Философия Буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 05:10, реферат

Описание работы

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула её основателя Будды, что означает «просветлённый». Будда Шакьямуни жил в Индии в V-IV вв. до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Учение Будды Шакьямуни……………………………………6
Глава 2. Религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна………..12
Глава 3. Философские школы буддизма……………………………….17
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………22

Файлы: 1 файл

Философия Буддизма_без титульника.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Москва - 2012

Содержание:

 

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Глава 1. Учение Будды Шакьямуни……………………………………6
    3. Глава 2. Религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна………..12
    4. Глава 3. Философские школы буддизма……………………………….17
    5. Заключение……………………………………………………………….20
    6. Список использованной литературы……………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула её основателя Будды, что означает «просветлённый». Будда Шакьямуни жил в Индии в V-IV вв. до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев). Сами буддисты ведут отсчёт своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Современная историческая наука датирует жизнь Будды 563-483 гг. до н.э. Отцу его было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мёртвого человека, а также монаха. Отец не хотел этого и создал для своего сына искусственную обстановку – и Сиддхартха вырос, ничего не зная о чёрной стороне жизни. Несмотря на старания отца, царский сын однажды вышел за пределы дворца. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворяло его. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

Подобно всем великим  учителям древности, Будда облекал  свои поучения в форму бесед и  в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно  передавались от одних учеников к другим. Сам Будда ничего не писал. Учение было записано на народном языке пали при царе Ашоке на острове Цейлон. Канон получил название «Типитака» (что в переводе означает «Три корзины»), другое название текстов – «Палийский канон». Эти три канонические работы называются «Винайя-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. «Винайя-питака» излагает правила и нормы жизни буддийских монахов и устав буддийской монашеской общины. «Сутта-питака» - сборник проповедей Будды и одобренных Буддой проповедей его главных учеников, а также афоризмы Будды. «Абхидхамма-питака» - изложение психо-этической философии буддизма, метафизическая часть учения Будды. Наибольший интерес представляет «Сутта-питака», состоящая из пяти частей, особенно её последняя, пятая, часть – «Кхуддака-никая» («Собрание коротких поучений»), содержащая шедевры буддийской прозы и поэзии. Наиболее значительные из них «Дхаммапада» («Стезя добродетели»), которая состоит из 423 стихотворных сутр, разделённых на 26 глав. Большую философскую ценность имеет также дошедшее до нас сочинение «Милинда Панха» - «Вопросы царя Милинды», время написания которого неизвестно.

С течением времени число  последователей Будды настолько  возросло, что это привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.

Так как буддизм процветал  во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся  под влиянием прежней религии  и убеждений обращаемых. Возникшие  в результате этого религиозные  школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках очень велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Учение Будды Шакьямуни.

 

Буддизм возник как антибрахманское  нравственное учение и выступал против сложившийся в Индии системы  варн.

Будда сознательно избегал  больших мировоззренческих вопросов о мироздании, душе и об её взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа телу или же отлична от тела, смертна душа или бессмертна, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал их бесполезными.

Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все  они отличаются друг от друга, так  как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели - состоянию освобождения от всякого страдания, но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий. Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил.

Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных  для морального усовершенствования и недоступных познанию, Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания.

Основные положения, высказанные  Буддой о жизни, стали известны под названием «четырех благородных истин»:

1) Жизнь в мире полна  страданий;

2) Есть причина этих  страданий;

3) Можно прекратить страдания;

4) Есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Все учение Будды сосредоточено  вокруг этих четырех истин.

Первая благородная  истина — о наличии страданий. Молодой Сиддхартха был поражен увиденными картинами страданий человека — болезнями, старостью и смертью. Однако просветлённый Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья. Пессимизм подобного рода присущ всем индийским философским системам. Кратковременность удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжёлые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

Вторая благородная  истина — о причине страданий. Хотя наличие страданий признается всеми индийскими мыслителями, но в определении этого явления они не всегда единодушны. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание. Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т. п., кратко обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возникают из факта рождения. Если бы человек не был рождён, он не знал этих тягостных состояний.

Третья благородная  истина — о прекращении страданий — вытекает из второй: о том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Прежде всего следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определённые условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Но достичь состояния нирваны нелегко. В «Дхаммападе» сказано: «Трудно стать человеком; трудна жизнь смертного; трудно слушать истинную дхамму; трудно рождение просветлённого» (XIV, 182).

Четвёртая благородная  истина говорит о «пути», ведущем  к освобождению от страдания. Этот путь получил название «срединный». Для преодоления жажды жизни необходимо пройти восемь ступеней: 1) должное понимание четырёх истин; 2) правильная решимость, т.е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами; 3) правильная речь, т.е. воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, скабрезных и фривольных разговоров; 4) правильное действие, т.е. непричинение зла живому, воздержание от воровства; 4) правильный образ жизни, т.е. привычка жить честным трудом; 6) правильное усилие, т.е. борьба с соблазнами и дурными мыслями; 7) правильное направление мысли, т.к. понимание преходящего характера всего и отрешённость от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму; 8) правильное сосредоточение.

О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна. Есть причина достижения нирваны (это вышеуказанный путь), но нет причины возникновения нирваны. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется. Это уже не состояние человека, а состояние мироздания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. О нирване нельзя сказать ни того, что она возникла, ни того, что она не возникла, ни того, что она должна возникнуть. Её нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. 

Во второй проповеди  «Анатма-лакшана-сутра» утверждается, что души как особой неизменной вечной сущности нет, а тем самым нет и «я». То, что принимают за «я», есть на самом деле непрерывный и причинно связанный поток психических состояний. То, что называют душой – механическая совокупность тела, чувств, восприятия, действий и самосознания.

Важным в буддизме является понятие о сансаре или «колесе бытия». К страданию приводит цепь причин и следствий. «Колесо бытия» приводится в движение тем, что нам присуще от рождения неведение истины, ибо в своём предшествующем существовании мы не знали и не могли понять истину. Для буддизма важно не то, имеет ли мироздание начало и конец во времени и в пространстве или не имеет. Важно то, что внутри мироздания всё причинно связано, всё друг от друга зависит, поэтому там ничего не происходит случайно. В буддизме мы находим одну из наиболее ранних в истории философии формулировок закона причинности. Этим объясняется и буддийское понимание кармы, кармы как закона причинности.

Буддизм принципиально не различает  субъект и объект. Но на самом  деле буддизм учит о первенстве психического перед физическим.

Для первоначального буддизма характерно также убеждение в универсальной  изменчивости сущего. Буддизм учит: то, что кажется вечным, исчезнет; высокое снизится; где есть встреча, там будет и разлука; всё, что рождено, умрёт. Позднее эта черта мрачной диалектичности буддизма приняла крайнюю формы: никакая вещь не существует долее одного весьма малого неделимого момента времени, ибо в следующий момент она уже другая. Ни одна вещь не остаётся неизменной в течении любых двух моментов.

Важным моментом философии буддизма является так называемая теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей. Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает  все явления духовного и материального  мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). Имеется причина — возникает и следствие. Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно. Эта теория носит название теории зависимого происхождения. Эта теория, как пояснил сам Будда, позволяет избежать крайностей двух учений: с одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего существующего.

Информация о работе Философия Буддизма