Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:55, реферат
Проблема бытия, разработанная в немецкой философии примерно в середине XVII века, просуществовала в заданном немецкой классикой виде почти 20 лет, и инициировала постановку многих фундаментальных проблем философии; к ним принадлежат вопрос об отношении мышления к бытию, идея активности мышления, тема противоречий в мышлении и бытии ит.д.
Введение…...........................................................................................................3
1.Проблема бытия в истории философии...........................................................................................................5
2.Объективная и субъективная реальность.........................................................................................................12
3 Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия..................................................................................................15
4. Вечные» вопросы бытия: кто мы? Зачем мы? Что есть истина? Как жить? Что нас ждёт в будущем?............................................................................................................19
5. Заключение....................................................................................................24
Список использованной литературы
министерство здравоохранения
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная фармацевтическая академия»
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ
И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Философия бытия
Выполнила: студентка 2 курса
ФЗО Абдуллина А.В.
Шифр 219.
23.12.2013.
Содержание
Введение….....................
1.Проблема бытия в истории философии.....................
2.Объективная и субъективная
реальность....................
3 Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия................
5. Заключение....................
Список использованной литературы
Введение
Нас людей как мыслящих существ, естественно интересует вопрос: как возник наш человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возможным? Что представляет собой реальный предмет, реальный мир? Каково его бытие? Мы, конечно, уверены в том, что бытие есть, но на чем зиждется подобная уверенность? И что такое “бытие есть”?
Проблема бытия, разработанная в немецкой философии примерно в середине XVII века, просуществовала в заданном немецкой классикой виде почти 20 лет, и инициировала постановку многих фундаментальных проблем философии; к ним принадлежат вопрос об отношении мышления к бытию, идея активности мышления, тема противоречий в мышлении и бытии ит.д. В середине XVI — начале XVIIIвв. понятие бытия еще не сформировалось; философское внимание в этот период было сосредоточено на понятии природы. Сначала это была природа, тесно связанная с актом божественного творения, вследствие чего зачастую сливалась с Богом, как, например, Бог-природа у Спинозы. Однако допущение такого нераздельного единства позволило уже ввести в природу самодвижение, признать развитие ее по имманентным законам.
С середины XVII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и несобственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Без превращения природы в бытие и определения самого понятия «бытие» мышление не могло бы быть понято как теоретический, познающий разум, а философия – сформироваться как логика науки.
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Проблема бытия в истории философии.
В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается фундаментальной, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь ею, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свое отличие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере, адекватно не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции (правда, и они являются моментами философского познания). Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный характер такого мышления, в котором бытие может для нас «открыться».Это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя то и другое присуще философской мысли), а особый способ жизни, существование в «бодрствующем» режиме, в котором можно удерживаться только крайним напряжением человеческих сил и только в течение некоторого времени, в краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие ход нашей повседневной обыденной жизни.
Истины, полученные с помощью такого мышления, всегда будут живыми. Их можно достичь только благодаря собственному уникальному опыту само испытания, лишь заплатив за них жизнью, положив ее всю без остатка на поиски своего незаместимого и уникального места в этом мире, в котором все уже сказано и продумано, все уже есть, и все места заняты. К таким истинам можно только приобщиться, их нельзя передать другому, как передают научные знания. Тот, кто постиг такую истину, должен быть «живым» в самом строгом смысле этого слова. При обыкновенной механической передаче, популяризации, эти истины становятся пошлыми, жалкими, бедными и нужными только для статистики.
Поиски бытия в философии - это не узкопрофессиональные упражнения небольшой группы людей, погруженных в своими кастовые интересы и разговаривающих на своем специфическом языке (хотя это тоже имеет место), а поиски, говоря Словами М. Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К. Маркс весьма приблизительно назвал отчуждением. Человек,вооруженный научным мышлением и мощным инструментарием,убежден, полагал К. Юнг, что, даже построив самый мощный и большой телескоп, ничего принципиально нового не найдет за звездными туманностями, что его взгляд обречен на блуждание в мертвой пустоте неизмеримых пространств. Ему не будет легче и от того, что откроет математическая физика в мире бесконечно малого. За долгие века своей истории и бесконечных социальных экспериментов человек убедился в невозможности построить рай на земле или даже достичь более или менее счастливой жизни для большинства.
Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.
Первый период
- мифологическое истолкование бытия.
Второй этап связан
с рассмотрением бытия "самого по себе"
(натуралистическая онтология).
Третий период
начинается с философии И. Канта. Бытие
рассматривается как нечто связанное
с познавательной и практической деятельностью
человека. В ряде направлений современной
философии делается попытка переосмыслить
онтологический подход к бытию, который
исходит уже из анализа человеческого
существования.
Существо развития
научного и философского знания заключается
в том, что человек все более сознает себя
как субъекта всех форм своей деятельности,
как творца своей социальной жизни и форм
культуры.
В истории философии
первую концепцию бытия дали древнегреческие
философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики.
