Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:55, реферат
Проблема бытия, разработанная в немецкой философии примерно в середине XVII века, просуществовала в заданном немецкой классикой виде почти 20 лет, и инициировала постановку многих фундаментальных проблем философии; к ним принадлежат вопрос об отношении мышления к бытию, идея активности мышления, тема противоречий в мышлении и бытии ит.д.
Введение…...........................................................................................................3
1.Проблема бытия в истории философии...........................................................................................................5
2.Объективная и субъективная реальность.........................................................................................................12
3 Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия..................................................................................................15
4. Вечные» вопросы бытия: кто мы? Зачем мы? Что есть истина? Как жить? Что нас ждёт в будущем?............................................................................................................19
5. Заключение....................................................................................................24
Список использованной литературы
Для И. Фихте подлинным
бытие является свободная, чистая деятельность
абсолютного Я, а материальное бытие есть
продукт этой деятельности. У Фихте впервые
в качестве предмета философского анализа
выступает бытие культуры, бытие, созданное
деятельностью человека.
В основе философии Фихте лежит убеждение
в том, что практически-деятельное отношение
к предмету предшествует теоретически-созерцательному
отношению к нему. Сознание не дано, а задано,
порождает себя. Очевидность его покоится
не на созерцании, а на действии, она не
усматривается интеллектом, а утверждается
волей. Сознай свое Я, создай его актом
этого осознания - таково требование Фихте.
Этим актом индивид рождает свой дух, свою
свободу.
"От природы" индивид есть нечто непостоянное:
его чувственные склонности, побуждения,
настроения всегда меняются и зависят
от чего-то другого. От этих внешних определений
он освобождается в акте самопознания:
его самотождественность - "Я есмь Я"
- результат свободного действия Я. Самоопределение
предстает как требование, задача, к решению
которой субъекту суждено вечно стремиться.
Этот тезис развивает Ф. Шеллинг, согласно
которому природа, бытие само по себе есть
лишь неразвитый, дремлющий разум. В своем
труде "Система трансцендентального
идеализма" он отмечает, что "свобода
является единственным принципом, к которому
здесь все возводится, и в объективном
мире мы не усматриваем ничего вне нас
существующего, но лишь внутреннюю ограниченность
нашей собственной свободы деятельности".
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается
как первая, непосредственная и весьма
неопределенная ступень в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного к
конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение
материализует свою энергию, а в своем
дальнейшем движении и деятельности самопознания
он снимает, преодолевает отчужденность
бытия от идеи и возвращается к самому
себе, так как сущность бытия составляет
идеальное. Для Гегеля подлинное бытие,
совпадающее с абсолютным духом, есть
не косная, инертная реальность, а объект
деятельности, полный беспокойства, движения
и фиксируемый в форме субъекта, то есть
деятельно.
С этим связан и историзм в понимании бытия,
который берет свое начало в немецком
классическом идеализме. Правда, история
и практика здесь оказываются производными
от духовной деятельности.
Установка на рассмотрение бытия как продукта
деятельности духа характерна и для философии
конца XIX - начала XX веков. При этом по-новому
истолковывается само бытие. Основная
тенденция в развитии представлений о
бытие совпадает с тенденцией развития
научного знания, которое преодолевает
как натуралистичски-
Объективная
и субъективная реальность.
Одним из центральных вопросов в теории
познания – является вопрос о реальности.
Вернее, о различных её видах: обычной
и виртуальной, объективной и субъективной,
научной и находящейся за пределами научной
реальности, смешанной, и т.д.
Разберёмся сперва в таких видах реальности
как объективная и субъективная:
Объективность – означает независимость
существования вещей и явлений от воли
нашего сознания. Объективная реальность
– это реальность, которая продолжала
бы своё существование и без нас. Такая
реальность – может быть сутью, например,
повседневной окружающей действительности.
Субъективность же – это существование
вещей и явлений по воле нашего сознания.
Реальность субъективная – с очевидностью
имеет место в сновидениях и в воображении.
Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в
сновидениях и мечтах – создаются нашим
сознанием, т.
е. субъективно.
В сновидении – это происходит неосознанно.
А в воображении (мечтах) – осознанно. Сновидения
и мечты воображение) т.о. – две разновидности
субъективной реальности.
Философы, с древних
времён – дискутируют и спорят о том, какова
реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна
она или субъективна, т.е. насколько вещи
и явления Мира, в котором мы живём, зависят
от нашего сознания. Как узнать, не придумываем
ли мы, неосознанно, сами наш окружающий
Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно.
Возможно и то, что наша жизнь – лишь сон,
сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае
– закончится не смертью, а пробуждением,
или новой жизнью (как новым сновидением).
Верить в жизнь как сон – т.о. весьма приятно
и утешительно.
Возможность
того, что Мир вокруг может быть сновидением
– была осознана ещё в древней Греции
(Сократ: «Познай самого себя – и ты познаешь
весь Мир»).
В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.
Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.
Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.
Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.
Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.
Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.
Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.
Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами мир наполнен жеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:
С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:
Кроме этих форм бытия, которые служат объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе. Прежде чем переходить к выяснению того, что такое природное бытие, отметим, что человеческое знание об этой самой первой и важнейшей форме бытия, благодаря чему, собственно, и стало возможным высказываться по поводу рассматриваемой проблемы, опирается на весь опыт практической и умственной деятельности человека, на многочисленные факты и аргументы прикладных и теоретических наук, собранные и обобщенные за все время существования культурного человечества. Эти же выводы убедительно подтверждаются современной наукой. Природное бытие — это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерная особенность этой формы бытия — ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития. Еще один аргумент в обоснование незыблемости существеннейших качеств природного бытия заключается в том, что, несмотря на появление человека, его сознательную деятельность и воздействие на природу (нередко разрушительную) человечество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом главном, в том, что касается основ его существования, продолжает зависеть от природных явлений.
Весомым свидетельством в пользу первичности и объективности природы может служить то, что физическое и умственное состояние человека зависит от природных условий. Если допустить какие-то даже не очень существенные изменения в природе, например, повышение или понижение на несколько градусов средней температуры на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу же создаст непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. А уж если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человечества. Наконец, нельзя не сказать еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования человечество шаг за шагом — и надо сказать с огромными трудностями — овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве, существует немало такого, что сейчас, а возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту.
Следовательно, при анализе природной формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности и объективности, в силу своей бесконечности и безмерности, природа или универсум в целом никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и мыслью. Материальное бытие, произведенное человеком или, как его еще называют “вторая природа” — это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. “Вторая природа” или “второе бытие” — это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья). Во взаимоотношениях между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого” бытия. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, порождаемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.