Зло и его онтологический статус
С проблемой творения тесно связана проблема зла. Толкование ее Августином сохранило свою ценность и для нас сегодняшних.
Августин, как известно, переболел манихейским дуализмом; ключ к решению проблемы он видит у Плотина. Зло не есть сущее, не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие (дефект).
Однако Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла:
1) метафизико-онтологический,
2) моральный,
3) физический.
10. Воля, свобода, благодать
Мы уже говорили о том, какую роль понятие воли играет в теории Августина. Можно даже утверждать, что именно с него берет начало философская рефлексия воли, переворачивающая греческую антропологию, преодолевающая моральный интеллектуализм, его предпосылки и выводы. Беспокойная внутренняя жизнь самого Августина и его духовное сформирование в лоне латинской культуры подвигли его к такому толкованию Библии, которое можно было бы назвать «волюнтаристским». Кроме того, Августин - первый писатель, сумевший в точных терминах описать конфликты воли.
Свобода - свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Так находит свое разрешение парадокс Сократа о возможности понимать благо и все же творить зло. Разум принимает, но воля отвергает благо, поскольку она, хотя и принадлежит человеческому духу, имеет свою автономию, образуя инаковость разума. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, т.е. не имеющим разумного обоснования, не согласующимся с пониманием.
Первородный грех - это грех высокомерия, уклонение воли, впадающей в рабство, потеря вертикали. Свободная воля тогда лишь подлинно свободна, когда не допускает зла. Такой запрет был изначальным образом дан человеку. Однако первородный грех сделал волю уязвимой, нуждающейся в Божественной благодати. С этих пор человек перестал быть «автаркичным» в моральной жизни: ему теперь нужна помощь, помощь Бога.
11. «Град земной» и «Град Божий»
Зло - это любовь к себе, надменная спесь, благо - любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют «Град небесный».
Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града - пилигримом, странником. Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй - к спасению во веки вечные.
История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома - Церкви.
Августин настаивает в конце «Града Божьего» на догме воскрешения. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она все же останется.
12. Суть человека - это любовь
Начиная с Сократа и позже бытовал в философии взгляд, согласно которому добродетельный человек тот, кто знает (способен к познанию), что благо и добродетель суть науки. Взгляд Августина иной: достойный человек тот, кто любит, более того, тот, кто любит достойное любви.
Августин также отрабатывает точный критерий любви путем разведения двух понятий - uti (пользоваться) и frui (наслаждаться). Конечные блага используются как средства, утилизуются. Они не могут по своей природе стать объектами наслаждения, как если бы они были бесконечными целями.
Так добродетель человека с греческого модуса познания Августин переводит в модус любви. «Ordo amoris» (порядок любви) - любовь к себе, другим, вещам с точки зрения их онтологического достоинства, того, чем назначено быть каждому из них.
Философствование в вере, означает, что в акте бескорыстного дара - любви рождается творение, а действием такого же дара-любви приходит искупление. Так возникла новая интерпретация человека, его истории как индивида, затем как гражданина, наконец, в перспективе любви.
Эмблемой августиновой мысли могла бы стать латинская фраза: «pondus meum, amor meus» - «мой вес моя любовь». Состав человека определяем весом его любви, цена личности - даром любить. Его судьба, земная и потусторонняя, определена все тем же - любовью дарованной и дарующей.
Заключение
Аврелий Августин был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа.
Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Греки склонялись к финализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение милости.
Августин полагал, что истина доступна лишь индивидам, а также считал ее привилегией церкви. Отсюда в творчестве Августина вытикают много противоречий и натяжек. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все переплеталось в его творчестве.
Весьма мало места Августин отводил искусству, культуре и естественным наукам. Он имел много последователей.
Список используемой литературы
1. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во; Изд-во Новосиб. Ун-та, 2001. – 992 с. (427-443)
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 368 с. (49-77)
3. Августин. О Троице. / Пер. А. А. Тащиана.
(Серия «Патристика. Тексты и исследования»).
Краснодар, Глагол. 2004. 416 стр. - [Электронный
текст] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
1
Августин. О Троице. / Пер. А. А. Тащиана.
(Серия «Патристика. Тексты и исследования»).
Краснодар, Глагол. 2004. 416 стр. – {Электронный
текст} – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/