Для них бытие совпадает с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом.
Одни из них рассматривали
бытие как неизменное, единое, неподвижное,
тождественное себе. Таковыми были взгляды
древнегреческого философа Парменида.
Существо его философской позиции заключается
в проведении принципиального различия
между мышлением и чувственностью, а соответственно
и между мыслимым миром и миром чувственно
познаваемым. Это было подлинным философским
открытием. Мышление и соответствующий
ему мыслимый, умопостигаемый мир есть
прежде всего "единое", которое Парменид
характеризовал как бытие, вечность и
неподвижность, однородность, неделимость
и законченность, противопоставляя его
становлению и кажущейся текучести. Для
богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует
только настоящее.
Он дает одну
из первых формулировок идеи тождества
бытия и мышления: "мыслить и быть есть
одно и то же", "одно и то же мысль
и то, на что мысль устремляется". Такое
бытие, по Пармениду, никогда не может
быть небытием, поскольку последнее - это
нечто слепое и непознаваемое; бытие не
может ни происходить из небытия, ни каким-либо
образом содержать его в себе.
Другие философы древности рассматривали
бытие как непрерывно становящееся. Так,
Гераклит сформулировал ряд диалектических
принципов бытия и познания. Диалектика
у Гераклита - концепция непрерывного
изменения, становления, которое мыслится
в пределах материального космоса и в
основном является круговоротом вещественных
стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь
выступает у философа знаменитый образ
реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку
в каждый момент она все новая.
Наиболее резко выразил это Платон, который
противопоставляет чувственные вещи чистым
идеям как "мир истинного бытия".
Душа когда-то была близка богу и "поднявшись,
заглядывала в подлинное бытие". Теперь
же, отягощенная заботами, "с трудом
созерцает сущее".
Важнейшей частью философской системы
Платона является учение о трех основных
онтологических субстанциях (триаде):
"едином", "уме" и "душе".
Основой всякого бытия является "единое",
которое само по себе лишено каких-либо
признаков, не имеет частей, то есть ни
начала, ни конца, не занимает какого-либо
пространства, не может двигаться, поскольку
для движения необходимо изменение, то
есть множественность. К бытию не применимы
признаки тождества, различия, подобия
и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать,
оно выше всякого бытия, ощущения, мышления.
В этом источнике скрываются не только
"идеи", или "эйдосы", вещей, то
есть их субстанциальные духовные первообразы
и принципы, которым Платон приписывает
вневременную реальность, но и сами вещи,
их становление.
Красота жизни и реального бытия для Платона
выше красоты искусства. Бытие и жизнь
есть подражание вечным идеям, а искусство
есть подражание бытию и жизни, то есть
подражание подражанию.
Аристотель подверг критике учение Платона
об идеях и дал решение вопроса об отношении
в бытии общего и единичного. Единичное
- то, что существует только "где-либо"
и "теперь", оно чувственно воспринимаемо.
Общее - то, что существует в любом месте
и в любое время ("повсюду" и "всегда"),
проявляясь при определенных условиях
в единичном, через которое оно познается.
Общее составляет предмет науки и постигается
умом.
Для объяснения
того, что существует, Аристотель принимал
4 причины:
* сущность и суть бытия, в силу которой
всякая вещь такова, какова она есть (формальная
причина);
* материя и подлежащее (субстрат) - то,
из чего что-либо возникает (материальная
причина);
* движущая причина, начало движения;
* целевая причина - то, ради чего что-либо
осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной
из первых причин и считал ее некоторой
сущностью, он видел в ней только пассивное
начало (возможность стать чем-либо), всю
же активность приписывал остальным трем
причинам, причем сути бытия - форме - приписал
вечность и неизменность, а источником
всякого движения считал неподвижное,
но движущее начало - бога. Бог Аристотеля
- "перводвигатель" мира, высшая цель
всех развивающихся по собственным законам
форм и образований.
Христианство проводит различие между
божественным и сотворенным бытием, между
богом и миром, который сотворен им из
ничего и поддерживается божественной
волей. Человеку предоставлена возможность
свободного движения к совершенному, божественному
бытию. Христианство развивает античное
представление о тождестве бога и совершенства
(блага, истины и красоты). Средневековая
христианская философия в традициях аристотелизма
различает действительное бытие (акт)
и возможное бытие (потенция), сущность
и существование. Всецело актуально только
бытие бога.
Резкий отход от этой позиции начинается
в эпоху Возрождения, когда получил общее
признание культ материального бытия,
природы, телесного. Эта трансформация,
которая выражает новый тип отношения
человека к природе, - отношения, обусловленного
развитием науки, техники и материального
производства, подготовила концепции
бытия XVII - XVIII веков. В них бытие рассматривается
как реальность, противостоящая человеку,
как сущее, осваиваемое человеком в его
деятельности. Отсюда возникает трактовка
бытия как объекта, противостоящего субъекту
как косной реальности, которая подчинена
слепым, автоматически действующим законам
(например, принципу инерции) и не допускает
вмешательства каких-либо внешних сил.
Исходным в трактовке бытия для всей философии
и науки этой эпохи является понятие тела.
Это связано с развитием механики - главной
науки XVII - XVIII веков. В свою очередь, такое
понимание бытия послужило основой естественнонаучного
представления о мире в то время. Период
классической науки и философии можно
охарактеризовать как период натуралистически-
Относительно понятия субстанции у нидерландского
философа бытия Спинозы можно заметить,
что это - метафизически переряженная
природа в ее оторванности от человека.
В этих словах характеризуется одна из
особенностей философии этого времени
- противопоставление природы человеку,
рассмотрение бытия и мышления сугубо
натуралистически.
Спиноза сделал центральным пунктом своей
онтологии тождество бога и природы, которую
он понимал как единую, вечную и бесконечную
субстанцию, исключающую существование
какого-либо другого начала, и тем самым
- как причину самой себя. Признавая реальность
бесконечно многообразных отдельных вещей,
он понимал их как совокупность модусов
- единичных проявлений единой субстанции
Это важная особенность концепций бытия
в новое время. Она состоит в том, что для
них характерен субстанциальный подход
к бытию, когда фиксируются субстанция
(неуничтожимый, неизменный субстрат бытия,
его предельное основание) и ее акциденции
(свойства), производные от субстанции,
преходящие, изменяемые.
С разными модификациями
все эти особенности в понимании бытия
обнаруживаются в философских системах
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания),
Б. Спинозы, у французских материалистов,
в физике Р. Декарта.
Но в метафизике Декарта берет начало
иной способ истолкования бытия, при котором
бытие определяется на пути рефлективного
анализа сознания, то есть анализа самосознания,
или же на пути осмысления бытия сквозь
призму человеческого существования,
бытия культуры, социального бытия.
Тезис Декарта - "cogito ergo sum" - мыслю,
следовательно существую - означает: бытие
субъекта постигаемо в акте самопознания.
Основная черта философского мировоззрения
Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей"
и "протяженной" субстанции. Человек
есть реальная связь бездушного и безжизненного
телесного механизма с душой, обладающей
мышлением и волей. Из всех способностей
человеческой души он выдвигал на первое
место волю. Главное действие аффектов,
или страстей, состоит в том, что они располагают
душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено
тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив
тем самым человека от животных.
Декарт видел конечную задачу знания в
господстве человека над силами природы,
в открытии и изобретении технических
средств, в познании причин и действий,
в усовершенствовании самой природы человека.
Он ищет безусловно достоверное исходное
основоположение для всего знания и метод,
посредством которого возможно, опираясь
на это основоположение, построить столь
же достоверное здание всей науки.
Исходный пункт философских рассуждений
Декарта - сомнение в истинности общепризнанного
знания, охватывающее все виды знания.
Однако, сомнение есть не убеждение агностика,
а только предварительный методический
прием. Можно сомневаться в том, что существует
внешний мир, и даже в том, существует ли
мое тело. Но само мое сомнение во всяком
случае существует. Сомнение же есть один
из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку
я мыслю. Если, таким образом, сомнение
- достоверный факт, то оно существует
лишь поскольку существует мышление, поскольку
существую я сам в качестве мыслящего.
Эти линию развивает немецкий философ
Г. Лейбниц, который выводит понятие бытия
из внутреннего опыта человека, а крайнего
выражения она достигает у английского
философа Дж. Беркли, отрицающего существование
материального бытия и выдвигающего субективно-идеалистическое
положение "быть - это значит быть в
восприятии".
Не отрицая существования вещей самих
по себе, И. Кант рассматривает бытие не
как свойство вещей, а как связку суждения.
"...Бытие не есть реальный предикат,
иными словами, оно не есть понятие о чем-то
таком, что могло бы быть прибавлено к
понятию вещи... В логическом применении
оно есть лишь связка в суждении". Прибавляя
к понятию характеристику бытия, мы не
прибавляем ничего нового к его содержанию.
Диссертация "О форме и принципах чувственно
воспринимаемого и умопостигаемого мира"
явилась началом перехода к воззрениям
"критического" периода, главными
произведениями которого стали "Критика
чистого разума", "Критика практического
разума" и "Критика способности суждения".
Основу всех трех "Критик" составляет
учение Канта о явлениях и о вещах, как
они существуют сами по себе, - "вещах
в себе". Познание наше начинается с
того, что "вещи в себе" воздействуют
на органы внешних чувств и вызывают в
нас ощущения. В этой предпосылке своего
учения Кант - материалист. Но в учении
о формах и границах познания Кант - идеалист
и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения
нашей чувственности, ни понятия и суждения
нашего рассудка не могут дать никакого
теоретического знания "о вещах в себе".
Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические
знания могут неограниченно расширяться
и углубляться, но это ни на йоту не приблизит
нас к познанию "вещей в себе".